Предприятия делают ставку на онлайн-продажи
В настоящее время более 20% всех безналичных платежей казахстанцев - это покупки в интернет-магазинах.
Активность в торговле сокращается, предприятия отрасли пытаются вернуться к высоким оборотам и увеличивают объем инвестиций в свое развитие. По итогам первого полугодия текущего года физический объем товаров и услуг в торговле сократился на 5% по сравнению с уровнем за аналогичный период прошлого года, передает Finprom.kz.
Вклад отрасли в формировании национального ВВП уменьшился до 15,8% с 16,3% годом ранее. На фоне падения оборотов торговые предприятия увеличили объем инвестиций на 38%, или на 30 миллиардов тенге — за январь-сентябрь 2016 года общая сумма инвестиций в основной капитал предприятий составила 109,5 миллиардов тенге.
Для обновления своих основных фондов торговые предприятия все чаще обращаются к банковскому кредитному финансированию. За год объем инвестиций привлеченных по банковским кредитам, вырос на 4 миллиарда тенге. Это почти в 2 раза выше объема банковских кредитов в инвестициях за январь-сентябрь 2015 года. Доля кредитов банков в структуре инвестиций выросла до 25% с 18%. Однако, основной объем увеличения инвестиций предприятия торговли изыскивают из собственных средств — за январь-сентябрь 2016 года сумма собственных инвестиций увеличилась на 14 миллиардов тенге, или на 24%, по сравнению с уровнем годом ранее.
Драйверами увеличения инвестиций в отрасль торговли являются Алматы (50 миллиардов тенге инвестиций за 9 месяцев 2016 года), ЮКО (17 миллиардов тенге) и Астана (11 миллиардов тенге).
В условиях сокращения реальных доходов казахстанцев, конкуренция на рынке увеличивается. Основная часть инвестиций в отрасли уходит на развитие новых технологий, упрощающих процесс покупок, поиск новых форматов взаимодействия с покупателями и пр. Торговля все больше уходит в онлайн, за год объем платежей совершенных через интернет в РК вырос в 3,5 раза. Всего за январь-сентябрь 2016 года было совершено 22 миллиона транзакций на общую сумму 192 миллиарда тенге.
Таким образом, в настоящее время более 20% всех безналичных платежей казахстанцев — это покупки в интернет-магазинах.