Качества носитель цифровой
Каковы этапы становления электронного правительства и перспективы работы госорганов в новом формате?
Предоставление государственных электронных услуг населению и организациям, обеспечение их доступной, качественной связью, переход к широкому использованию информационно-коммуникационных технологий — таковы стратегические направления деятельности Агентства по информатизации и связи (АИС) на
Согласно классической теории информатизации, госсектору следует начинать с внутренней автоматизации бизнес-процессов самого ведомства. Следуя этому правилу, в 2006 г. Агентство по информатизации и связи запустило в промышленную эксплуатацию Единую систему электронного документооборота государственных органов (ЕСЭДО) с применением технологии электронной цифровой подписи.
Госорганы организовали внутриведомственные порталы, интегрировавшие ряд информационных систем. Пионеры полной автоматизации — Министерство юстиции, Минфин, Минтруда и социальной защиты населения, а также Агентство по управлению земельными ресурсами.
Красноречивый пример: при тесном сотрудничестве АИСа с Минюстом такие национальные реестры, как государственные базы данных физических и юридических лиц, адресный регистр были созданы за
Кстати, система документирования населения создавалась с 1994 года, но в ту пору зачастую отсутствовал доступ остальных госучреждений к необходимым ресурсам. Агентство обеспечило центральные аппараты госорганов единой защищенной транспортной средой. Одноименный проект позволил комплексно получать такие сервисы, как видеоконференцсвязь,
В июле 2006 г. в эксплуатацию запущена первая очередь
В следующем году была обеспечена интеграция с базовыми компонентами инфраструктуры
За два года посредством
Агентство интегрировало модули с Единой системой электронного документооборота (автоматизирована возможность обращения граждан к Правительству за несколько минут) и государственными базами данных, информационными системами «Государственный земельный кадастр» и «Интегрированная налоговая информационная система». Еще одно порождение интернета (с учетом характерных мировых тенденций) — создание блог-площадки для размещения министрами и акимами мнений, ответов на вопросы населения.
Исходя из опыта таких стран, как Сингапур, Южная Корея, Эстония и Канада, можно отметить, что переход от информатизации отдельных секторов экономики к информационному обществу имеет долгосрочную перспективу и состоит из четырех этапов: информационный, интерактивный, транзакционный и последний — формирование собственно информационного общества.
Соответственно, реализация программы электронного правительства в Казахстане была разделена по периодам:
Программный план содержит восемь разделов, предусматривающих выполнение 73 мероприятий. В их числе — формирование базовых компонентов инфраструктуры
Как итог, была создана базовая надведомственная информационная инфраструктура, позволяющая оказывать электронные услуги гражданам и бизнесу. В последующем, в соответствии с Программой развития электронного правительства на
К прошлому году АИС были сданы в промышленную эксплуатацию семь и введены в опытную эксплуатацию шесть информационных систем, из стартовавших ранее шести
Не осталась без внимания проблема доступности услуг электронного правительства и отечественного сегмента интернета, низкого уровня образования в сфере инфокоммуникаций. Для решения этих задач в наиболее часто посещаемых общественных местах были установлены так называемые пункты общественного доступа — рабочие станции и инфокиоски, адреса местоположения которых размещены на портале
Реализация Программы снижения информационного неравенства в РК на
АИС проводит мониторинг восьми информационно-познавательных
В текущем году, по замечанию независимых экспертов, работа по наполнению казахстанского сегмента интернета информационными ресурсами приобрела комплексный и системный характер. Утверждена Концепция развития отечественного сегмента, с помощью которой модернизируется интернет-пространство страны, создаются условия для адекватного ответа на глобальные вызовы современного мира с решением ключевых задач по продвижению брэнда Казахстана в мировом информационном пространстве.
Вдогонку акционерным обществом «Казконтент» в структуре АО «Национальный инфо-коммуникационный холдинг «Зерде» созданы
В IT действуют два золотых правила оркестра: одновременно начинать и одновременно заканчивать, и населению неинтересно или иногда непонятно, что делается в промежутке. Так и должно было быть в автоматизации центральных и местных органов власти: наглядный и ощутимый результат. Однако не все следуют этим правилам.
Но государственная власть не может решать все задачи управления из центра, тем более что ее структуры находятся в регионах. В связи с этим на основе типовой программы создания электронных акиматов, утвержденной приказом агентства, развивается и региональное направление госпрограммы. Лидеры среди местных исполнительных органов, внедривших межведомственный документооборот с применением электронной цифровой подписи (с первого июля текущего года они направляют письма в центр в электронном формате), — акиматы Костанайской, Павлодарской, Акмолинской и Восточно-Казахстанской областей.
Задача отраслевой Программы на
«Интерактивность» — результат интеграции функционирующих ведомственных информационных систем без механизмов интерактивной оплаты, вследствие чего возникла потребность в дальнейшем продвижении автоматизированной системы «Платежный шлюз электронного правительства» (оплата налогов, штрафов, пени и так далее).
В странах с развитой экономикой, таких как Швеция, Дания, Норвегия, США, Сингапур, оплата государственных услуг банковскими магнитными картами через системы интернет-банкинга, «электронной наличности» давно вошла в практику. В Казахстане же подобный проект реализуется впервые.
Интернет-платеж удобен тем, что позволяет, к примеру, оплатить налоги человеку, находящемуся в любой точке мира. Для этого нужно только набрать адрес платежного шлюза в интернете либо на портале электронного правительства. Еще один немаловажный аспект: пользователь должен быть зарегистрированным на портале
Платежный шлюз электронного правительства — это своего рода магазин, позволяющий пользователю делать заказы на государственные услуги и соответственно оплачивать их посредством платежной карточки.
C точки зрения информационного обмена он напрямую взаимодействует с информационной системой банков-эквайрингов, а те, в свою очередь, с Казахстанским центром межбанковских расчетов и системой казначейства. Информация о плательщике и данных его платежной карточки будет надежно защищена от различного рода информационных взломов посредством ее передачи по специальным каналам связи.
Сейчас оплата налогов и других обязательных платежей в бюджет осуществляется гражданами преимущественно за наличный расчет через расчетно-кассовые отделы банков второго уровня. Но их количество ограничено, особенно в сельской местности. Понятно, что ситуация не может оставаться таковой.
Самое ожидаемое событие нынешнего и следующего года — создание единой точки приема заявок на получение и выдачу государственных лицензий гражданам и организациям на осуществление всех видов деятельности и введение единой государственной базы данных лицензиатов и лицензиаров.
Как можно увидеть, сила электронного правительства не в количестве информационных систем, а в решении конкретных задач. На этом его продвижение не останавливается, речь идет лишь о завершении очередного программного документа, промежуточного этапа в создании информационного общества. Ведь процесс его построения предусматривает трансформацию деятельности государственных органов и организаций, включая реализацию таких проектов, как
Комментарии