Интервью с руководителем веб-подразделения компании Neolabs Web Solution Артемом Исмагиловым о развитии Казнета, об обреченности казахстанских соцсетей.
Создать сайт нетрудно, вложить в него душу значительно сложнее. Авторы акции «Сайт в хорошие руки» веб-подразделения компании Neolabs Web Solution помогают людям нести добро в массы. Как бы громко это не звучало. Они разрабатывают сайты организациям, у которых есть хорошая идея и желание помочь окружающим, но нет возможности сделать веб-ресурс за деньги. О развитии Казнета, об обреченности казахстанских соцсетей и оригинальных пожеланиях заказчиков читайте в нашем интервью с руководителем данной акции Артемом Исмагиловым.
— Артем, расскажите об акции «Сайт в хорошие руки».
— Проект был запущен в апреле 2008 года, цель этой акции — разрабатывать сайты компаниям, у которых нет достаточных средств на создание веб-ресурса. Детские дома, частные фонды, благотворительные организации — мы делаем им сайты бесплатно, они оплачивают только физические затраты, то есть человеко/часы. Естественно, 500 тенге для создания подобных проектов — это не те деньги. Все делается для того, чтобы поддерживать такие ресурсы в Казнете.
Компания наша делится на несколько подразделений: один отдел занимается компьютерной газетой, есть отдел хостинга, отдел маркетинга, так вот, подобная акция была запущена отделом хостинга еще в 2005 году. Они создавали домены и предоставляли услуги хостинга различным некоммерческим организациям. Потом такой идеей заразились и мы — отдел производства сайтов. Акция также создана поддержать проекты, в которых есть определенная изюминка. Допустим сайт «Ретро Алматы» — к нам обратился человек, который занимается историей становления Алматы, у него было множество фотографий города, архивы, исторические справки, материалы какие-то полезные, история Южной Столицы. Это было и есть то, что нам интересно. Пришел человек с интересной идеей, у которого есть масса информации, есть интерес и желание ее публиковать, но нет возможности. Мы разработали ему сайт, дизайн, навигацию, то есть полностью систему управления и показали, как с этим работать.
В нашей практике, особенно в начале акции, было очень много людей, которые хотели получить продукт, так скажем, на халяву. Они вели какой-то бизнес — туризм, финансовые услуги, компьютерные фирмы, тем не менее, жалились на нехватку средств, а то и отсутствие их совсем. Естественно, таким компаниям было отказано. Девиз акции таков: мы разработаем сайт, с благородными целями или с оригинальным замыслом, ко всем остальным мы останемся равнодушными. Так было раньше и так остается по сей день. Если говорить непосредственно о ходе реализации проекта, то здесь все просто. К нам приходят заявки, в конце месяца мы садимся всей командой, обсуждаем, какая идея наиболее нам интересна, кому помочь в данный момент, берем одну из них и реализуем. На разработку подобных проектов уходит от 20 до 30 дней. За время акции было разработано ориентировочно 11 сайтов. Сайт «Ретро Алматы», ресурс, посвященный истории Казахстана, сайт посвященный мусульманству — довольно интересные проекты. На данный момент у нас находится в разработке сайт Красного Креста и Красного Полумесяца. Мы понимаем, что это крупная всемирная организация и, что у нее, возможно, должны быть средства на разработку веб-ресурсов, но они несут свою миссию совсем в другом, они не являются коммерческой организацией, их цели благородны и мы согласны им помочь.
— Вы перечислили достаточно проектов, но какой лично для вас был наиболее интересен?
— Проект виртуальная церковь. Реалии нашей жизни таковы, что люди стесняются спросить у кого-либо интересующие их вопросы о вероисповедании, многие не могут пойти в церковь в силу каких-то своих причин, у кого-то элементарно нет на это времени. Этот сайт должен помочь таким людям. Ресурс рассказывает посетителям что есть Бог, что такое церковь, основные постулаты религии, она нацелен на то, чтобы оказать посильную психологическую помощь людям, которые в ней нуждаются. На сайте есть интерактивная функция: служитель церкви отвечает на вопросы пользователей в он-лайн режиме. Сейчас делаем интересный проект под названием «Детдом.kz», где проводятся акции милосердия, оказывается помощь детям, которым она очень нужна. Здесь есть система он-лайн пожертвований — такая форма, когда каждый желающий может нажать на фотографию ребенка, прочесть его историю и отправить ему деньги. Существует опция «им уже помогли», в ней пожертвования можно отслеживать, в специальном разделе обнародованы фамилии тех, кто смог помочь ребенку, без сумм, конечно. То есть цель акции «Сайт в хорошие руки» — не заработать деньги и не пропиарится, мы делаем такие проекты для поддержки Казнета, чтобы было больше интересных, нужных, социально направленных проектов. Милосердие, помощь детям, помощь обездоленным, образование населения, поддержка в критических ситуациях — такие акции мы всесторонне поддерживаем. Также у нас есть подразделение рекламы, где разрабатывают банерную рекламу для подобных сайтов. Потому что мало придумать и создать подобный проект, нужно еще, чтобы люди о нем узнали.
— Как долго продлится акция?
— Скорее всего она будет бессрочна. Если к нам придет какая-нибудь компания с задумкой сайта, направленного помощь и благотворительность, мы сделаем. Снова оговорка, сделаем, если это некоммерческие и не государственные организации. В начале акции — май, июнь, август прошлого года, к нам приходило просто огромное количество заявок, причем большая часть из них откровенный бред. Как пример: мальчик написал нам письмо о том, что он ученик 8-го класса, ему очень нравится хип-хоп, и мы обязательно должны помочь ему создать свой сайт. Такое сплошь и рядом. Но главное, что есть вменяемые клиенты, которым очень хочется помочь. Акция не отвлекает нас от основной работы, не несет особой нагрузки. Но, что интересно, такой класс клиентов, даже более любим, чем коммерческий. Потому что это люди, которые конкретно знают, чего они хотят. У них есть цель, они понимают, что основная цель сайта донести информацию до аудитории. А каким образом она будет представлена, это уже наша задача. Корпоративным клиентам ведь не всегда получается объяснить, что они профессионалы в своем деле, а мы в своем, такие люди часто стоят на своем и не идут на компромисс. Организации с благотворительной целью более адекватны в этом вопросе.
Вот тут бы хотелось особо отметить тот факт, что такие клиенты просто находка для компании. Студии, конечно, выгодно создавать сайты для платных заказчиков, процентов 80 это корпоративные сайты, остальные — какие-то электронные инструменты, торговые площадки. Но нам интересно работать с теми, кто, приходя к нам, знает, что им конкретно нужно. С клиентами акции «Сайт в хорошие руки» так обычно и бывает. Они «не гнут пальцы» — мне вот эта кнопочка не нравится, этот серый цвет не совсем серый…
— А в будущем, над какими проектами хотели бы поработать?
— Еще один интересный проект, про который я не рассказал — это «Дорога для жизни». Это просветительский сайт, который мы сделали одним из последних, он посвящен культуре вождения. Я хочу сказать, что хочется, чтобы в Казнете было побольше социальных проектов — проблемы борьбы со СПИДом и другими страшными заболеваниями, поддержка и помощь обездоленным и больным детям. Нужно делать особый упор на милосердие и уделять внимание именно таким сайтам, остальные сами могут себе позволить разработку ресурса. Тем более это не так дорого сейчас.
— Вы начали говорить о наполнения Казнета, что ему еще не хватает до «полного счастья»?
— Нам нужно усиленно продвигать казахоязычные сайты, потому что сейчас это необходимо. Раньше не было популярности у подобных ресурсов, потому что в нашей стране был очень низкий уровень проникновения интернета. Сейчас этот вопрос почти решен и носителям языка в самых отдаленных селениях и аулах необходимо получать информацию на родном для них языке. Проблема в том, что у многих сайтов есть версии на государственном языке, но в большинстве своем они неактивны. Недостаток информационных ресурсов на казахском языке уменьшает значительную часть аудитории казахстанского интернета. Те же «НП», «Время», если эти ресурсы будут выходить на казахском языке, количество посетителей увеличится в разы. Если у газеты «Время» сейчас посещаемость 4–5 тысяч людей, то с появлением казахоязычной версии, смело, можно сказать, аудитория достигнет 20 тысяч человек в день. Казнету не хватает социальных серверов, но, боюсь что эти тапки уже давно заняты. У нас, конечно, есть блоговая система yvision.кz, но по сравнению с российскими «ЖЖ», яндекс.блоги, мы заметно отстаем от тенденций. Время прошло и казахстанцы ушли туда, и теперь нет смысла поднимать подобные проекты здесь. Человек никогда не пойдет В Контакте.kz, потому что есть В Контакте.ru и для него будет трагедией заново регистрироваться, вбивать фото и так далее. В Казахстане был всплеск года 3 назад, когда появились знакомства на mamba, но там все анкеты были очень похожи, скучный интерфейс, поэтому когда появился В Контакте все пользователи ушли туда. Не хватает хороших сайтов в плане оформления. Казнету не достает нормальной информационной составляющей — сайтов, которые предоставят посетителям качественную информацию и хороший сервис. Есть хорошие информационный сайты «Закон.kz», «Время.kz», с недавнего времени «Нур.kz», но их мало. В последнее время появилась масса сайтов, основной составляющей которых является различные развлекательные вещи: бесплатные игры, нелегальный контент. За счет них увеличился поток рекламы в Казнет, так как их посещаемость бьет все рекорды. Но в скором времени их, скорее всего, закроют или заставят удалить весь нелегальный контент и материалы противоречащие законодательству РК. Побольше бы таких ресурсов как Нур.kz, ведь мало того, что там есть все: от прогноза погоды до ТV программы, он реально интересен.
— А вам лично, какая узкоспециализированная социальная Сеть будет интересна?
— Аналог habrahabr.ru был бы очень кстати. Но не факт, что он будет пользоваться здесь популярностью. Потому что собрать всех в одно место, как это сделал в свое время ЦТ, вряд ли уже получится. Он не будут так популярен, потому что специалистов в этой области у нас не очень-то много, и не факт что все они будут сидеть там. А человеку нужно получать авторитетную информацию, получится ли у него это — неизвестно. Как я говорил уже, Казнету не хватает социальных проектов, ну что мы можем придумать такого нового, что завладеет аудиторией, новый facebook? Новый поисковик? Нет, они не нужны и не будут пользоваться популярностью. Вот такие противоречия.
— Основные проблемы в вашей работе?
— Проблема одна — необразованный заказчик. Очень часто клиенты не желают понимать наши идеи, принимать какие-то нововведения. Нам хочется сделать что-то креативное, а заказчики от таких предложений отказываются, ссылаясь на сложность и непонятность проекта. Причем бывает, что в компании клиента находятся люди, которые одобряют и принимают нашу модель, но директор стоит на своем, и мы снова возвращаемся в прошлый век, с какими-то узорчиками, банальным дизайном. Традиции берут свое. Давно известно, что Казахстан в плане информационных технологий и разработке веб-проектов отстает от России на 4–3,5 года. То есть сейчас мы делаем то, что в России делалось 3–4 года назад, это факт, а с нашими заказчиками продвинутся вперед еще сложнее. Приходится работать так, потому что клиент «всегда прав». Пока уровень образованности заказчиков не поднимется, мы будем топтаться на месте. Опять вернемся к тому, что по большей мере это касается клиентов платных, с клиентами, которыми мы работаем в рамках акции работать одно удовольствие.
— Какие сайты в «Избранном»?
— «Колеса» постольку поскольку, Kiwi, но на работе он у нас заблокирован. ЦТ в закладках, Нур.kz в закладках, Закон.kz просматриваю частенько, Крыша — там ТАКИЕ комментарии можно прочесть…
— Какие обои на вашем рабочем столе?
— Природа: дерево, закат, в общем красиво…
— Ваши увлечения?
— Работаем с 10 до 10 :), активным спортом я не занимаюсь, основное и любимое занятие — разработка дизайна. Наша команда искренне верит в слоган — «Дизайн спасет мир». В свободное время разрабатываем, придумываем что-нибудь новенькое. Частенько коллективно отдыхаем в горах.
Комментарии