Роуминг – около нуля
Министр по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Нурлан Алдабергенов заявил, что цены на роуминг в рамках ЕАЭС могут приблизиться к нулю к 2019–2020 годам.
В конце июля министр по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Нурлан Алдабергенов заявил, что цены на роуминг в рамках ЕАЭС могут приблизиться к нулю к 2019–2020 годам. Он напомнил, что операторы ЕАЭС в 2015 году уже в разы снизили цены на роуминг в рамках Союза. Аналогичные меры планирует принять и Еврокомиссия, передает «Литер».
«Думаю, что к 2019–2020 годам на территории Союза постараемся подойти к обнулению. Отменить — нет, но приблизиться к нулю — да. Отменить роуминг нельзя, а обнуление роуминга возможно. Мы следим за деятельностью Европейской комиссии. Насколько нам известно, у ЕК одна из задач — тоже обнуление роуминга. По последней информации, они планировали это сделать уже в 2016–2017 годах», — сказал г-н Алдабергенов.
Согласно существующим расчетам, при обнулении роуминга по всему ЕАЭС произойдет экономия средств потребителей в 5,5 млрд тенге. Так, при снижении тарифа на 10% объем услуг увеличится на 10%. Экономия средств потребителей по Казахстану составит до 2,2 млрд тенге, тогда как по ЕАЭС — 5,5 млрд тенге. Доход операторов увеличится на 79 млрд тенге, по Казахстану — 23 млрд. Такую оценку ранее приводила Евразийская экономическая комиссия.
Однако опрошенные эксперты, включая участников телекоммуникационного рынка, не до конца разделяют оптимизм как ЕЭК, так и Нурлана Алдабергенова относительно того, что обнуление роуминга в странах ЕАЭС приведет к таким серьезным финансовым выгодам.
Может стать неактуально
Директор PR-агентства «Инсайт-Медиа» Юрий Дорохов заметил, что планы по отмене роуминга в ЕАЭС обсуждаются уже не первый год, но пока сроки отмены откладываются и откладываются. Похожая ситуация в странах Евросоюза: стоимость роуминга там снизилась с 30 апреля и должна быть обнулена с лета 2017 года, однако операторы получат право лимитировать количество разговоров по нулевому роумингу. Даже внутри России планы по отмене роуминга остаются пока просто планами. Причин тут несколько. Во-первых, роуминг сам по себе процесс не слишком простой с технической точки зрения. При нем телефон, зарегистрированный в сети одного оператора, подключается к сети другого. Значит, работа билинговых систем двух операторов, у каждого из которых сотни тысяч и миллионы абонентов, а системы часто разные и на разном оборудовании, должна быть скоординирована. Иначе иностранный оператор не сможет получить доход от предоставления своих услуг с национального оператора. Маршрутизация звонка идет через несколько центров коммутации, заметил он. А для организации роуминга от операторов требуются инвестиции в оборудование, дорогое с точки зрения покупки и эксплуатации.
«Конечно, они хотят не только отбить эти расходы, но и заработать на них, иначе с точки зрения бизнеса никакого смысла предоставлять услуги роуминга для них нет. Поэтому введению нулевого роуминга операторы будут сопротивляться до последнего: он сделает услугу не просто неинтересной, а убыточной. Во-вторых, сегодня при росте выручки операторов их прибыль снижается. Этот процесс идет во всем мире. Пользователи все активнее используют интернет-трафик, в том числе для голосовой связи, а высокий уровень конкуренции в отрасли заставляет игроков постоянно внедрять новые технологии, требующие инвестиций, и снижать цены. Поэтому я сомневаюсь, что операторы верят в прогноз главы департамента антимонопольного регулирования ЕАЭС Александра Курильчука о том, что при уменьшении стоимости роуминга они заработают на росте трафика. Но телекоммуникационная отрасль едва ли не единственная отрасль экономики, цены в которой в долгосрочной перспективе снижаются, даже если не учитывать инфляцию. Поэтому стоимость роуминга вряд ли станет нулевой, но падать будет — это несомненно. Учитывая, что казахстанцы в Россию ездят чаще, чем россияне в Казахстан, в проигрыше останутся национальные операторы. И правительству стоит озаботиться поддержкой отрасли, иначе казахстанские потребители взамен экономии при звонках за рубежом — до 2 — 2,4 млрд тенге в год — могут получить удорожание услуг внутри страны, компаниям-то надо и новые технологии закупать, и оборудование, которое в отличие от их услуг дорожает, и деньги акционерам приносить, иначе с точки зрения бизнеса какой в этом смысл», — заметил Юрий Дорохов.
Хочется и колется
Аналитик агентства MForum Analytics Алексей Бойко назвал обнуление роуминга логичной и правильной мерой, которая рассматривается только в перспективе, в то время как актуальность таких мер снижается по мере роста популярности глобальных мессенджеров. По его словам, сотовые операторы с каждым годом теряют все больше пользователей голосовых и текстовых услуг, которые предпочитают различные глобальные мессенджеры, как более удобные и базово бесплатные. Поэтому потери неизбежны, с каждым годом роуминговые доходы от голосовых и текстовых услуг показывают тенденцию к снижению. Поэтому чем дальше, тем проще для операторов будет отказ от роуминговых доходов в пределах ЕАЭС.
Компенсировать потери повышением тарифов на направления за пределами ЕАЭС возможно, но лишь до некоторой степени, считает эксперт. Так как это лишь подстегнет уход пользователей на альтернативные каналы, в том числе местные SIM-карты зарубежных операторов. К тому же в России существует внутристрановой роуминг, операторам в первую очередь необходимо решить вопросы локально, а затем на территории всего ЕАЭС. Но внутристрановой роуминг может остаться и после отмены роуминга в пределах ЕАЭС. С другой стороны, российские операторы предлагают пакеты, по сути, нивелирующие внутристрановой роуминг, сказал эксперт.
«Казахстанские компании, как мне представляется, выиграют от отмены роуминга в рамках ЕАЭС, поскольку сейчас баланс роуминговых платежей между казахстанскими и российскими операторами не достигается», — заметил Бойко.
Условная готовность операторов
Официальный представитель совместного предприятия ALTEL и Tele2 Kazakhstan Олжас Бибанов считает, что вопрос сложный и отдан на откуп самим операторам, которым предложили договариваться между собой о новых условиях. Между тем до сих пор отсутствует гармонизация законодательства стран — участниц ЕАЭС. Это обсуждалось, как минимум, на встрече представителей операторов РК и РФ в Москве в прошлом году. В текущей ситуации как раз мобильные операторы РК ограничены по сравнению с операторами других стран — участниц ЕАЭС. Стоит ли говорить, что до сих пор страны-участницы используют в качестве валюты взаиморасчетов доллар США и Евро. А это негативно сказывается на абонентских тарифах, заметил он.
«При условии, что законодательство будет гармонизировано, мы выступаем за отмену роуминга внутри ЕАЭС, так как предполагаем, что от подобной гармонизации выиграют все, и в первую очередь конечный пользователь, и роуминг наконец перестанет быть дорогостоящей услугой с точки зрения клиента. Если же новые требования вступят при действующем национальном законодательстве и порядке взаиморасчетов, то операторы понесут значительные потери. Так или иначе компании вынуждены будут компенсировать потери посредством других направлений, так как на доходы от роуминг-услуг влияет множество факторов. И можно сказать, что тут гарантированно не может влиять эффект эластичности цены, так как на активность выездов наших граждан зарубеж в первую очередь влияют макроэкономические факторы. Что отмена роуминга в ЕАЭС дает казахстанским компаниям? Операторам позволит предоставлять более гибкие решения для абонентов, но и, несомненно, акцентировать внимание регулятора на различия в условиях, в которых находятся операторы стран-участниц. В текущей ситуации как раз мобильные операторы РК ограничены по сравнению с операторами других стран — участниц ЕАЭС. В частности, в отличие от российских и кыргызстанских операторов связи, казахстанские компании не могут получать лицензию на предоставление услуг международной связи, а обязаны заключать договор на получение таких услуг с международным оператором на территории РК, что создает дополнительное звено в цепи предоставления услуг», — сказал Олжас Бибанов.
Директор по корпоративным коммуникациям в Beeline KZ Алексей Бендзь заметил, что их компания последовательно снижает цены в роуминге и первый среди казахстанских операторов установила максимально доступные базовые тарифы на звонки и Интернет в странах ЕАЭС и ближнего зарубежья.
«Это стало возможным благодаря успешным переговорам при содействии международного и национальных конкурентных ведомств с рядом роуминг-партнеров в странах Евразийского экономического союза и заключенным в результате межоператорским соглашениям. Снижение тарифов роуминга до 10 раз позволило получить значительный рост потребления как голосового, так и интернет-трафика, несмотря на общий тренд снижения количества туристов в 2016 году. Так, в июне 2016 года при расчете на одного пользователя потребление голоса увеличилось в 1,8 раза, а Интернета — в 4,7 раза. Мы открыты к дальнейшему диалогу с антимонопольным органом, Евразийской экономической комиссией и партнерами других стран», — заключил Алексей Бендзь.