Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС

PROFIT Cloud Day: Казахстан готов к облакам, рынок скоро переживет бум

Основной проблемой развития облачных систем в республике пока остается осведомленность заказчиков.

24 марта 2016 10:02, Наргиз Асланова, Profit.kz
Рубрики: Бизнес

16 марта в Алматы состоялась крупнейшая в Казахстане конференция по облачным технологиям PROFIT Cloud Day, которая собрала представителей вендоров, заказчиков и крупнейших «облачных» игроков рынка. Участие в PROFIT Cloud Day приняли Microsoft, Oracle, Marvel Kazakhstan, Cisco, CompTek, CTI, EMC, Intel, RRC, SAP, Infobip, Intarget, Softline, а также представители крупнейших казахстанских компаний из различных секторов бизнеса (Raimbek Bottlers, Alma TV, АО НИТ, Казахтелеком, Евразийский Банк, Alatau Innovations, Ahost.kz) — всего более 280 человек. Согласно отзывам гостей мероприятия, оно стало наиболее значимым и ключевым событием на рынке облачных решений в Казахстане. Участники и гости конференции делились мнениями, налаживали контакты и дискутировали по наболевшим вопросам.

PROFIT Cloud Day 2016

Тон конференции задал Юрий Зеленков, доктор технических наук, член правления Российского союза ИТ-директоров (СОДИТ), выступивший модератором конференции PROFIT Cloud Day. Он рассказал об основных тенденциях в сфере использования облачных технологий и об опыте, который уже прошел наш ближайший сосед: «С точки зрения потребления ИТ всех заказчиков можно разбить на три больших группы. Первая — те, кто владеет сервисом и контролирует его. Вторая — те, кто покупает решения, третьи — те, кто хотят купить результат, не задумываясь, как он получен. Если говорить о России, все крупные компании, особенно государственные, принадлежат к первой группе, они все пытаются владеть и контролировать ресурсом. Но сейчас, за счет того, что госкорпорации стали очень большими, в них, как правило, появляется какая-то структура, типа системного интегратора, которая планирует построить собственный ЦОД, консолидировать все приложения и оказывать услуги централизованно всем компаниям, входящим в эту корпорацию. Это, примерно, то же самое, что делает АО НИТ, но не в рамках государства, а в рамках каких-то корпораций. Как я понимаю, примерно также развиваются структуры, обслуживающие государство. Что касается малого и среднего бизнеса, то они, естественно, больше нацелены на приобретение результата. Например, та же компания 1C сейчас реализовала облачное решение, и есть много поставщиков, которые предоставляют это решение как сервис. Я наблюдаю такую картину: небольшие компании, индивидуальные предприниматели нанимают бухгалтера, который покупает доступ к этой облачной системе, ведет несколько предприятий. То есть, эта деятельность полностью отдана на аутсорсинг. Это если говорить о Software as a service или даже — Business process as a service. Платформы как сервис в России пока свои не появились, присутствуют только зарубежные — Microsoft Azure, Google App Engine, IBM Bluemix. Что касается инфраструктуры, то, конечно, госкорпорации и крупные компании пытаются ее строить сами. Но в то же время, практически все системные интеграторы, телеком-операторы уже начали вкладываться в этот бизнес, строить по всей стране ЦОДы, которые, как предполагается, будут оказывать услуги по инфраструктуре, collocation и так далее».

Юрий Зеленков PROFIT Cloud Day 2016

Рано или поздно, но практически любая компания приходит к вопросу использования облачных технологий. То, в каком виде «облака» будут использоваться, зависит от конкретных задач и текущих возможностей компании. Это могут быть частные облака, публичные или гибридные. Возможен также вынос отдельных сервисов, не профильных для компании, в том случае, если облачное решение дает определенную экономию средств. Однако есть общие правила, обращать внимание на которые советуют все специалисты по работе с облачными сервисами.

«Я провел небольшой опрос, задал вопрос залу о том, представляет ли кто-то вообще бизнес-модель своей компании. Из всей аудитории поднялись только две руки. А ведь это самое важное — если ИТ-специалисты понимают бизнес компании и ее бизнес-модель, они понимают, в какой ее части ИТ дадут наибольший эффект. Это может быть канал коммуникации с потребителями, какой-то ресурс, компетенция при работе с партнерами и т.д. В этом случае не нужно будет что-то доказывать руководству компании, менеджменту, финансистам. При показе на бизнес-модели все станет очевидным. Я думаю, что сейчас самое главное для любого менеджера — идентифицировать бизнес-модель своей компании, зафиксировать ее, обсудить с руководством. Тогда и станет понятно, где технологии дадут наибольший эффект. А в какой форме это будет — частные облака, публичные или собственная инфраструктура — это уже второй вопрос», — заявил Юрий Зеленков.

Представители SAP согласны с такой позицией. По их мнению, казахстанскому рынку еще только предстоит перейти к этапу зрелости: «Вендорам надо больше общаться с клиентами, разъяснять, как облачные технологии могут быть применены. Вендоры и заказчики должны работать вместе. Важно донести до клиентов, как облачные решения ложатся на их бизнес-модель, и какие преимущества несут в себе. Это обоюдная работа, которую предстоит выполнить. Каждый рынок проходил через такое, это нормальная процедура вызревания рынка. Так что, это не проблема, а скорее — очередной этап развития, который важен».

PROFIT Cloud Day 2016

В вопросе построения инфраструктуры и предоставления услуг частных ЦОДов Казахстан пока не активно следует по стопам России. Как не раз отмечал Тахир Такабаев, директор независимого дата-центра Ahost.kz, в нашей стране ощущается серьезный недостаток частных инфраструктурных решений, которые могут потребляться как сервисы: «У нас самый крупный ЦОД Казахтелекома в Павлодаре на 300 шкафов заполнен менее чем на половину. По мощностям коммерческих ЦОД РК отстает от РФ более чем в 50 раз при восьмикратной разнице в численности населения, предопределяя наше отставание в ИТ. А ведь РФ — не самая развитая по части ИТ страна. Меня зацепила позиция докладчиков из АО „Казхтелеком“ и АО „НИТ“, заявивших, что в Казахстане есть избыточность коммерческих ЦОД. Видео всех казахских свадеб на YouTube, 200 тысяч казахских статей Википедии физически в Голландии, нет ни одной своей соцсети, сопоставимой по функционалу с ФБ, Instagram или „В контакте“. А они говорят, что у нас в РК нет контента. Ну зачем врать самим себе, да еще с высоких трибун. При таком подходе не только Казнет опустошили, но еще и облачные сервисы будут в основном зарубежные доминировать». Таково мнение одного из родоначальников казахстанских частных центров обработки данных.

Однако, ситуация, похоже, начала меняться к лучшему: сам Тахир Такабаев признает, что некоторый сдвиг в данном вопросе наметился, и бизнес стал интересоваться подобными услугами. Кроме того, о том, что в Казахстане наметился интерес к частным ЦОДам, заявили в ходе PROFIT Cloud Day и представители Intarget Solutions — было объявлено о запуске в Астане первого частного коммерческого ЦОД, проекте Nimbus.

Тахир Такабаев PROFIT Cloud Day 2016

Еще одна новость, о которой стало известно на конференции — компания AlmaTV тоже готовится к выходу на рынок облачных сервисов. Оператор кабельного телевидения будет предоставлять своим клиентам некие облачные услуги. Подробности пока не разглашаются, однако официальный анонс обещают уже совсем скоро.

Тем не менее, несмотря на некоторые недочеты, все участники конференции заявили о серьезной готовности Казахстана к облакам.

«Основная тенденция — именно развитие облачных технологий в Казахстане. Мы видим по нашей динамике продаж, что это растет, — говорит Андрей Левенко, финансовый директор Microsoft Kazakhstan. — Все большую долю наших продаж занимают облачные продукты. Я думаю, что те же самые тенденции видят и коллеги из других компаний».

Основной проблемой развития облачных систем в Казахстане он называет осведомленность заказчиков: «Что такое облако, зачем нужны облачные технологии, почему они нужны — это важные вопросы для заказчиков. Поэтому важно проводить такие мероприятия как можно чаще, объяснять, рассказывать. Все остальные проблемы второстепенны. Законы в Казахстане, как и в любой другой стране, в конечном итоге делаются в интересах населения. Если казахстанские компании ощущают потребность в облачных технологиях (мы видим, что эта потребность нарастает), то законодательство подстраивается под потребности. Технические проблемы решаются благодаря здоровой конкуренции — поставщики услуг конкурируют между собой. А основной значимый факт — это информирование и осознанный спрос на услуги среди заказчиков.

В первую очередь компаниям, обратившим внимание на облака, я бы посоветовал сесть за расчеты, обратиться к нескольким поставщикам услуг, посмотреть их варианты. Мы сегодня обсуждали массу вариантов — это и частное облако, и гибридное, и публичное. Все это надо просчитывать, подстраивать под конкретную ситуацию. Поэтому расчеты — на первом месте».

Такого же мнения придерживаются в SAP. «Сегодня мы представили решение SAP SuccessFactors, которое направлено на процессы по управлению персоналом. Судя по интересу аудитории, зрелости вопросов, которые люди задают, рынок готов, и есть реальные процессы, которые можно автоматизировать и перенести в облако. Я приятно удивлен такому большому количеству участников PROFIT Cloud Day и уровню компетенций присутствующих. Видно, что на самом высоком уровне с точки зрения ИТ и бизнеса есть интерес к cloud-решениям. Это важный сигнал — рынок готов, и в ближайшее время он переживет определенный бум. Мы, как вендоры, к этому готовы», — говорит Роман Щапов, руководитель направления Cloud-решений SAP.

Роман Щапов PROFIT Cloud Day 2016

Интересную позицию озвучили представители казахстанской компании, представляющей собственные облачные решения. Вот что заявила Юлия Степанцова, генеральный директор MITWORK: «Я не согласна с мнением SAP, высказанным на пленарной секции, в части того, что Россия уже дошла до облачных технологий, а Казахстан — нет. На самом деле, если есть качественный сервис, то к облакам Казахстан готов. Мы убедились в этом на собственном опыте. Да, есть понятие критичных данных, и основных автоматизированных функций, которые выносить в облака сейчас потребности нет. Но есть дополнительные, операционные функции или новые бизнес-процессы — все это наши компании вполне готовы выносить в облачные сервисы, особенно если идет речь о сервисах B2B и B2C. Так, банки с удовольствием обсуждают вопрос выноса сервиса по приему и обработке заявок от физических и юридических лиц — это вполне может быть в облаке в общем сервисе, к примеру, и мы готовы им предоставить такой сервис. Понятно, что ведение лицевых счетов никто в облака выводить не будет, это коммерческая и банковская тайна. Так что Казахстан в плане облачных сервисов не отстает, просто очень аккуратно и правильно относится к качеству и гарантиям. Мы, как казахстанская компания, тоже стараемся экономить и часть непрофильных и неинтересных, но нужных функций отдавать на аутсорсинг. Но нужно искать качественный и гарантированный сервис и, как в случае наших облаков, если компаниям предоставляешь качественный сервис, то они понимают, что это намного экономически эффективнее и удобнее. На текущий момент наша компания представляет три основных проекта с онлайн-сервисами: Евразийский электронный портал (весь цикл процесса закупок, от планирования до заключения сделок); торговая площадка E-SAUDA (весь цикл юридической продажи имущества от объявления до заключения сделки); система E-DOC, позволяющая компаниям обмениваться юридически значимыми документами, в том числе — перестать слать письма друг другу на бумаге. Я очень рада, что зал на конференции был абсолютно полный — значит, на казахстанском рынке есть интерес к облачным решениям».

Посмотреть тви-транслцию с конференции PROFIT Cloud Day

Посмотреть фоторепортаж с конференции PROFIT Cloud Day

Юлия Степанцова PROFIT Cloud Day 2016

PROFIT Cloud Day 2016

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.