Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    Банкиры Казахстана рассуждали о том, могут ли банки быть финтех-компаниями

    Дискуссия, которая прошла в рамках конференции MobiEvent’16 собрала преимущественно молодых и известных банкиров Казахстана. Computerworld.kz попытался выяснить, что для них есть финтех.

    16 января 2017 19:54, Computerworld.kz
    Рубрики: Казахстан
    Дискуссия, которая прошла в рамках конференции MobiEvent’16 собрала преимущественно молодых и известных банкиров Казахстана. Computerworld.kz попытался выяснить, что для них есть финтех.

    Александр Галиев, Computerworld.kz

    Сессию, которая собрала почти полный зал, модерировал Константин Горожанкин, президент АКИБ (Ассоциация интернет-бизнеса и мобильной коммерции). 

    На первый вопрос о том, что такое цифровой банк, Гани Узбеков из Capital Bank отвечает: «Наша идея в том, чтобы наши клиенты тратили минимум усилий для проведения транзакции. Без цифровых технологий здесь не обойтись. Но на другом конце – это все равно сотрудник банка. Это очень важно понимать». Евгений Благинин из Банка Астаны говорит о том, что его банк – это не цифровой, а скорее мобильный банк. Главная идея – это дистанционные сервисы. «Получить любую нашу банковскую услугу на кончиках пальцев – как бы это пафосно не звучало – это то, к чему мы стремимся», - говорит он. По его словам, мировой тренд такой: все банковские услуги будут сближаться по качеству сервисов.  

    Нурлан Жагипаров из Казкома высказывает такую мысль: «Я не уверен, что все дойдут до финишной прямой». «Разрыв между банками, которые будут в «тренде» и те, кто не в состоянии это делать, будет расти», - говорит он, дополняя, что в Казкоме намерены создать в рамках банка отдельную технологическую компанию.

    банкиры.jpg

    Участники дискуссии. Фото на память

    Дамир Какиев из Сбербанка говорит фактами: «Мы уже сейчас видим, что 85% транзакций в нашем банке происходят посредством онлайн».

    Патриарх отечественного банковского сектора – Ермек Шамуратов говорит: «Цифровые процессы уже меняют среду: банки закрывают физические отделения. Но остается головная боль – проблема идентификации клиента. Здесь технологии еще в прошлом веке».

    Отвечая на вопрос о том, какие финтех-стартапы ищут банки, Нурлан Жагипоров говорит, например, о том, что в банке заинтересованы в проектах, которые привлекательны для венчурных инвесторов, а также социальные проекты. Евгений Благинин заходит с другой стороны и задается вопросом о том, что смогут ли финтех-стартапы убить традиционный банкинг. И сам же отвечает: «Ключевые функции банков финтех-стартапам недоступны в виду регуляторных ограничений. Тем не менее, некоторые традиционные банковские сервисы могут размываться».

    Гани Узбеков говорит о том, что банк внимательно «смотрит и анализирует». «Нам нужны стартапы, которые решают узкие места в банке – а их не так мало. Сегодня мы уже обсуждаем подобные проекты», - отмечает он.

    Ермек Шамуратов смотрит на проблему детализовано: «Основная точка роста – это безналичные платежи. Эквайринг – это то место, куда можно вкладывать, этот бизнес хорошо масштабируется. Стартапы в этом направлении будут интересны в Казахстане».

    Отвечая на вопрос Computerworld.kz о том, какая технология несет наибольшие риски для существующей банковской системы, Нурлан Жагипаров ответил довольно емко: «Почему вы считаете, что новая технология несет риски? Нужно рассматривать этот вопрос с точки зрения возможностей для улучшения инфраструктуры, улучшения продуктов. Мы именно так смотрим на эти вызовы». Евгений Благинин присоединяется: «Нужно эволюционировать, развиваться, использовать новые технологии в бизнес-процессах».

    Итак, могут ли банки быть финтех-компаниями? С одной стороны, они уже финтех-компании. Ведь еще несколько лет назад заявление о том, что большая часть транзакций уйдет в онлайн вызвала бы здоровый скепсис. Но сейчас это уже свершившийся факт. Но с другой стороны, банкам не хватает дерзости, присущей стартапам. И это объяснимо – они зажаты в рамках, определенных регуляторами. Именно поэтому наиболее заметная трансформация – это пользовательский опыт – мобильные приложения, бесконтактные платежи, мессенджеры, разнообразные каналы коммуникаций с сотрудниками банков. Так сказать, первый круг. Когда дойдет до второго круга? Очевидно, что еще не скоро…

    Фото: Дмитрий Светов