Казнет Инкогнита
Анализ текущего состояния и развития интернета в Казахстане.
Без интернета нынче никуда. Пропадает связь — и все, жизнь практически останавливается. Нельзя отправить/получить почту, почитать новости, найти необходимую информацию… К хорошему привыкаешь быстро и степень зависимости лучше всего осознаешь в такие вот «моменты потерь». Однако это все — в общем и целом. Нас же интересует наш «любимый» многострадальный Казнет. Не задавались вопросом — а что, если бы его не было? Много потеряли бы?
Боюсь, что большинство ответит, что вообще ничего бы не потеряли, не будь Казнета. И даже не потому, что терять нечего — скорее, просто
В трех соснах
Тем не менее, казахстанский сегмент интернета, несмотря на свои скромные размеры (подробнее об этом позже), представляет собой загадку. В смысле — неизведан до конца. И чтобы в нем найти необходимую информацию, нужно очень постараться. Вообще, для поиска используется два основных инструмента: собственно какая-либо поисковая система или же некий каталог. Каталог, по идее, удобнее — зашел в нужную рубрику и вот оно все, на блюдечке… Но — это в теории. Будь все так и на практике, никакой «инкогниты» бы тогда не было — а она есть, и еще какая.
Самым известным каталогом казнетовских интернет-ресурсов является «Весь
Например, ищем издание медицинской тематики. Логика подсказывает раздел «СМИ» (который, для «удобства», как и все остальные разделы, разбит на несколько рубрик, а те, в свою очередь, содержат подрубрики), в нем — «Газеты и журналы». Далее выбираем (из «Алматинская пресса», «Еженедельники», «Журналы» и «Региональная пресса», — занятный список, не находите? — лучше бы тематическую разбивку сделали), например, «Журналы» и получаем список сайтов журналов. Здесь главный критерий визуального поиска нужного сайта — по названию издания, которое вызовет некие ассоциации с медицинской тематикой. Однако здесь на названия ориентироваться сложно — встречаются такие, как «Журнал» (целых два!). Еще
В общем, каталог «Весь
А недавно ко «Всему
Почти год назад на казнетовском горизонте вроде бы замаячила некая альтернатива «Всему WWW…» — каталог
Конечно, в Казнете есть и другие каталоги, но ситуация в них не лучше. Поэтому пока остается пользоваться классикой Catalog.site.kz (http://catalog.site.kz). И реальным ее конкурентом, появившемся прошлым летом, — каталогом портала eXtra.kz (http://catalog.extra.kz/). Действительно достойный ресурс, заслуживающий внимания. Других альтернатив нет.
Что касается поисковиков, то здесь ситуация в Казнете еще хуже чем с каталогами: толковых казахстанских поисковиков не было, нет и вряд ли появятся. Но что самое интересное — и не надо. Потому что «Казнет» — это очень условное понятие. Чем он отличается от «Рунета»? — доменной зоной —
Статистика: я знаю, что я ничего…
Итак, вернемся к скромным размерам. Мы уже поднимали несколько номеров назад тему статистики на казахстанском
Что ж, будем считать на пальцах.
За основную точку отсчета количества сайтов возьмем статистические данные все тех же каталогов и рейтингов. Так, например, на начало января 2007 года в рейтинге CountZero (http://www.zero.kz/) присутствовал 4101 сайт. В каталоге «Всего
Что до общего количества сайтов в Казнете, то год назад Александр Ляхов все в той же статье «Казнет: пациент скорее жив…» дал оценку
Другим показателем интереса к Казнету является количество регистрируемых в зоне .kz доменов. Этим вопросом уже больше года занимается компания PROFIT Online, предоставляющая нашему журналу данные для рубрики «Грибница». Правда, это косвенный показатель, особенно учитывая, что есть только информация о поданных заявках. Гораздо показательнее оплаченный интерес, но какой процент заявок оплачивается, самостоятельно проверять несколько утомительно (хотя процедура довольно проста — зная список доменных имен, поданных для регистрации, нужно просто проверить их статус (занято/свободно) через месяц), а KazNIC «справок не дает».
Тем не менее, и эта информация представляет живой интерес. Интересна как количественная, так и качественная составляющая. Ведь имена регистрируемых доменов могут косвенно рассказать о направлении развития Казнета. Но это отдельная большая тема, возможно, мы к ней вернемся в одном из следующих номеров. Пока же поговорим о количественных показателях.
Как видно из диаграммы, ситуация в течение года была довольно стабильной, за исключением марта и апреля, когда наблюдался настоящий доменный бум. При этом, что интересно,
Если говорить о доменной активности по регионам Казахстана, то наиболее активны такие города как Алматы, Караганда, Семипалатинск, Петропавловск. Самой высокой популярностью в качестве доменных имен пользуются имена собственные и общеупотребительные слова, наиболее интересные из которых давно заняты. А реальных проектов по этим адресам так и нет. Дело в том, что такие домены берутся либо «про запас», либо с надеждой выгодно «спекульнуть». Предпринимательский дух — он и в интернете предпринимательский дух. Чего греха таить — сам пару удачных доменов прикупил. Для чего? Как повезет.
Именно поэтому количество заявок на домены так сильно опережает прирост в сайтах. Все ждут светлого интернет-будущего. Но в этой ситуации, несомненно, радует то, что есть вера в это будущее. А это уже немало.
В последние месяцы регистрируется довольно много доменов для корпоративных сайтов — в качестве имен, как правило, выступают названия компаний и различные аббревиатуры. Т.е. бизнес
Не помню кто и где, но
Ну, и немного
В структуре доходов от услуг связи за январь-ноябрь 2006 года мобильная связь занимала 45,5%, междугородная — 19%, местная телефонная — 7,7%, интернет — 5,3%, радиосвязь, радиовещание, телевидение — 3,4%, почтовая — 1,8%. Вместе с тем, по данным статведомства, наиболее динамично развивалась сотовая связь: в январе-ноябре 2006 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем услуг увеличился на 57,9%. Интернет, как видим, существенно отстает. В денежном выражении на него за одиннадцать месяцев 2006 года пришлось 13,1 млрд. тенге (почти 1,2 млрд. в месяц).
Конкурировали, да невыконкурировали
Впрочем, одного лишь красивого имени домена не достаточно, чтобы получить популярный ресурс. Здесь на первом месте должно стоять содержание и оформление сайта. Как раз то, чем и берет Рунет, куда уходит почти весь казахстанский трафик. Особенность Казнета в том, что он фактически является частью, подмножеством Рунета, т.к. на 95% он русскоязычный. Так обстоят дела со многими национальными доменами СНГ. За счет единого языкового пространства границ в интернете не существует. И работают простые законы рынка — спрос выбирает лучшее предложение, т.е. интернет-ресурсы Рунета (исторически так сложилось, что российский интернет развивался гораздо более стремительно, чем казахстанский, имея большую аудиторию и большие инвестиции, и ушел далеко вперед). Большинство сайтов Казнета не блещут своим содержанием, которое заимствуется с российских ресурсов, при этом оформление оставляет желать лучшего. Понятно, что пользы от такого Казнета никакой.
Такие ресурсы непопулярны и не приносят никакой коммерческой выгоды владельцам, т.к. размещение рекламы на них неэффективно. Тем не менее, в Казнете есть около десяти раскрученных и хорошо посещаемых сайтов — это афиша кинотеатров Kino.kz (http://www.Kino.kz/), форум Центр тяжести (http://bb.ct.kz/), интернет-газета Gazeta.kz (http://www.gazeta.kz/), портал «Весь
Но уровень отдачи вложений даже в популярные интернет-ресурсы очень невысок. Как сайт может заработать деньги? Либо организовать платный доступ к своему контенту, либо оставить доступ на сайт бесплатным и зарабатывать размещением рекламы. Но рынок интернет-рекламы в Казахстане только начал формироваться. У многих компаний в рекламном бюджете даже не предусмотрена такая статья как «интернет-реклама». Очень многие ее серьезно не воспринимают, и зарабатывать таким способом сложно. Платный доступ к информации сайта — еще более сомнительный вариант.
В создание интересных ресурсов никто вкладывать не торопится. Ведь существует много других сфер экономики, где вложенные деньги принесут прибыль и быстрее, и больше, чем от интернет-проектов. Да и большинство существующих популярных сайтов не преследовали коммерческих выгод изначально, создавались на энтузиазме и лишь потом вырастали в нечто серьезное.
Получается замкнутый круг. С одной стороны, слабый контент не может обеспечить должного трафика. С другой — справедлива и обратная зависимость: низкая посещаемость не вдохновляет на создание качественного содержания. Как быть? Ну, палкой народ в интернет не загонишь. Поэтому вся надежда, как обычно, на энтузиастов. Которые, несмотря ни на что,
Но сейчас некогда ждать долгого роста из энтузиастских штанишек. За счет оригинальных ресурсов Казнет обрел бы свое уникальное лицо и был бы интересен не только для своих граждан, но и для пользователей из других стран. Причем оригинальность должна сочетаться с понятностью. На пресс-конференции, посвященной итогам конкурса сайтов Award.kz 2006, было отмечено крайне низкое количество сайтов на казахском языке. Главный директор общественного объединения «Казак Интернеттi» Серикказы Какыбаланов, констатировав тенденцию уменьшения численности казахскоязычных сайтов, отметил, что «дело не в проблемах технического обеспечения, но в нас самих — мы не используем такие сайты, им не хватает рекламы, пользователи не осведомлены об их существовании». В связи с чем, организаторы пообещали в 2007 году сделать особый упор на казахскую версию сайта AWARD.kz (http://www.award.kz/) и поощрение сайтов на казахском языке. Хотя мне и тут все представляется гораздо проще: отсутствует спрос, нет предложения. Тут я полностью согласен с Артемием Лебедевым, для которого «не существует японского интернета» по причине незнания японского языка. Интернет — это интернациональное пространство. И мы должны делать сайты, понятные и интересные как можно более широкой аудитории.
Поддержим отечественного сайтостроителя госпрограммой
В то же время сейчас Казнет характеризуется небольшим количеством пользователей и невысокой посещаемостью. Новые сайты нужно делать для
Мы привыкли лечить симптомы. И отрадно, что приходит понимание причин. И вместе со снижением тарифов на интернет-доступ начинают делаться гораздо более важные шаги. Так, в рамках реализации «электронного правительства» в Казахстане решается вопрос преодоления информационного неравенства. 11 октября 2006 года премьер-министр Казахстана Даниал Ахметов подписал постановление правительства РК «Об утверждении Программы снижения информационного неравенства в РК на
Остается только надеяться на положительные результаты этих глобальных инициатив нашего государства — в этом случае подъем ждет не только Казнет, но и всю отечественную отрасль ИТ.
Заявки на регистрацию доменов в зоне .kz, поданные в 2006 году (общее количество — 9134)
Январь — 672
Февраль — 547
Март — 939
Апрель — 1195
Май — 583
Июнь — 718
Июль — 696
Август — 792
Сентябрь — 818
Октябрь — 808
Ноябрь — 721
Декабрь — 645
Информация предоставлена компанией PROFIT Online
Комментарии