Следите за новостями

Цифра дня

Ветроэлектростанцию на 100 мВт построят в Туркестанской области

    ИКТ в Казахстане: итоги 2013 года

    На основании данных по 21 тысяче домохозяйств в Агентстве по статистике подсчитали количество интернет- и ПК-пользователей, а также цели использования Всемирной паутины в Казахстане.

    1 августа 2014 09:00, Profit.kz

    ИКТ в Казахстане: итоги 2013 годаАгентство РК по статистике подготовило отчет об использовании информационно-коммуникационных технологий в Казахстане в 2013 году. На основании данных по 21 тысяче домохозяйств в Агентстве подсчитали количество интернет- и ПК-пользователей, а также цели использования Всемирной паутины.

    Число интернет-пользователей в возрасте 6-74 лет (с учетом пользователей мобильного интернета) в 2013 году составило 63,3% от общего числа населения, а количество пользователей компьютером — 63,2%. Наибольший процент пользователей интернета среди городского населения зафиксирован в Атырауской (88,6%), Мангистауской (87,8%) и Актюбинской (85,3%) областях. Среди сельского населения — в Костанайской (71%), Кызылординской (64%) и Акмолинской (62,8%) областях. Наибольшее число пользователей компьютером среди городского населения — в Атырауской (84,2%), Кызылординской (83,1%) и Актюбинской (80%) областях. Среди сельского — в Атырауской (67,3%), Кызылординской (66,4%) и Костанайской (63,5%) областях. В Астане число интернет-пользователей составляет 64,5%, ПК-пользователей — 62,2% от общего числа населения. В Алматы — 71% и 68,5%, соответственно. Доля домашних хозяйств, имеющих доступ к интернету — 86,7%.

    В рамках исследования представлена весьма интересная статистика по средствам ИКТ и устройствам, используемым казахстанцами. Так, отечественные домохозяйства имеют:

    98,9% — телевизоры
    96,8% — мобильные телефоны
    87,7% — фиксированную телефонную линию
    66,6% — настольный компьютер
    44,9% — кабельное телевидение
    39,7% — спутниковое телевидение
    18,5% — портативный компьютер
    12,3% — планшетный компьютер
    12% — радиоприемники
    2,8% — игровые консоли
    0,9% — факсимильный аппарат

    Демографические показатели

    Основной возраст регулярных пользователей информационного пространства — 16-24 лет (22,2%). Далее разбивка по возрасту выглядит следующим образом: 25-34 лет — 28,6%; 35-44 лет — 25,3%; 45-54 лет — 15,4%. Остальные возрастные группы, по данным Агентства, составляют незначительный процент. При этом 41,3% пользователей ИКТ в Казахстане имеют высшее образование, 30,7% — среднее специальное, 15,2% — среднее общее, 10,3% — незаконченное высшее, 2,4% — неполное среднее и 0,1% — начальное и ниже. А вот как распределились пользователи по статусу занятости: 56,7% — наемные работники; 20,7% — самозанятые работники; 12% — студенты; 4,7% — безработные; 3,3% — пенсионеры; 2,6% — прочее. 72% опрошенных относят себя к обычным пользователям, 17,5% — к начинающим, а 10,3% — к опытным.

    Средства и места связи

    Наибольшее число казахстанцев для выхода в интернет из дома использует настольный компьютер — 70,2%. На втором месте по популярности мобильный телефон — 52,3%. Далее идут портативный компьютер (18,3%) и планшетный компьютер (10,8%). Примечательно, что наибольшее число подключений к интернету с мобильных телефонов и планшетов зафиксировано в Мангистауской области — 81,5% и 22,6%, соответственно. В Астане эти показатели — 52% и 31,8% (причем, число подключений с планшета тут превысило число подключений с портативного ПК — 31,5%), а в Алматы — 50% и 20,5%, соответственно. Показатель использования портативных ПК в Алматы — 26,4%. Из непривычных средств для выхода в интернет из дома стоит отметить телевизионные приборы (СЕТ — топ-бокс). Наибольший их процент зарегистрирован в Алматы (3%), а вот в Астане — всего 0,9%.

    Основными местами для использования компьютера казахстанцы назвали дом (63,7%) и рабочее место (25,6%). По регионам максимальный процент домашнего использования компьютера приходится на Мангистаускую область (91,4%), а рабочего — на Кызылординскую (25,3%). Не менее одного раза в день компьютеры используют 71,4% опрошенных.

    А вот по месту обучения компьютеры используются крайне редко — лишь в 5,1% случаев. Этот показатель немного выше лишь в Алматинской области (18,7%), в остальных же регионах наблюдается крайне слабое использование компьютеров на местах обучения.

    Основным местом использования интернета казахстанцы также называют дом — 68,6%. Также популярен и доступ «в любом месте через мобильный сотовый телефон» — 66,9%. На рабочих местах интернет используется в 36,7% случаев.

    Места обучения и здесь оказались слабо распространены. На их долю приходится лишь 6% использования интернета. Несколько выше эти показатели лишь в Жамбылской области и Астане — по 10,9%. Таким образом, очевидно, что, несмотря на все громкие заявления о развитии e-learning в Казахстане, учащимся по-прежнему недоступны блага цифровой цивилизации. Остается лишь гадать, почему данные от статагентства оказались такими низкими, ведь Министерство образования заявляет об активном подключении организаций образования. Напомним: по данным МОН РК,  в общей сложности из бюджета на внедрение системы электронного обучения планировалось выделить 100 млрд тенге, на 2013 год была заложена сумма в 15 млрд тенге, а на 2014 — 10 млрд.

    В целом, 74,4% казахстанцев выходит в интернет не менее одного раза в день, а 40,7% проводят в онлайне от 1 до 5 часов.

    Техника связи

    Самым распространенным видом доступа к интернету в Казахстане является подключение по DSL (ADSL, SHDSL и другие) — 39,1%. Наибольшая его доля зафиксирована в Актюбинской области (56,2%), а наименьшая — в Мангистауской (всего 5%). В Астане доля DSL 35,5%, в Алматы — 26,6%.

    По-прежнему широко распространено в Казахстане и подключение через аналоговый модем (коммутируемый доступ через телефонную линию) или ISDN — 32,5%. Наибольший процент таких подключений приходится на Алматинскую область (43,6%), а наименьший — на Актюбинскую (12,7%). В Астане доля аналоговых подключений 73%, в Алматы — 39,4%.

    На третьем месте в Казахстане по технике связи для доступа к интернету — узкополосная связь через мобильный телефон (GPRS, WAP и другие) — 29,2%. Максимальная его доля приходится на Кызылординскую область (54,9%), а минимальная — на Павлодарскую (16,8%). Данные по ее использованию в Астане отсутствуют, а на Алматы приходится 8,6%.

    Мобильная высокоскоростная связь в Казахстане занимает 21,2%. Максимальная доля зафиксирована в Мангистауской области (36,7%), минимальная — в Актюбинской (7,3%). В Астане доля мобильного высокоскоростного доступа составляет 47,3%, в Алматы — 26,1%.

    Интересна ситуация с подключением через оптоволокно. В среднем по Казахстану на волоконно-оптическую связь приходится лишь 3,9%. Зато в Атырауской и Павлодарской областях доля ее использования достигает 22,2% и 11,2%, соответственно. Не популярен и спутниковый доступ к интернету — в среднем по республике на его долю приходится лишь 2,1%.

    Цели использования интернета

    Основными целями использования интернета 54,4% респондентов указали работу с электронной почтой. 51,8% казахстанцев скачивают или используют медиа-контент, 41% получает в сети информацию о товарах и услугах, 36,6% — размещают информацию или обмениваются мгновенными сообщениями, 33,2% играют или скачивают игры, 26,2% — читают или скачивают газеты, журналы и электронные книги.

    Интересны данные по государственным услугам в интернете. Несмотря на то, что Казахстан поднялся в рейтинге ООН по электронному правительству, показатели работы с госорганами оказались весьма скромными. Так, в числе целей использования интернета лишь 8,8% респондентов указали «получение информации от органов государственного управления», 4,7% — «взаимодействие с органами государственного управления», 2,2% — «обращение в блоги государственных чиновников».

    Безопасность

    А вот вопросы безопасности у казахстанцев явно не в почете. Несмотря на то, что 49,7% респондентов по всей республике среди проблем при использовании интернета назвали заражение компьютерными вирусами, 11,9% опрошенных не проводят вообще никаких мер по обеспечению безопасности. Чаще всего с вирусами сталкиваются жители Мангистауской области (76,5%), а меньше всего — в Атырауской (34%). По Астане и Алматы доля практически одинаковая — 60,7% и 60,5%, соответственно.

    Доля спама тоже выглядит впечатляюще. Максимальная доля зарегистрирована в Кызылординской области (42,8%), минимальная — в Алматинской (12,9%). В Астане и Алматы — 7,6% и 27,9%, соответственно. В среднем по Казахстану — 22,7%.

    Напомним — совсем недавно аналогично-удручающие данные по распространению угроз в компаниях малого и среднего бизнеса в Казахстане представила Лаборатория Касперского.

    Электронная коммерция

    Еще несколько любопытных пунктов отчета имеют прямое отношение к электронной коммерции. Использование банковских операций среди целей отметили 4,4% респондентов. Этот показатель вполне соотносится с числом тех, кто что-либо покупает в интернете (4,6%) или продает (1,5%). Эти данные приведены в среднем по Казахстану, по регионам же ситуация немного различается. Так, например, наибольший процент банковских операций приходится на Астану (13,3%), а наименьший — на Мангыстаускую область (1,3%). В Алматы этот показатель составляет 7%.

    Наибольшее число покупающих в интернете пользователей обнаружилось в Костанайской области (12,5%), а наименьшее — в Алматинской (1,6%) и в Астане (1,8%). В Алматы доля покупателей — 7,8%. Интернет-продавцов больше всего зафиксировано в Алматы (3,9%) и Карагандинской области (3,7%), а меньше всего — в Актюбинской (0,4%) и Кызылординской (0,5%) областях.

    Заказ товаров и услуг в интернете в течение 3 месяцев, предшествующих опросу, осуществили 50,8% респондентов (для сравнения — по итогам 2012 года эта цифра составляла 63,1%). Самыми активными оказались жители Актюбинской области — здесь о покупках в интернете рассказали 78,6% опрошенных. А наименьшая доля зафиксирована в Астане (11,1%) и Жамбылской области (20,6%). При этом 57,7% опрошенных приобретают товары и услуги у отечественных продавцов, а 48,5% — у зарубежных. Наиболее распространены интернет-покупки за рубежом у жителей Астаны (83,3%) и Павлодарской области (82,9%). А покупать у отечественных продавцов предпочитают в Кызылординской (77,8%) и Алматинской областях (77,6%), а также в Алматы (76,7%).

    Охотнее всего при интернет-покупках казахстанцы расстаются с суммами от 5000 до 25000 тенге — 46,1% (для сравнения, в 2012 г — 44,2%). На долю товаров и услуг, превышающих 25 тыс. тг, приходится 37,5%, а на покупки 2000-5000 тг — 4,6%. Больше всего тратят жители Астаны — здесь доля покупок свыше 25 тыс. тг составляет 66,7%. А самыми экономными оказались жители Кызылординской области — тут зафиксирована наибольшая доля (14%) покупок стоимостью 2000-5000 тг. В Алматы на покупки стоимостью 5000-25000 тг приходится 47,1%, на покупки свыше 25000 тг — 28,4%, а на покупки 2000-5000 тг — 2,7%.

    Список предпочтений при интернет-покупках у казахстанцев возглавляет одежда и обувь. На эту категорию приходится 58,2%. На втором месте, причем почти с двукратным отставанием, — косметика и парфюмерия (22,3%), на третьем — книги, журналы, газеты, учебные материалы (13,3%). Примечательно, что вопреки распространенному мнению о том, что казахстанцы предпочитают не тратиться на покупку фильмов и музыки в интернете, на долю этой категории приходится 11,2% (это 4 место по популярности). Доля компьютерных программ — 9,6% (6 место), видеоигр — 7,4% (7 место). А на 5 месте с долей в 10,2% — лекарства. По данным Министерства здравоохранения, в Казахстане запрещена продажа медицинской продукции через интернет, что совсем не помешало «лекарствам» занять достаточно заметное место в рейтинге покупок. Категория эта достаточно распространенная, хотя в будущем наверняка исчезнет, если Минздрав всерьез возьмется за этот вопрос.

    Возвращаясь к самым популярным покупкам в интернете: в Астане в топе оказались одежда и обувь (83,3%), косметика и парфюмерия (66,6%) и книги/газеты/журналы (66,6%), а в Алматы — продукты питания (35,5%) и одежда и обувь (34%).

    Среди способов оплаты интернет-покупок в среднем по Казахстану наиболее распространена оплата наличными при доставке — 41,9%. Несмотря на рост использования банковских карт в республике, популярность оплаты наличными растет — в 2012 году на ее долю приходилось 36,9%. На втором месте — оплата платежными картами через интернет — 24,8% (для сравнения — в 2012 году эта цифра составляла 31,9%), на третьем — банковский перевод — 20,8% (в 2012 — 18,4%). Охотнее всего наличными оплачивают жители Павлодарской области (65,8%), а банковскими картами — в Жамбылской области (38,8%) и в Алматы (38,5%). В Астане на долю наличных оплат приходится 50%, в Алматы — 32,8%.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.