В Казахстане расширены возможности по прослушиванию телефонов
Мажилис РК одобрил поправки в законодательство, расширяющие возможности по прослушиванию телефонных разговоров.
«Закон с бородой» — так депутаты называют законопроекты, долго находящиеся на рассмотрении парламента. Проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам оперативно-розыскной деятельности» относится именно к таким. Причем «борода» у этого документа отрастает уже несколько лет. Его начинали рассматривать еще депутаты Мажилиса третьего созыва. Однако законопроект вызвал весьма значительный общественный резонанс благодаря одной лишь норме: предлагалось разрешить правоохранительным органам при определенных обстоятельствах вести прослушивание без санкции прокурора. После этого документ исчез из поля зрения и вернулся лишь недавно.
Выступая перед депутатами, первый заместитель Генерального прокурора Иоганн Меркель отметил, что анализ показал — раскрываемость ряда преступлений, перешедших после гуманизации уголовного законодательства из категории «тяжелых» в категорию «в средней степени тяжести», значительно снизилась.
«В связи с этим предлагается разрешить проводить такие вот специальные мероприятия по 34 статьям о преступлениях средней тяжести, — заявил он. — В этот список включены такие преступления, как пропаганда и финансирование терроризма, торговля людьми, кражи, грабежи, получение и дача взятки, злоупотребление и превышение власти, экономическая контрабанда и ряд других. При этом по указанным преступлениям специальные мероприятия будут проведены только по возбужденным уголовным делам и с санкции прокурора».
У большинства Мажилисменов законопроект вопросов не вызвал. Так, свое недоумение, смешанное с негодованием, высказал лишь Иван Чиркалин: «Получается, что мы практически все телефонные переговоры можем поставить на прослушку? — возмутился он. — Мы же не полицейское государство строим, а демократическое, светское, как в нашей Конституции указано».
Однако другие депутаты с ним не согласились. Так, по мнению Аманжана Жамалова, говорить «о полицейском государстве» некорректно. Тем более что законодательство Казахстана гораздо более либеральное, чем, к примеру, в странах СНГ.
«Если бы применение спецсредств производилось по самому факту преступления, тогда, может быть, были бы основания говорить о полицейском государстве», — убежден и Серик Темирбулатов.
«Современные технические средства не позволяют заблокировать никакие переговоры, — вторил Владимир Нехорошев. — Хоть в самом глубоком подземелье, хоть в космосе. Любая спецслужба, любой гражданин, мало-мальски разбирающийся в радиотехнике, может прослушать. Поэтому с точки зрения безопасности нашей с вами, всех честных граждан мы должны сказать «спасибо» тем, кто прослушивает переговоры. Чтобы понимать чужие мысли, надо их внимательно слушать».
Сторонников законопроекта не смутили даже искренние признания представителей силовых структур о наличии всего необходимого для введения даже тотальной прослушки.
«У нас есть техническая возможность, - совершенно искренне заявил вице-министр внутренних дел Калмуханбет Касымов. — Практически во всех областях сейчас имеются центры по проведению прослушивания, но все это осуществляется с санкции прокурора и через КНБ, который трассирует нам эти линии».
«У нас тоже есть возможности такого рода, но все каналы, все линии проходят через КНБ, — заявил первый заместитель главы финполиции Рустам Ибраимов. — Но самостоятельно осуществлять, тем более — без санкции прокурора, у нас таких технических возможностей нет. Мобильные телефоны мы тоже имеем возможность прослушивать, но опять же — все технические каналы… только через КНБ».
Дискуссия свернулась, практически не начавшись. Единственный депутат, высказавший свои опасения и сомнения вслух, отступил под единодушным натиском сторонников законопроекта. Мажилисмены вздохнули с облегчением и одобрили проект в первом чтении.
Комментарии