Следите за новостями

Цифра дня

Более 2,3 млн обращений поступило в iKOMEK109 по итогам 2024 года

    Депутат мажилиса обратила внимание на развитие цифровых активов в Казахстане

    В депутатском запросе на имя главы правительства Екатерина Смышляева отметила, что на IV заседании Национального курултая глава государства подчеркнул важность развития индустрии цифровых активов в стране.

    27 марта 2025 15:30, Profit.kz
    Рубрики: Общество

    Парламентарий подчеркнула, что президент отметил важность легализации оборота цифровых активов, упорядочивания работы криптообменников и привлечения инвестиций в цифровой майнинг, передает Kazpravda.kz.

    «Первым шагом к созданию правовой базы стал Закон „О цифровых активах“. Он сыграл важную роль на начальном этапе, однако с момента его принятия рынок существенно изменился. У регулятора и участников появилась возможность глубже понять природу и динамику отрасли. Сегодня требуется переход к следующему этапу», — сказала она.

    Анализ правоприменительной практики и текущей ситуации в отрасли выявил ряд системных проблем. Во-первых, ограниченность легального оборота цифровых активов только в рамках криптобирж МФЦА замедлила развитие инфраструктуры, внедрение новых инструментов и способствовала росту теневого обмена.

    Из $15,5 млрд годового оборота лишь $1,4 млрд (9%) приходится на биржи МФЦА, остальное — в «серой зоне». Лицензированные площадки долго не расширяли продуктовую линейку, направляя клиентов на внешние ресурсы. При этом глобальные биржи формально запрещены, но запрет не администрируется.

    Многие пользователи не являются квалифицированными инвесторами и не могут работать на официальных биржах, что подталкивает их к нелегальным обменникам. В результате локализация оборота стала узким горлышком для роста и прозрачности рынка.

    Во-вторых, сокращается участие цифровых майнеров в экономике. После введения лицензирования рынок стал «цивилизованным», но сократился в 4 раза. Майнинг в хорошем смысле «уже не тот»: компании платят налоги, ЦОДы балансируют энергосистему. Однако уровень доверия к ним остается низким, а участие в инновационной экономике — минимальным, несмотря на высокий потенциал.

    В-третьих, сохраняются высокие риски и криминализация отрасли. Сфера цифровых активов стала уязвимой для отмывания средств, что спровоцировало жесткую, порой несоразмерную правоприменительную практику. В ряде уголовных дел по нелегальным обменным операциям суммы взысканий достигают 5–6 млрд тенге — при этом очевидно, что они не будут реально возвращены в бюджет. По сути, кроме реального срока, осужденные получают и пожизненное экономическое наказание. Подобные кейсы отпугивают не только потенциальных нарушителей, но и добросовестных участников рынка.

    В-четвертых, отсутствует необходимая гибкость регулирования. Законодательные изменения не всегда успевают за технологическим развитием отрасли цифровых активов. Перестраивать законотворческий процесс нецелесообразно — необходимы экспериментальные правовые режимы, как инструмент безопасной адаптации к новым решениям.

    В-пятых, практически не развивается сегодня сфера обеспеченных цифровых активов. Например, товарных токенов. Хотя для этого есть правовые условия, активность участников рынка очень низкая.

    Для дальнейшего развития сферы цифровых активов необходимо:

    1. Декриминализовать оборот необеспеченных цифровых активов для физических лиц, при условии использования лицензированных площадок, ужесточив при этом контроль деятельности операторов. Фокус правоприменения должен быть перенесен с простых пользователей на организаторов нелегального оборота.
    2. Расширить инфраструктуру цифровых активов, в том числе за счет введение в правовое поле и в поле финансового мониторинга лицензируемые криптообменники для неквалифицированных инвесторов.
    3. Обеспечить миграцию казахстанских пользователей с глобальных криптобирж на лицензированные площадки, с последующим ограничением доступа к нелицензированным ресурсам.
    4. Пересмотреть составы уголовных правонарушений, скорректировав соразмерность санкций в отношении участников цифрового рынка.
    5. Привлечь лицензированные майнинговые компании к участию в инвестиционных проектах, особенно в области цифровой инфраструктуры и энергетики.
    6. Разделить функции по администрированию сферы цифровых активов между регуляторами исходя из наличия и природы их обеспечения.
    7. Расширить использование экспериментальных правовых режимов в целях правового апробирования новых моделей, включая DAO, DeFi и токенизацию активов.

    «Уважаемый Олжас Абайулы! На данный момент нашей фракцией совместно с регуляторами подготовлены срочные и системные предложения по изменению законодательства, включая проект Цифрового кодекса, который уже 7 месяцев ожидает заключения правительства. Просим вас ускорить согласование указанных инициатив и организовать межведомственное взаимодействие по реализации предложенных мер», — заключила депутат.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.