Работу над созданием системы ЭВАК планируется завершить до конца 2014 года
Казахстан выделяет почти 6,5 млрд тенге на внедрение совместного со странами ТС спутникового проекта по обеспечению экстренных вызовов при авариях и катастрофах.
Почти 6,5 млрд тенге Казахстан выделяет на внедрение системы ЭВАК — совместного спутникового проекта в рамках Таможенного союза по обеспечению экстренных вызовов при авариях и катастрофах, сообщает Liter.kz.
До вступления в силу технического регламента Таможенного союза осталось всего полгода — и страны ТС активно сейчас финансируют совместные проекты, прописанные в этом регламенте. С 1 января 2015 года вступят в силу нормы о комплектации транспортных средств устройствами вызова экстренных оперативных служб. С 2016 года оснащению системой будут подлежать легковые автомобили массой более 2,5 тонны, автобусы, грузовики и спецтранспорт для перевозки опасных грузов, а с 2017 года — все остальные автомобили.
На развитие системы ЭВАК, по информации, озвученной журналистам 26 июня президентом некоммерческого партнерства ГЛОНАСС Александром Гурко, Казахстан выделяет 1,2 млрд рублей и еще 4 млрд дает Россия.
Система будет работать с использованием сигналов глобальных навигационных спутниковых систем GPS и ГЛОНАСС. Планируется, что ЭВАК позволит сократить время прибытия экстренных оперативных служб на 30%.
Особенность системы ЭВАК заключается в том, что устройства вызова экстренных оперативных служб находятся в режиме ожидания и не осуществляют постоянную передачу информации о местоположении автотранспортного средства. Передача сигнала о местоположении автотранспортного средства осуществляется при срабатывании устройства вызова экстренных оперативных служб в случае дорожно-транспортных и иных происшествий на автомобильных дорогах.
Согласно техническому регламенту, с 1 января 2017 года требования по оснащению устройством (системой) вызова экстренных оперативных служб распространяются на все остальные выпускаемые в обращение автотранспортные средства. При этом планируется, что установка устройств (систем) вызова экстренных оперативных служб на выпускаемые в обращение (производимые начиная с вышеуказанного срока) автомобильные транспортные средства будет осуществляться производителями транспортных средств. Под эту категорию автомобилей попадают автомобили, произведенные в Казахстане, либо ввозимые из-за рубежа на срок более чем шесть месяцев.
Как сообщали казахстанские СМИ со ссылкой на председателя комитета транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций Асета Асавбаева, работу над созданием казахстанского аналога системы ЭРА-ГЛОНАСС (ЭВАК) планируется завершить до конца 2014 года.
Комментарий председателя комитета по экономической реформе и региональному развитию мажилиса Парламента РК Сейтсултана Аимбетова:
— Для реализации столь амбициозной цели, как создание собственной космической отрасли, у нас имеются достаточные технические, человеческие, финансовые ресурсы и космическая инфраструктура
Во-первых, мы обладаем самым эффективным и функциональным космодромом в мире; во-вторых, мы имеем современную и передовую наземную инфраструктуру; в-третьих, у нас функционирует орбитальная группировка национальных спутников связи и вещания и космическая система дистанционного зондирования Земли; в-четвертых, в стране достаточно высокий квалифицированный кадровый потенциал; в-пятых, государство уделяет самое пристальное внимание на развитие космической отрасли, обеспечивается достаточное бюджетное финансирование, имеется прогрессивная законодательная база, заключено долгосрочное и стратегическое партнерство с такими космическими державами, как Россия и Франция, ну и самое главное — это поддержка Главы государства космических инициатив с первых дней независимости.
Одним из казахстанских приоритетов является экономический рост на основе индустриализации и инноваций. Глава государства, уделяя особое внимание развитию отраслей будущего, поставил цель — создать в стране современную космическую отрасль на базе развитой науки.
В этой связи начиная с 2010 года Казахстан вступил в активную фазу строительства отечественной космической отрасли. С июля 2011 года на орбите успешно функционирует спутник связи и вещания KazSat-2. Недавно был произведен запуск KazSat-3. Государство выделило свыше 43 млрд тенге на реализацию проектов по данным спутникам.
Однако на сегодня не все телекоммуникационные компании Казахстана пользуются услугами спутникового ресурса, и загрузка космического спутника составляет всего 69 процентов. А ведь простой космической системы — это не только деньги на ветер, это еще и утечки финансовых средств за границу. Так что нам необходимо обязать на законодательном уровне переход отечественных телекоммуникационных компаний на спутники KazSat.
К сожалению, аналогичные недочеты и упущения имеют место быть и при создании спутников космической системы дистанционного зондирования Земли. На эти спутники из бюджета было выделено 63 млрд тенге. Данная система спутников направлена на решение задач развития экономики Казахстана, таких как мониторинг состояния посевов и прогноз урожайности сельскохозяйственных культур, актуализация земельного и градостроительного кадастра, недропользования, геологии, геодезии и картографии, мониторинг водных и лесных ресурсов, строительства и состояния дорог, обнаружение и контроль чрезвычайных ситуаций, обеспечение обороны и безопасности.
Более того, система дистанционного зондирования Земли должна быть нацелена и на предоставление услуг зарубежным партнерам и увеличение экспортного потенциала страны.
Международные эксперты отмечают, что каждый вложенный в космическую отрасль доллар дает прибыль в 5-6 долларов.
В связи с этим Казахстан, имея на территории страны уникальные инфраструктурные объекты космической отрасли, экономические и технические возможности, должен поставить приоритет по привлечению частных инвесторов в развитие космонавтики, в том числе содействуя развитию государственно-частного партнерства. Нам необходимо сконцентрироваться на выполнении стратегических задач для более интенсивного освоения космического пространства, активизировать работу по привлечению частных инвестиций и трансферта высоких технологий, расширяя и углубляя кооперацию с ведущими мировыми производителями космической техники для форсированного вхождения в клуб космических держав.