Следите за новостями

Цифра дня

10,4 млрд — количество безналичных транзакций в РК в III квартале 2024

    Телекоммуникации в Казахстане — рынок пока растет

    Аналитики iKS-Consulting представили итоги телекоммуникационного рынка Казахстана в 2014 году и посоветовали операторам задуматься о партнерстве.

    21 января 2015 12:04, Profit.kz

    Аналитики iKS-Consulting представили итоги телекоммуникационного рынка Казахстана в 2014 году. Согласно опубликованным данным, объем рынка связи РК в 2014 году составил 6,3 млрд тенге, продемонстрировав рост на уровне 6% по сравнению с 2013 годом.

    Состояние рынка

    Данные цифры перекликаются с показателями, представленными по итогам 2014 года Комитетом по статистике. Наибольший удельный вес пришелся на доходы от услуг в сетях сотовой связи — 58%. При этом динамика доходов в ключевых сегментах наглядно демонстрирует точки роста и зоны стагнации казахстанского рынка.

    В отрицательной зоне по итогам 2014 года оказалась только фиксированная телефония. «В целом, снижение доходов от данного вида услуг — позитивный знак, означающий, что Казахстан „в мировом тренде“, заключающемся в активном перетоке голосового трафика в сети сотовой связи, — поясняет Светлана Черненко, глава представительства iKS-Consulting в Казахстане. — Это, в свою очередь, означает, что услуги сотовой связи доступны максимально широкой пользовательской аудитории. За последние два года „мобильная каннибализация“ существенно преобразовалась. Фиксированный „голос“ мигрирует уже не просто в мобильную сеть, а целенаправленно в мобильный Интернет».

    Доходы от мобильной передачи данных в Казахстане в 2014 году выросли почти на 50% по сравнению с предыдущим годом, обеспечив рост всему рынку сотовой связи. При этом доходы от голосовых услуг в мобильных сетях впервые за всю историю рынка показали отрицательную динамику — минус 2% по итогам года. Основным фактором роста доходов от мобильного интернета стал рост числа абонентов, использующих для передачи данных смартфоны. По оценке iKS-Consulting, в 2014 году их количество превысило 4,5 млн, увеличившись более чем в два раза по сравнению с 2013 годом. Существенное влияние на рынок оказало и развитие в Казахстане сети LTE (ALTEL), ориентированной на наиболее требовательных к скорости мобильной передачи данных пользователей.

    В фиксированных сетях темп роста доходов от ШПД и передачи данных с каждым годом снижается. В 2014 году он составил 10%. Причины очевидны — рынок все больше насыщается, а перспективы роста доходности абонентов в условиях полных «безлимитов» крайне ограничены. По итогам года проникновение ШПД в городах (в среднем по стране) превысило 50%, а на рынках двух столиц данный показатель перешагнул за 70%. Основную ставку операторы делают на рост числа абонентов в волоконно-оптических сетях — потенциально их ARPU наиболее высок за счет использования комплексных пакетных предложений, включающих услуги с наилучшим качеством, по премиальным тарифам.

    На фоне остальных сегментов рынка позитивно выглядит динамика доходов от платного ТВ — 15,4% по итогам 2014 года. Драйверами роста рынка являются два проекта — OTAU TB от АО «Казтелерадио» и ID-TV от АО «Казахтелеком», абонентские базы которых растут наиболее интенсивно. С приходом в 2014 году новой команды акционеров и топ-менеджеров в компанию «АЛМА-ТВ», с которой начиналась история платного ТВ в Казахстане, конкуренция в сегменте, безусловно, наберет новые обороты. В качестве одного из вероятных сценариев iKS-Consulting видит активную региональную экспансию оператора с возможным приобретением игроков на локальных рынках. По итогам года проникновение платного ТВ в крупных городах (в среднем по стране) превысило 60%. В целом же по республике данный показатель находится на уровне 44%. Наибольший потенциал роста сохраняется в сегменте спутникового ТВ. В крупных городах, где преобладают кабельные технологии, речь будет идти скорее о перераспределении рынка и его концентрации вокруг крупных игроков национального масштаба, нежели об общем росте.

    Наиболее высокий темп роста доходов в 2014 году был зафиксирован на операторском рынке — 16%. Причем, если несколько лет назад рост сегменту обеспечивали доходы от аренды каналов по причине активного строительства сетей операторами сотовой связи, то в истекшем году рост был обусловлен практически удвоившимся спросом на оптовые интернет-каналы. Аналитики считают это закономерным — лавинообразный рост дата-трафика в операторских сетях, генерируемый пользователями, требует постоянного расширения магистральных каналов с целью обеспечения надлежащего качества услуг.

    Активное развитие рынка передачи данных привело к тому, что в 2014 году казахстанские операторы столкнулись с обратной стороной массовой «интернетизации», выразившейся в гигантской разнице между скоростью роста объема сетевого трафика и скоростью роста доходов. Так, по итогам трех кварталов Кселл зафиксировал рост трафика на 101,6% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, Tele2 и Beeline сообщали о схожей динамике. При этом доходы операторов от услуг мобильного интернета в 2014 году выросли в среднем на треть по сравнению с предыдущим годом. Исключение составил ALTEL, доходы которого от передачи данных в сети LTE увеличились в несколько раз по сравнению с предыдущим годом (эффект старта). Очевидно, что наращивание сетевых возможностей и, как следствие, рост издержек операторов, увеличение производительности абонентских устройств, рост качественного медиаконтента будет все больше увеличивать разрыв между объемом трафика и доходностью услуг передачи данных.

    Перспективы телекома — новые бизнес-модели неизбежны

    По мнению аналитиков, в ближайшие годы операторы будут стремиться к максимальному охвату рынка услугами интернет-доступа и привлечению абонентов из числа потребительских сегментов, которые еще несколько лет назад оценивались как малопривлекательные. «Однако это скорее не долгосрочная стратегия, а задача на 1-2 года. Вглядываясь же в перспективу, важно распознать сигналы, посылаемые рынком уже сейчас», — отмечает Светлана Черненко. Сражаясь друг с другом за инфраструктурное превосходство и технологическое лидерство, разворачивая сети «новых поколений», операторы создают все более комфортные условия для успешной деятельности внешних конкурентов — поставщиков ОТТ-сервисов. «Чем качественнее становятся услуги интернет-доступа, тем больше фильмов в HD можно посмотреть на YouTube, тем больше передается медиафайлов в WhatsApp, тем ближе к привычному качество звонков через Viber или Skype», — поясняют аналитки. С позиции потребителей эта ситуация близка к идеальной. Для операторского бизнеса же это серьезная угроза и замкнутый круг: операторы инвестируют в сети, чтобы не проиграть прямым конкурентам по качеству, а ОТТ-сервисы становятся все более востребованными, генерируя трафик, но не обеспечивая дохода операторам связи. При этом попытки запрета данных сервисов аналитики называют бесперспективным занятием. Для оптимизации затрат важно найти новые экономические модели, которые учитывают снижение маржинальности операторских услуг под воздействием ОТТ-сервисов и производимого ими трафика.

    Светлана Черненко, глава представительства iKS-Consulting в Казахстане, полагает, что в сложившихся условиях необходимо кардинально пересматривать подходы к межоператорскому взаимодействию, переходя от конкурентных стратегий к партнерским. Отметим, что именно о таком взаимодействии упоминал в интервью Profit.kz Андрей Хан, председатель правления АО «KazTransCom». Объединение усилий позволит эффективней противостоять внешней конкуренции. Это касается как развития инфраструктуры, так и продуктов. Существенное снижение капитальных затрат может обеспечить совместное строительство и использование инфраструктуры. Это особенно актуально для операторов сотовой связи, каждый из которых заявил о своей готовности к развертыванию сетей 4G. Создание единой мощной сети (или хотя бы ее ключевых участков) вместо нескольких дублирующих обеспечит каждому оператору гигантскую экономию CAPEX. Кроме того, нивелирование инфраструктурного превосходства будет стимулировать операторов к конкуренции на уровне продуктов, маркетинга и сервиса. Совместное использование инфраструктуры требует внесения изменений в законодательные нормы, регулирующие отрасль связи, однако не вызывает сомнения, что инициатива от самих игроков рынка в данном вопросе имеет первоочередное значение. Примером такого сотрудничества может служить подписанное в конце 2014 года соглашение между российскими операторами «ВымпелКом» и МТС о совместном строительстве LTE-сетей в 36 регионах РФ.

    Реализация принципов партнерства в области предоставления услуг видится iKS-Consulting в развитии совместных проектов между операторами связи и разработчиками/поставщиками специализированных сервисов посредством размещения на сетях операторов открытых технологических платформ. Данная модель позволяет разработчикам иметь необходимые технические и программные ресурсы для создания новых продуктов, операторы же получают новые сервисы для своих клиентов, предоставляемые по принципу разделения доходов между операторами и разработчиками. Преимущества очевидны для обеих сторон: операторы не вкладываются в разработку, не привлекают новых сотрудников и не создают новых департаментов. Разработчики (обычно — небольшие компании с ограниченными инвестиционными возможностями) получают технологическую поддержку и прямой доступ к потенциальным потребителям без колоссальных затрат на рекламу. Так, в рамках данной модели успешно развивают М2М-услуги крупные операторы в США, Европе и Юго-Восточной Азии. Необходимо признать, что попытки казахстанских операторов развить М2М-рынок самостоятельно, вне данной модели, пока не привели к значимым результатам. Между тем, схожий подход хорошо знаком операторам сотовой связи и успешно отработал в период популярности контент-услуг.

    В целом iKS-Consulting считает, что идея необходимости трансформации рыночной парадигмы должна найти отражение в стратегиях крупных игроков рынка. В попытках расширить спектр деятельности операторам стоит отойти от стремления к самостоятельной и единоличной реализации проектов в смежных и не профильных для себя отраслях. Напротив, следует максимально использовать синергетический эффект, обеспечиваемый партнерскими моделями.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.