В Казахстане растет рынок электроники: итоги III квартала
Аналитики GFK представили отчет за третий квартал по рынку потребительской электроники в Казахстане.
Аналитики GFK представили отчет за третий квартал по рынку потребительской электроники в Казахстане. В период с июля по сентябрь 2014 года оборот рынка составил более 116 миллиардов тенге. За относительно стабильным июлем последовало сезонное повышение продаж в августе и сентябре («Снова в школу»).
Динамика розничного товарооборота по технике и электронике показывает улучшение показателей третьего квартала 2014 года относительно III квартала 2013 года — рост составил 7,1%.
В целом за январь-октябрь текущего года рынок вырос на 11,2%. Основными драйверами в третьем квартале стали сегменты малой бытовой техники (рост в тенге на 13,2%), телекоммуникаций (+36,3%), офисного оборудования и расходных материалов (+13,9%).
Рынок мобильных телефонов и смартфонов
За отчетный период рынок смартфонов повторил показатель предыдущего квартала и вырос на 46% в натуральном исчислении относительно аналогичного периода прошлого года. В денежном выражении рост составил 17% (USD). А вот сегмент мобильных телефонов упал на 36% в натуральном выражении и на 50% — в денежном (USD). Произошедшая в первом квартале девальвация тенге повлияла на динамику в долларах и тенге — результаты отличаются. Так, в долларах средневзвешенная цена смартфона снизилась на 20%, а в локальной валюте — на 4%. «То есть сумма, которую покупатель готов в среднем заплатить за один смартфон, практически не поменялась», — говорится в отчете.
Мелкая бытовая техника
Данный сегмент показал падение на 6,4% в долларах США по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. При этом в тенге рост составил 11,8%. Мультиварки, которые обеспечивали рост этого сегмента в первом и втором кварталах, в третьем показали отрицательный прирост (-18,5%) в долларах США по сравнению аналогичным кварталом 2013 года. Прирост в штуках при этом составил 11,5%. Большинство прочих категорий МБТ, за исключением мясорубок, пылесосов и фенов, также выросли в штуках. В долларах США цена выросла только в категории «пылесосы», а наибольшее падение показали мультиварки (-26,9%) и чайники (-15,2%).
Крупная бытовая техника
На рынке крупной бытовой техники Казахстана в целом наблюдается падение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в долларовом выражении (-9,8%) и рост в тенге (8%). При этом в штуках в целом также отмечалась отрицательная динамика. Кондиционеры стали единственной группой, которая выросла в деньгах (+15,9%). Группами с положительным ростом в штуках относительно аналогичного квартала прошлого года были кондиционеры (34,9%) и варочные поверхности (2,7%). Самое большое падение в штуках отмечалось в группах холодильников и микроволновок, спрос на которые упал на 13,3% и 12,9%, соответственно, и практически достиг уровня 2011 года.
Рынок IT
Рынок IT (продуктовые группы, по которым проводится аудит: мобильные компьютеры, настольные компьютеры, мониторы, принтеры, МФУ и планшеты) в третьем квартале 2014 года снизился относительно аналогичного периода 2013 года на 27% в денежном эквиваленте (в долл. США). Показатель падения несколько уменьшился по сравнению с предыдущими кварталами текущего года. Отчасти это было связано с тем, что некоторые продуктовые группы (например, мобильные ПК) начали показывать отрицательную динамику уже в третьем квартале 2013 года. Планшеты, несмотря на более чем 80% рост в натуральном исчислении в рассматриваемом периоде показали отрицательную динамику в денежном (USD) выражении. В мобильных ПК больше всего увеличилась доля стандартных ноутбуков с диагональю от 12 до 17 дюймов (+5%). Больше всего снизился сегмент ультратонких ноутбуков. В абсолютном значении больше всех (более чем в 4 раза) вырос сегмент гибридных планшетов (устройства 2 в 1, ноутбук с отсоединяемой клавиатурой).
Потребительская электроника
Рынок аудио- видео-электроники продолжал падать, частично из-за хороших показателей роста в предыдущие годы, частично — из-за девальвации тенге. Одним из трендов стал рост продаж телевизоров с технологией UHD. Также, частично ввиду роста спроса на UHD-телевизоры, наблюдался и рост сегмента телевизоров с диагональю экрана больше 50», доля которого выросла с 11% в январе-сентябре 2013 года до 16% в январе-сентябре 2014 г. При этом аналитики заметили падение доли сегмента 3D-телевизоров. «Это подтверждает, что рост технологии 3D в 2013 был не натуральным трендом, а трендом, сформированным влиянием производителей», — отмечают в GFK.
Рынок фотоаппаратов
В Казахстане рынок фотоаппаратов продолжает падать, также как и в других странах. В третьем квартале текущего года рынок упал в тенговом выражении на 43,2% относительно аналогичного периода 2013 года. Единственный сегмент, который продемонстрировал позитивную динамику в III квартале, — системные фотоаппараты. Рост в штуках здесь составил 6%, при этом в долларах наблюдалось падение на 16% (в январе-сентябре 2014 к январю-сентябрю 2013). Аналитики пояснили: такая большая разница между динамикой роста в штуках и деньгах вызвана несколькими факторами — падением среднего ценника и девальвацией тенге.