Общеобразовательная школа начинает учить программированию с 7-го класса. С «мертвого» языка – Pascal
Генеральный директор Love2Code – Елдос Балгабеков, инициатор и со-организатор проекта «Час кода» о том, что не так с обучением программированию для детей в Казахстане, и что делать, чтобы все исправить.
17 февраля 2017 07:04,
Рубрики: Интервью
Елдос, как возникла идея создания школы Love2Code, кто стал инициатором?
Наша компания существует более 2-х лет, основали ее четыре друга, все имеют опыт работы в крупных компаниях. И, откровенно говоря, мы хотели сделать вклад в развитие страны, как бы это громко не звучало. И решили сделать вклад тем, что мы умеем – научить детей навыкам программирования. И, конечно, хотелось бы сделать что-то глобальное, не привязанное только к Алматы и к Астане. Поэтому, мы сфокусировались на всем Казахстане, иными словами, мы поставили задачу дотянуться со своей идеей до всех детей, у кого есть Интернет. Мы считаем, что умные и смышленые дети есть везде. Задача была нетривиальная – вопрос стоял, как донести идею о том, что программировать – это легко. Отрабатывали разнообразные инструменты, модели, прежде чем появилось что-то осязаемое.
Кстати, мы имели возможность совершить турне по Казахстану, встречались со школьными учителями, учениками, рассказывали про технологии. И пришли к мнению, что не все учителя в классических школах готовы подхватить наши идеи.
Мы продолжим эту мысль позже, но прежде такой вопрос: Love2Code – это общественный проект? За счет чего вы существуете?
Мы апологеты и евангелисты понятия «социальное предпринимательство». Мы обучаем детей за деньги, если у родителей есть возможность платить за подобные курсы. Благодаря этому финансированию мы проводим ряд бесплатных инициатив, таких, как, например, «Час кода», олимпиады по программированию, выезжаем в регионы и популяризируем программирование среди детей. Встречаемся в регионах, как я говорил, и с учителями, и с чиновниками из управления образования, рассказываем им о новых методиках, которые популярны в мире. То есть, ведем большую просветительскую работу в этом вопросе. Есть стереотип, что обучение программированию нужно начинать с 7-го класса. Это у нас. А на Западе учат детей уже с начальных классов. При этом, не нужно «грузить» их ненужными концептами, программирование должно быть увлекательным. И тогда есть шанс получить поколение программистов, которые будут кодить с любовью.
Сколько у вас стационарных центров? Сколько детей обучается на курсах?
У нас 2 центра в Алматы. И обучается на них около 100 детей. Есть партнеры в Актау и в Астане.
А теперь продолжим говорить о качестве преподавания программированию в школах. Как вы оцениваете ситуацию с этой дисциплиной?
Если отбросить то, что делает наша компания – то все плохо. Мы используем западные технологии, адаптируя материал для наших условий. Общеобразовательная школа в Казахстане начинает обучать детей программированию только с 7-го класса, как я сказал ранее. И обучают этому процессу через Pascal – «мертвый язык». Ну, здесь хоть что-то делается. А вот для школьников младших классов вообще нет никаких вариантов.
Также плохо и с точки зрения интенсивности занятий. В школах выделяется всего 45 минут в неделю на изучение информатики. И это в эпоху информационных технологий!
Получается, что мы учим детей программированию по методичкам, которые, грубо говоря, написаны еще в прошлом веке…
К сожалению, да. Предпринимаются, конечно, шаги чтобы изменить ситуацию. И я надеюсь, что школам дадут больше свобод, чтобы они могли сами разрабатывать учебные программы.
Судя по всему, вы очень амбициозны. Какие цели ставите перед собой? Перед компанией?
Как только мы изменим что-то в лучшую сторону в сфере обучения детей программированию, мы будем расширять свой ареол в сторону создания программ для детей старше 12 лет.
Иными словами вы хотите создать армию юных программистов…
Мы не призываем всех детей стать профессиональными программистами. Понимаете, программирование – это навык XXI века. Мы все умеем читать и писать, но не все из нас становятся писателями и поэтами. На своем примере могу сказать: работая в крупной международной компании, мои навыки программирования мне очень пригодились. Хотя основная моя деятельность и не была связана с этим, но, имея подобные навыки, я улучшил производительно отдела, где работал, и высвободил 160 человеко-часов, упростив и автоматизировав многие бизнес-процессы.
А не получится ли так, что вы научите ребят, и среди них будут, безусловно, талантливые, которые возьмут и уедут. Не будет обидно?
Не думаю. У нас у всех есть возможность уехать, но не все это делают. Мы хотим изменить этот мир. И начинать нужно со своей родины. Второй момент – как только мы даем детям высоковостребованный навык программирования, то, развив его, будучи уже юношей, такие ребята смогут работать удаленно. И для того же Google, и для того же Microsoft…
Вы провели уже вторую акцию «Час кода». Как вы оцениваете уровень наших ребят?
Не могу сказать за всех детей, но те ребята, которые приходят к нам на курсы, хорошо мотивированы. И они делают великолепные вещи! Есть у меня в группе обучения мальчик девяти лет. И он настолько продвинулся, что уже перешел на взрослые языки программирования! Он определенно гений.
А интересно ли девочкам программировать? Что вы скажете, исходя из вашей практики?
Я считаю, что девочек нужно вовлекать в процесс. Понимаете, здесь вопрос мышления – есть огромный пласт работ, которые девушки-программисты могут решать и быстрее, и изящнее. Они могут делать уникальные продукты. Наша задача – вселить в них уверенность в том, что они могут программировать не хуже ребят.
Спасибо Елдос. Удачи вам!
И вам.