Следите за новостями

Цифра дня

139 тыс. — число POS-терминалов в РК

Карагусова: Базы данных минфина требуют актуализации

Несвоевременная актуализация сведений по объектам недвижимости, транспорту, земельным участкам создает проблемы и неудобств налогоплательщикам.

29 января 2019 10:12, Profit.kz

Депутат мажилиса Гульжана Карагусова напомнила, что начиная с 2015 года они ежегодно рекомендуют правительству принять необходимые меры для решения данной проблемы. Однако за четыре года так ничего и не сделано, передает «Курсив».

«В итоге страдают налогоплательщики. Вот и летом 2018 года из-за несвоевременной организации разъяснительной работы с населением, граждане узнавали о наличии налоговой задолженности и связанных с этим ограничениях прямо в банках и аэропортах. Более того, эти сведения зачастую были некорректными. Несвоевременная актуализация сведений по объектам недвижимости, по транспорту, по земельным участкам создала массу проблем и неудобств для всех налогоплательщиков. В результате многие не смогли вовремя выехать в отпуска, открыть банковские счета, получить кредиты и потеряли время, доказывая своевременность оплаты начисленных налогов», — указала она.

Депутат отметила, что на решение данных задач выделялись и выделяются значительные средства из бюджета. В частности, по ее данным, только в 2015–2018 годах на функционирование порядка более 30 информационных систем министерства финансов, 20 из которых относятся к комитету государственных доходов, было направлено 34,5 млрд тенге. Отдельно на реформирование системы налогового администрирования было выделено 2,5 млрд тенге, в том числе за счет внешних займов. А на 2019 год на эти же цели предусмотрено средств в сумме 9,5 млрд тенге и 2,4 млрд тенге соответственно.

Указала она и на минусы информационной системы «Реестр налогоплательщиков и объектов налогообложения». По ее словам, до сих пор сведения об объектах налогообложения представляются в органы государственных доходов другими уполномоченными органами на бумажном или электронном носителе в текстовом формате. Причем такой метод передачи информации узаконен приказами министра.

В ответ министр финансов Алихан Смаилов сообщил, что портал был внедрен в 2008 году, поэтому технологически устарел: «Мы сейчас принимаем оперативные меры по его модернизации. Если раньше одновременно там могли работать 2 тысячи налогоплательщиков, то теперь — до 13 тысяч. Чтобы в корне эту проблему решить, мы рамках займа Всемирного банка, совместно с их специалистами, реализуем проект по реформированию налогового администрирования. Мы также сейчас заняты тем, чтобы использовать потенциал частного сектора в этой части. В настоящее время с IT-компаниями прорабатывается возможность интеграции учетных систем налогоплательщиков с личным кабинетом налогоплательщика с тем, чтобы информация передавалась в личный кабинет автоматически. Это, конечно, приведет к упрощению и послужит решению этой проблемы. Мы хотим в течение текущего и следующего года кардинально этот вопрос решить».