Идеи должны работать
В Алматы на круглом столе, организованном IT-университетом, обсудили проблему коммерциализации идей отечественных стартаперов.
Несмотря на большое количество вновь создаваемых интернет-стартапов, успеха в нашей стране добиваются единицы. Проблема заключается в том, что пока отечественным стартаперам не удается коммерциализировать свои идеи. Как сделать из генераторов идей успешных бизнесменов? Ответ на этот вопрос корреспондент Profinance.kz попытался найти в рамках круглого стола, организованного совместно с IT-университетом.
С интернет-стартапами нашей стране откровенно не повезло. Чтобы заставить наши головы думать и развиваться, нужны большие усилия. Сегодня в Казахстане функционирует Парк информационных технологий (ПИТ). Для предприятий, которые там представлены, предусмотрена нулевая ставка по НДС, а также по социальному и корпоративному налогу. Однако это плохо работает. Нужно сделать площадку, где стартапы будут развиваться. В связи с этим был создан интернет-ресурс iStartap.kz, куда за последний год было подано 70 проектов. Из них инновационными фондами было отобрано 10 лучших идей. При этом генеральный менеджер processing.kz Константин Горожанкин отметил, что, когда они приглашали различные инвестиционные фонды из стран СНГ и Латвии, чтобы завязать партнерские отношения, последние заметили, что главный недостаток казахстанских стартапов заключается в том, что они не рассчитаны на общемировой рынок. «Даже инновационным фондам в странах СНГ интересны большие проекты, которые охватывали бы, к примеру, целый Таможенный союз, а не только одну страну. Пока наши ребята за прошлый год создали только один такой проект — «Репортер». Это такая система, которая позволяет тестировать мобильные приложения на реальных моделях телефонов», — рассказал Константин Горожанкин.
Однако движение к коммерциализации бизнес-идей в Казахстане все-таки существует. Представители IT-университета в ходе круглого стола выразили надежду, что четыре их проекта, которые были представлены в ПИТ 20 сентября, смогут быть реализованы на производстве. Так, по словам и. о. коммерческого директора Бахыт Алиповой, первый проект — это разработка студентами новой клавиатуры с казахскими буквами. Вторая идея — «Антисон» — устройство, не позволяющее водителю уснуть в долгих переездах. Третья программа — «Антиплагиат» — сверяет тексты в интернете на схожесть. А четвертая идея — это городская книга жалоб и предложений «НурКала» — информационный портал, на котором каждый житель страны или города может оставить свою жалобу.
«Я думаю, что в скором времени произойдет качественный взрыв и молодые люди начнут разрабатывать свой бизнес. В конце прошлого учебного года мы проводили у себя конкурс инновационных проектов, куда было подано свыше 80 проектов. Если из этого количества какая-то часть идей сможет реализоваться в стартапы, то для нашего университета это будет большим успехом», — отметила проректор по учебной работе АО «МУИТ» Раиса Ускенбаева.
Кроме того, на круглом столе было рассказано о создании фонда информационно-телекоммуникационных технологий, бюджет которого составит $30 млн. Планируется, что эта сумма будет поделена на три части. Первая пойдет на формирование службы логистики, вторая — на создание по примеру российской Digital October места встречи технологического сообщества, где на одной площадке смогут работать все инвестиционные фонды и их будущие клиенты. А третья часть будет направлена непосредственно в стартапы. Спикеры единодушно выразили согласие, что за молодыми специалистами — будущая реализация прорывных проектов. В связи с этим радует, что в отечественных университетах вводятся дополнительные дисциплины, призванные взрастить в студентах дух предпринимательства.
Комментарии