Казахстанские дороги — под лазерный сканер
Впервые в Казахстане разработана система паспортизации автомобильных дорог с применением современной технологии — лазерного сканирования.
Впервые в Казахстане разработана система паспортизации автомобильных дорог с применением современной технологии — лазерного сканирования — последнего достижения в области получения метрической информации об объектах, открывающего совершенно новые возможности.
В ВКО завершена экспериментально проведенная паспортизация и инвентаризация участка автомобильной дороги республиканского значения Усть-Каменогорск-Зыряновск-Катон-Карагай-Рахмановские ключи на основе геоинформационной системы (ГИС). Специалисты, получив результаты, отметили актуальность и перспективу данной технологии и рекомендовали распространение опыта в областных управлениях дорог, а также необходимость обучения персонала навыкам работы с новейшим навигационным оборудованием и программным обеспечением. Кроме того, Министерству транспорта и коммуникаций РК предложено решить вопрос о финансировании внедрения технологии на автодорогах республиканского значения, как Восточного региона, так и всего Казахстана.
Profit.kz
Геомониторинг автомобильных дорог как система наблюдений, оценки и контроля над их состоянием предупреждает нежелательные изменения дорог, дорожных сооружений и помогает их эффективно эксплуатировать. Паспортизация нужна для определения всех параметров, а нововведение позволяет проводить съемку дорог с помощью трехмерного сканера, затем обработка и передача информации идут через спутник. Данную систему недавно начали применять в России. Руководителями совместного российско-казахстанского проекта стали проректор по инновационной деятельности и науке Сибирской государственной геодезической академии Владимир Середович и заместитель научно-технологического парка «Алтай» Восточно-Казахстанского государственного технического университета Тулеген Ипалаков. Кстати, в 2003 году в Новосибирске был создан региональный центр лазерного сканирования, и уже имеются разработки, пригодившиеся казахстанским коллегам. Profit.kz
По словам Тулегена Ипалакова, вначале определяются все геометрические параметры (ровность, шероховатость дорог, повороты и т.п.) и дорожная инфраструктура, куда входят объекты, расположенные вдоль дорог, остановки, станции техобслуживания, дорожные службы, линии электропередачи и т.д. Потом технические параметры: тип и состояние грунта, мостовые переходы, наличие и состояние водоотводных каналов. Сюда же входят сведения о среднесуточном составе транспорта, характере дорожных одежд грунта земляного полотна, оценка их прочности и состояния и многие другие моменты. Этот способ сбора данных, прежде всего, дает скорость получения результатов (несколько тысяч измерений всего за одну секунду), точность, полноту и высокую степень детализации, а также качество и оперативность — за очень короткое время можно выполнить большой объем работ. Пример: 50 км дороги традиционным способом можно проверить примерно за 4,5 месяца, тогда как с помощью нового метода — за 1 месяц. Кроме того, результаты можно получить при любом освещении. Причем помимо базовой станции, где обрабатывается полученная информация, могут применяться мобильные переносные установки на автомобилях. Среди преимуществ и многоцелевое использование данных лазерного сканирования.
Profit.kz
«Средняя ошибка определения планового положения точек съемного обоснования составляет всего 0,004 метра, а по высоте — 0,007 метра», — подчеркивает Тулеген Ипалаков.
Для начала пилотный проект планируется внедрить в поселках Ушановский и Северный ВКО. После приобретения российского, канадского и швейцарского оборудования для базовой станции стоимостью порядка 4 млн. тенге наши дороги станут проверяться высокоточными приборами, а это их путь к цивилизации.
Комментарии