В Казахстане внедрят е-окно для экспортно-импортных операций
Карим Масимов поручил АИС совместно с госорганами рассмотреть и внести предложения по внедрению процедуры е-окна для экспортно-импортных операций и перехода на электронное декларирование товаров.
Карим Масимов поручил АИС совместно с государственными органами рассмотреть и внести предложения по внедрению процедуры «электронного окна» для экспортно-импортных операций и перехода на электронное декларирование товаров.
В начале осени был опубликован рейтинг международной торговли, основанный на оценках непосредственных участников торгового процесса и отражающий качественный уровень условий для ведения торговли. Первое место в данном рейтинге занял Сингапур, имеющий очень либеральные и эффективные условия для ведения бизнеса и торговли. В рейтинге участвовали 183 страны, и Казахстан занял в нем 182 место. Ниже нас оказался только Афганистан — страна с перманентным вооруженным конфликтом и отсутствием крепкого государственного аппарата.
По словам руководителя казахстанского проекта USAID по либерализации торговли и таможенной реформе (RTLC) Малики Коянбаевой, несмотря на достаточно высокий уровень развития казахстанской экономики и стремление властей к постоянному совершенствованию, таможня пока остается одним из ее слабых мест. «Нами было опрошено 319 респондентов: 119 сотрудников контрольно-пропускных пунктов, 49 брокерских компаний, 15 транспортно-логистических компаний, 123 участника внешнеэкономической деятельности, 11 специалистов по таможенным вопросам. По результатам опроса выяснилось, что при осуществлении экспортно-импортных операций по закону предусмотрена 21 процедура, на деле же их 48. Прохождение всех процедур без учета транспортировки составляет для экспорта
«Компании при проведении одной операции по импорту или экспорту должны заполнить от 33 документов и потратить более 150 тыс. тенге. Именно административные препоны, бюрократичность системы и широкое, неконтролируемое поле для коррупции ставит нашу страну на одно из последних мест в рейтинге международной торговли».
Выход Малика Коянбаева видит в создании Национального единого окна для экспортно-импортных операций. По ее словам, многие развитые страны перешли на систему электронного окна. К примеру, Швеция, систему которой сейчас изучает Казахстан, начала компьютеризацию таможни уже в 1989 году. Ныне шведское единое окно — глобальная система, через которую ежегодно проходит 95% всех таможенных деклараций. 85% всех экспортно-импортных операций в Швеции оформляются автоматически через систему единого окна.
«В идеале система должна выглядеть так, — рассказывает старший эксперт по таможенным вопросам RTLC Шолпан Досымханова. — Бизнесмен решает завезти какой-либо товар в страну. Он заходит в систему ЕО и вводит название товара. Система выдает ему код ТНВЭД, а также показывает все необходимые платежи и особенности импорта данного товара. Бизнесмен на основании договора с поставщиком заполняет предварительную таможенную декларацию, электронным способом производит все необходимые выплаты. В случае необходимости распечатывает документы. Когда товар приходит к казахстанскому таможенному посту, вся информация о сделке уже находится в системе. Сотрудник таможни на основании данных системы проверяет соответствие реального груза декларации и пропускает его на территорию страны. Затем товар приходит к пункту назначения, где бизнесмен производит завершающие необходимые действия».
Как отмечает Шолпан Досымханова, данная ситуация идеальна, и, вероятнее всего, мы придем к ней нескоро. Однако есть к чему стремиться. Система единого окна решает несколько проблем. Первая — информационная. Система будет открыта для любого желающего, и каждый предприниматель сможет выяснить все детали предстоящей сделки: законодательство, платежи, возможные барьеры. Вторая проблема — временные затраты. Не секрет, что сейчас для того, чтобы оформить торговую сделку, предприниматель тратит много времени на получение множества разрешений в различных инстанциях. Система ЕО снижает до минимума количество необходимых для посещения мест. Третья проблема — государственный контроль. С помощью информационных ресурсов единого окна государству легче отслеживать экспортно-импортные операции, вести статистку и контролировать процессы. И, наконец, четвертое — борьба с коррупцией. ЕО сокращает контакты бизнеса и чиновников, снижая риск коррупционных преступлений, так как работа перекладывается на компьютер.
«В создании единого окна 80% — это политическая подготовка. Междведомственные согласования, разработка концепции и технико-экономического обоснования, согласование политики, назначение лидирующей организации — эти вопросы занимают много времени. Техническая работа не представляет собой ничего принципиально сложного, так как уже есть готовые модели и нам нужно просто выбрать одну из них или создать свою, учитывая опыт других стран. В Казахстане есть политическая воля для этого решения. Недаром премьер-министр обратил особое внимание на создание системы. Конечно, есть и определенные барьеры. При введении системы Национального единого окна необходимо будет определить одно лидирующее ведомство», — говорит Малика Коянбаева.
Комментарии