Рустам Маметов («АлмаТел» Казахстан с торговой маркой «Алма ТВ»): Мы «взорвем» рынок спутникового ТВ в Казахстане
B2C директор компании о телекоммуникационном рынке республики, о телесмотрении, о будущем «Алма ТВ», и о том, какие стратегические планы стоят перед топ-менеджментом.
B2C директор компании о телекоммуникационном рынке республики, о телесмотрении, о будущем «Алма ТВ», и о том, какие стратегические планы стоят перед топ-менеджментом.
Мы движемся по тому же пути, по которому идет и весь мир – идет универсализация телеком-операторов, границы стираются. Если раньше были отдельные кабельные операторы ТВ, Интернет провайдеры, мобильные операторы, а «Алма ТВ», если вы помните, тоже начинала как оператор кабельного ТВ, то теперь кабельные операторы пошли в Интернет, все интернет-провайдеры начали предоставлять услуги телевидения. Сегодня клиенты хотят все вместе: ТВ, Интернет, телефонию. И тут нужно понимать, почему возникло такое смешение жанров – появились предпосылки, технологии, которые позволили проникать операторам в смежные сегменты. Сейчас достаточно докупить платформу, как в случае с IP TV и стать игроком на рынке ТВ. В случае с кабельными операторами это еще и вопрос выживания – или ты идешь в смежные услуги, или тебя вскоре забудут. Для нас значимая стратегическая задача – это Интернет. Мы развиваем это направление, и все идет неплохо – в прошлом году мы впервые в Казахстане дали 500 Мбит/с – это прорыв. Получается некое комбинированное предложение, которое включает в себя ряд телекоммуникационных услуг – это сейчас тоже тренд.
Сейчас мы видим еще один тренд, когда мобильные операторы идут в фиксированный Интернет. И это тоже пример конвергенции.
Еще один пример конвергентных услуг в которые есть в «Алма ТВ» - телефония. Я не вижу здесь особых преимуществ для нашего бизнеса, так как сейчас пользование фиксированной телефонией переживает кризис, но какой-то сегмент потребностей в этом сервисе мы покроем. Для удобства абонентов.
И еще мы видим ренессанс, который исходит от цифрового ТВ. Причем, именно мы сейчас формируем спрос на этом рынке, а в телекоме вообще нужно работать на опережение. В этой части мы работаем уже и на поле спутникового ТВ, и в поле Интернет ТВ. Это относительно новые направления для нас.
Да, так и есть. Мы «закрыли» кабелем почти весь Казахстан – все крупные города. Но осталась огромная часть населения, до которой мы не можем дотянуться. Здесь без спутника никак. И это большой рынок – 3,5 миллиона домостроений. Кроме того, в кабеле частотный ресурс ограничен, а ведь впереди эра HD, я не говорю уже о 4К, который требует полосы 35 Мбит/с. Спутник лишен ряда недостатков и в этой части – мы можем обеспечить конкретное качество канала в конкретной точке.
И здесь следует сказать, что мы сразу пошли в технологию HEVC. Эта прорывная технология, которая на голову выше всего того, что имеется сейчас. Мы первые в Казахстане и на территории СНГ, кто вышел с этой технологией на рынок. Проблема не в том, что мы такие умные – нам просто проще – мы выходим на новый для себя рынок с новой технологией, а коллегам из России, например, обладающим большой абонентской базой, приходится непросто – нужно перестраиваться, менять абонентское оборудование.
Именно. Но нам все равно пришлось сделать апгрейд своего оборудования для подъема сигнала на спутник. С другой стороны, у нас ведутся непростые переговоры с производителями абонентского оборудования – отработанных приставок еще нет, мы фактически подталкиваем их. Есть еще момент. С выходом на рынок с технологией HEVC, мы получаем преимущество на 2-3 года. В свое время, когда прокладывали кабели, многие ограничились восемью жилами, лишь самые прозорливые закладывали 48. Нетрудно догадаться, кто был прав. Вывод – в телекоме нужно думать вперед.
Конечно, поэтому мы сейчас активно ищем производителей, которые вещают в этих разрешениях. И если с HD хорошо, то с 4K – плохо. Контента этого практически нет. Но он обязательно появится. И тогда мы будем готовы его транслировать.
Пока я не могу подтвердить это – люди продолжают смотреть ТВ, у нас растет база, растет база и у конкурентов. Разумеется, темпы несколько снизились, но о падении речи нет. Тоже можно сказать и о телевизорах – в ритейле телевизоры стоят на втором месте по объемам продаж. Вопрос в предпочтении абонентов – спрос уходит в Интернет ТВ, это подтверждается колоссальным ростом Интернет-трафика.
Поэтому, я повторюсь, два наших направления, которые позволят нам оставаться в фазе роста – это Интернет ТВ, а второе – сам, собственно, Интернет. Кстати, наша Интернет-платформа для ТВ оказалась настолько успешной, что получила своего отраслевого Оскара. Эта услугу реально классная – там есть и HD-каналы, и возможность смотреть с любого устройства, и с помощью приложения, через браузер, со Smart TV и т.д.
Да, куча разнообразных опций: архив, возможность смотреть программу с любого момента, можно перематывать вперед-назад, ставить ТВ на паузу. И при этом, приложение очень быстрое.
Пока еще люди не готовы к приложению, мы «раскачиваем» его, но ситуации меняется. Нужно объяснять людям, рассказывать им о возможностях, о том, какие имеются фичи. И тогда это начинает работать. Я уверен, что наш OTT-сервис обязательно «выстрелит», и Интернет-телевидение начнет замещать классическое. Мы должны быть готовы к этому сценарию.
Четких цифр нет, рынок очень размыт. Здесь можно брать во внимание только какие-то экспертные оценки – у нас около 600 тысяч абонентов. У «Казахтелекома» по неофициальным данным около 450 тысяч. Есть региональные компании, которые «посчитать» вообще невозможно. Полагаю, что их участь уже предрешена. Есть игроки, которые играют на поле Интернет ТВ. Пока этот рынок мал. Операторы мобильной связи только начинают работать на этом рынке, их доля тоже не велика.
А вот рынок спутникового ТВ – это другая песня. Тут счет идет на сотни тысяч абонентов. Этот рынок в Казахстане по большей мере серый. Экспертные оценки говорят, что пиратских тарелок от 700 тысяч до миллиона. Вопрос с серыми тарелками не так прост, как кажется, ведь он затрагивает, например, вопросы информационной безопасности.
Да, мы проводим постоянный анализ телесмотрения. Причем, есть внешние исследования и наши внутренние анализы. Если брать в сравнении, то в регионах люди больше смотрят казахстанские сериалы. А серые игроки не всегда могут предложить тот же контент, что и мы. Мы же в своем спутниковом пакете хотели бы предложить превосходную подборку каналов, ту, которая устраивает казахстанскую аудиторию. То есть, казахстанский контент плюс лучшие российские и мировые каналы.
Стратегическая цель – увеличить доходы компании в 2 раза. Это вполне реальный план. Конечно, мы не считаем, что классическое ТВ будет расти, но при этом, рост доходов будет осуществляться за счет комбинированных услуг – то есть, половина наших абонентов будут пользоваться несколькими нашими сервисами.
Вторая точка роста – спутниковое ТВ – мы должны занять здесь хорошую долю.
И темная лошадка – это Интернет ТВ. Есть ощущение, что через 2-3 года оно все-таки «выстрелит».
Один из главных фокусов – это цифровое телевидение. Тут мы хотим, чтобы люди прочувствовали цифровое ТВ, мы хотим, чтобы у нас был самый полный пакет каналов. Мы, без всякого пафоса – лучшие в этом вопросе, у нас огромная экспертиза и в работе с контентом.
И еще. Как вы знаете, у нас есть частоты для передачи сигнала MMDS. Они будут освобождаться, поэтому, не исключено, что мы будем экспериментировать с беспроводным Интернетом на этих частотах.
Пожалуйста.