Казахстанский рынок электроники реагирует на экономическую ситуацию в регионе
Сегменты мультиварок, крупной бытовой техники и фотоаппаратов упали, а UHD и OLED-телевизоры показали грандиозный рост.
Аналитики GFK представили отчет по казахстанскому рынку потребительской электроники по итогам IV квартала 2014 года. Результаты исследования GfK Temax базируются на информации, полученной с помощью мониторинга розничной торговли, проводимого GfK. Данный мониторинг проводится в более чем 425 тысячах розничных торговых точках в 30 странах мира.
Согласно опубликованным данным, в IV квартале 2014 года оборот рынка промышленных товаров в Казахстане составил более 140 миллиардов тенге. По мнению аналитиков, эффект девальвации выразился в том, что рынок растет в национальной валюте, но снижается в долларовом выражении.
Рынок мобильных телефонов и смартфонов
«Данный сегмент растет благодаря ценовым войнам вендоров», — считают аналитики. Рост рынка смартфонов замедлился по сравнению с предыдущими кварталами, но в IV квартале 2014 года он вырос на 10% в денежном выражении (в долларах США) по сравнению с четвертым кварталом 2013. Замедлению роста рынка смартфонов способствует фактор сильной национальной валюты, а также приближение рынка к точке насыщения. С другой стороны, есть факторы, стимулирующие продажи (смартфон в Казахстане продолжает быть важным элементом имиджа владельца), и производители смартфонов продолжают конкурировать друг с другом с помощью промо-акций, привлекательных для потребителя. По-прежнему средневзвешенная цена смартфона в национальной валюте, несмотря на девальвацию тенге в первом квартале 2014 года, остается близкой к уровню прошлого года. Отклонение цены по сравнению с IV кварталом 2013 года составило −4% в национальной валюте.
Сегмент мобильных телефонов продолжает падать — снижение по сравнению с прошлым годом составило 60% в долларах США.
Мелкая бытовая техника
Рынок малой бытовой техники в IV квартале показал еще большее падение по отношению к аналогичному периоду прошлого года, чем третий квартал. Таким образом, рынок так и не восстановился в долларовом выражении после девальвации до уровня показателей IV квартала предыдущего года. В денежном выражении падение составило более 9% в долларах США.
Пылесосы стали единственной продуктовой группой, на фоне девальвации немного прибавившей в цене в долларах. Техника для приготовления пищи (с двузначным ростом в деньгах) стала единственной продуктовой группой, которая значительно способствовала поддержанию сектора. Тем не менее, рост этой продуктовой группы не компенсировал эффект от мощного падения рынка мультиварок, который начался еще третьем квартале и усилился в четвертом. Благодаря сокращению рынка мультиварок такие группы как мясорубки, пылесосы, «приготовление пищи» и утюги заметно увеличили долю на рынке малой бытовой техники в целом.
Крупная бытовая техника
В IV квартале 2014 года рынок крупной бытовой техники Казахстана продолжил падение в долларах США, при этом снизив темпы падения почти в 2 раза по сравнению с предыдущим кварталом. Падение цены в долларах США на фоне девальвации местной валюты в начале 2014 года было незначительным по сравнению с четвертым кварталом прошлого года. Таким образом, сокращение спроса на крупную бытовую технику обусловило падение рынка в деньгах гораздо сильнее, чем снижение цены.
Рынок кондиционеров испытал самое сильное падение в долларовом выражении среди всех групп. За ними последовали холодильники, посудомоечные машины, стиральные машины и плиты. Холодильники стали единственной группой в данном секторе с ростом цены в долларах США. При этом вытяжки, незначительная по доле группа в данном секторе, показала рост в деньгах (доллары США).
Рынок IT
Рынок IT Казахстана (продуктовые группы, по которым проводится аудит — мобильные компьютеры, настольные компьютеры, мониторы, принтеры, МФУ и планшеты) в четвертом квартале 2014 года снизился относительно аналогичного периода 2013 года на 28% в денежном эквиваленте долларах США. Падение увеличилось на 1% по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года. Ускорение падения отчасти объясняется тем, что из-за падения российского рубля стало выгоднее покупать товары в России. Население Казахстана в конце 2014 года покупало в России дорогую технику и автомобили, цены на которые были ниже казахстанских на 30-40%. Товары IT, в отличие, например, от многих продуктовых групп бытовой техники, не являются товарами первой необходимости. Следовательно, их покупку потребитель мог отложить.
В мобильных ПК, товарной группе по-прежнему занимающей самую большую долю в IT, сохранились основные тренды, имевшие место ранее, — снижается доля ультратонких устройств, также как и доли гибридных (2 в 1) планшетов, и увеличиваются доли традиционных устройств от 12 до 17 дюймов (в основном 15,6) и устройств с отсоединяемой клавиатурой (Hybrid Tablet).
Потребительская электроника
Показатели рынка аудио-видео в 2014 году падали в основном из-за девальвации тенге. После слабых продаж в середине года динамика продаж панельных телевизоров в IV квартале 2014 в долларах США была хуже в 2014 году (-11,4%), чем в 2013 (-7,9%) ввиду девальвации тенге. Основным трендом был рост продаж телевизоров с технологией UHD и OLED, пик продаж которых пришелся на декабрь 2014 (более 6000 штук UHD и 60 штук OLED). В остальных, традиционных продуктовых категориях (аудио-системы, видеокамеры, DVD плееры), наблюдается негативный тренд, но есть потенциал для развивающихся групп, таких как наушники и экшн-камеры.
Рынок фотоаппаратов
Рынок фото в Казахстане значительно сократился — падение составило 48% в долларах США. Однако некоторые сегменты отличались более умеренными темпами падения. Так, например, системные фотоаппараты сократились всего на 13% в долларах США. Это произошло ввиду девальвации тенге и падения средней цены.