Как маленький стартап продал 80% билетов на все матчи Лиги Чемпионов
Несмотря на весь скепсис, который часто звучал в сторону основателей компании «Тикетон» относительно бизнес-идеи, сервис оказался востребованным. Спустя несколько лет он занял 60% профильного рынка. Мы беседуем с руководителем «Тикетона» Викторией Торгунаковой о деньгах, итогах и планах.
17 марта 2016 15:26,
Рубрики: Интервью
Виктория, многие не верили в то, что стартапу появившемуся в 2012 году, получится построить «билетную империю». Скептики посрамлены, судя по всему, это удалось. Что сейчас происходит на этом рынке? Каков объем рынка? Какие основные тенденции?
Да, посрамлены (смеется). Естественно, важнейшим фактором, влияющим на рынок культурного досуга страны, является экономическая ситуация. А она в последнее время преподносила нам сюрпризы. Скачки курса валют сказались не только на покупательской способности наших сограждан, но и на отношениях между организаторами гастрольных мероприятий и зарубежными артистами. К примеру, гонорары, зафиксированные в начале года в долларах, стали непосильной ношей для некоторых организаторов. Как следствие – увеличение цен на билеты и отсутствие аншлагов. Что касается кино. Пожалуй, сейчас это самый доступный способ досуга для казахстанцев. В том, что спрос на киносеансы сохраняется на прежнем уровне и даже немного растет, «виновны», прежде всего, кинотеатры, которые сознательно не поднимают стоимость билетов. Тем не менее, говорить о значительном росте во всем сегменте в сравнении с предыдущими периодами, не приходится. Но что мы видим точно – это изменение покупательского поведения клиента. Через Интернет теперь развлечения ищут для себя намного больше казахстанцев, чем до кризиса. И если общий поток зрителей в кинотеатрах и театрах пока уменьшается, то продажи через интернет на Ticketon.kz и у наших партнеров растут. Люди стали действовать боле рационально – ищут развлечения через Сеть, где можно сравнить цены в разные кинотеатры и театры на одном экране, и выбрать наиболее оптимальный вариант.
По данным госстатистики, рынок развлечений в Казахстане составляет около 52 млрд. тенге в год. Онлайн-продажи по всем игрокам рынка занимают сейчас около 3% от этой цифры. Из них «Тикетон» - явный лидер в спортивной и театральной тематиках, также мы продаем порядка 80% всех онлайн-билетов в кино, и порядка 30% всех интернет-продаж на концерты. В ближайшие 2-3 года ожидаем увеличение онлайн-продаж до 10% от общих продаж культурно-массовых событий.
Как вы закончили 2015 год с точки зрения финансов, охвата вашим сервисом, расскажите об успехах в деле региональной экспансии.
Приятно отметить, что, несмотря на общее снижение продаж по рынку, приверженность казахстанцев к онлайн-покупкам только возросла. Это связано, в первую очередь, с желанием сэкономить – как время, так и деньги, и с ожидаемым нами ростом электронной коммерции в целом по Казахстану. Благодаря этому, нашей компании удалось завершить 2015 год с ростом в более, чем 3,5 раза и годовым оборотом, превысившим 645 млн. тенге. В 2016 году мы ожидаем миллиардный оборот через наш сервис и надеемся, что станем первой интернет-компанией в Казахстане, совершившей миллионную транзакцию в интернете.
Мы активно провели 2015 год в части развития в регионах. На сегодня «Тикетон» уже представлен в 6 городах - Алматы, Астана, Караганда, Кызылорда, Павлодар, Талдыкорган. Сейчас идет подключение объектов в Шымкенте и Кустанае, на апрель запланированы Актобе и западные регионы страны. Под проект SmartAstana нами был открыт второй офис в Астане, что, конечно, усилило этот регион. Пользуясь случаем, хотелось бы обратиться к владельцам кинотеатров, театров, музеев и спортивных клубов в регионах – друзья, пора переходить на современные способы продажи билетов. Тем самым, вы приводите на свои постановки и матчи более молодого и перспективного зрителя. Мы возьмем на себя всю техническую часть, научим ваших контролеров и кассиров работать, разработаем с бухгалтерией удобную им систему отчетности и форму билета, научим и поможем правильно продвигаться в сети Интернет и мобильных приложениях, а вам, руководителю, дадим онлайновый инструмент отслеживания продаж по всем каналам через ваш смартфон.
Виктория, в чем предмет особой гордости для «Тикетона» в ушедшем году?
Однозначно, гордость для нас – содействие отечественным спортивным объектам в автоматизации билетной системы. На примере хоккейного клуба «Барыс», футбольных клубов «Кайрат» и «Астана», мы доказали, что возможность проводить мероприятия международного уровня без километровых очередей на кассах, недовольных зрителей и огромных затрат на продвижение – это реальность. Кроме того, опыт продаж на домашние матчи ФК «Астана» в Лиге Чемпионов продемонстрировал готовность наших соотечественников к онлайн-покупкам. Более 80% билетов на Матчи Лиги Чемпионов было продано через нашу систему в режиме онлайн. Кроме того, мы горды, что теперь оба флагмана казахстанского оперного и балетного искусства АстанаОпера и ГАТОБ работают через нашу систему, как и крупнейшие русские и казахские классические театры страны – театры имени Лермонтова и Ауэзова в Алматы и имени Горького и Куанышбаева в Астане.
Конкуренция на рынке в вашем сегменте растет. Каков запас конкурентоспособности у «Тикетона»?
Первые 3 года развития сервиса были посвящены экстенсивному росту подключаемых объектов. Прошлый год и в 2016-ом мы сконцентрировались больше на внутренней оптимизации, что достаточно быстро дало результаты. Мы очень много вложили ресурсов в SEO-оптимизацию, за счет чего удалось в 10 раз нарастить посещаемости за счет бесплатного поискового трафика. Наши конкуренты по нашим оценкам больше специалисты в билетных вопросах, чем в вопросах интернет-продаж. Запасом прочности, в первую очередь, является уровень сервиса, который мы стараемся улучшать с каждым днем и, тем самым, заслуживаем доверие как объектов культуры и спорта, так и конечных покупателей. Инновационная составляющая нашего проекта позволяет предлагать потребителям новые возможности, упрощающие процесс покупки. Такого большого перечня вариантов оплаты как в «Тикетоне» нет более нигде – 11 вариантов оплаты (платежные карты любой страны мира, терминалы, интернет-банкинги крупнейших казахстанских банков, электронные деньги), включая наличные через терминалы – Киберплан и Qiwi. Более того, уже сейчас можно выбрать места и приобрести билеты на события посредством терминалов самообслуживания Касса24. Также большое внимание уделяется вопросам продвижения в Сети и пользовательскому интерфейсу. Первые позиции в выдаче поисковых систем, охват пользователей крупнейших сайтов-афиш, а также скрупулезная работа над юзабили интерфейса, в конечном итоге, дают свои плоды в виде лояльных клиентов, готовых порекомендовать наш сервис своему окружению.
Виктория, а что с планами на текущий год? Где вы видите точки роста?
Год начался для нас неплохо – с подключения знаковых объектов – знаменитый наш каток Медео, АстанаОпера и Театр музыкальной комедии в Караганде. Прошлый год показал нам, что регионы Казахстана готовы к онлайн-покупкам билетов. А мы, в свою очередь, готовы предоставить жителям всех городов страны наилучший сервис. В частности, в ближайшее время будут подключены кинотеатры сети Chaplin в городах Уральск, Атырау, Актау, а также ряд объектов в городах Караганда и Шымкент. Надеемся, что нам удастся помочь стране на высоком уровне провести Универсиаду 2017 и, возможно, ЭКСПО. Мы приняли для себя решение идти также в те сферы, которые нам однозначно не принесут денег, но сделают досуг казахстанцев более насыщенным – это музеи, галереи и выставочные центры, семинары и лекции по искусству. Ждите скоро интересных новостей в этой части. Мы также понимаем всю важность дифференцирования бизнеса, и потому в 2016 году постараемся удивить наших клиентов дополнительными возможностями сервиса и долгожданной бонусной системой.
Спасибо и удачи!