Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    Качества носитель цифровой

    Каковы этапы становления электронного правительства и перспективы работы госорганов в новом формате?

    16 июля 2009 10:20, Анвар Абенов, Казахстанская Правда
    Рубрики: Общество

    Предоставление государственных электронных услуг населению и организациям, обеспечение их доступной, качественной связью, переход к широкому использованию информационно-коммуникационных технологий — таковы стратегические направления деятельности Агентства по информатизации и связи (АИС) на 2009–2011 годы. И это при том, что первоначально ставилась задача по созданию лишь общей базовой IT-инфраструктуры… Так каковы этапы становления электронного правительства и перспективы работы госорганов в новом формате?

    Согласно классической теории информатизации, госсектору следует начинать с внутренней автоматизации бизнес-процессов самого ведомства. Следуя этому правилу, в 2006 г. Агентство по информатизации и связи запустило в промышленную эксплуатацию Единую систему электронного документооборота государственных органов (ЕСЭДО) с применением технологии электронной цифровой подписи.

    Госорганы организовали внутриведомственные порталы, интегрировавшие ряд информационных систем. Пионеры полной автоматизации — Министерство юстиции, Минфин, Минтруда и социальной защиты населения, а также Агентство по управлению земельными ресурсами.

    Красноречивый пример: при тесном сотрудничестве АИСа с Минюстом такие национальные реестры, как государственные базы данных физических и юридических лиц, адресный регистр были созданы за три-четыре года, в то время как в некоторых европейских странах они наполнялись несколько десятилетий.

    Кстати, система документирования населения создавалась с 1994 года, но в ту пору зачастую отсутствовал доступ остальных госучреждений к необходимым ресурсам. Агентство обеспечило центральные аппараты госорганов единой защищенной транспортной средой. Одноименный проект позволил комплексно получать такие сервисы, как видеоконференцсвязь, IP-телефония.

    В июле 2006 г. в эксплуатацию запущена первая очередь веб-портала электронного правительства для доступа к виртуальным услугам государственных органов, а уже в декабре завершился четвертый этап с предоставлением на портале более 900 информационных сервисов.

    В следующем году была обеспечена интеграция с базовыми компонентами инфраструктуры е-правительства и ведомственными информационными системами. Результатом стал запуск мобильной версии портала, а также версии для информационных киосков. Тогда же появилась возможность предоставлять четыре государственные электронные услуги (получение справки о наличии (отсутствии) прав на недвижимость и налоговой задолженности или обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям, о смерти и другие).

    За два года посредством веб-портала электронного правительства проведены восемь интернет-конференций по злободневным вопросам, волнующим население. В 2007-м состоялся первый виртуальный форум с участием президента Нурсултана Назарбаева. В последующих «засветились» руководители госорганов, структур, курирующих вопросы долевого строительства, малого и среднего бизнеса.

    Агентство интегрировало модули с Единой системой электронного документооборота (автоматизирована возможность обращения граждан к Правительству за несколько минут) и государственными базами данных, информационными системами «Государственный земельный кадастр» и «Интегрированная налоговая информационная система». Еще одно порождение интернета (с учетом характерных мировых тенденций) — создание блог-площадки для размещения министрами и акимами мнений, ответов на вопросы населения.

    Исходя из опыта таких стран, как Сингапур, Южная Корея, Эстония и Канада, можно отметить, что переход от информатизации отдельных секторов экономики к информационному обществу имеет долгосрочную перспективу и состоит из четырех этапов: информационный, интерактивный, транзакционный и последний — формирование собственно информационного общества.

    Соответственно, реализация программы электронного правительства в Казахстане была разделена по периодам: 2005–2007 годы — информационный этап и старт интерактивного, 2008–2010  — развитие е-gov (интерактивный этап и старт в 2010 году транзакционного).

    Программный план содержит восемь разделов, предусматривающих выполнение 73 мероприятий. В их числе — формирование базовых компонентов инфраструктуры е-правительства, создание и развитие межведомственных и типовых информационных систем, ликвидация информационного неравенства и повышение уровня образования в этой сфере, развитие е-сервисов государственных органов, создание информационных ресурсов и систем местных исполнительных органов. В результате проделанной работы 95 процентов из запланированных 73 мероприятий были выполнены к концу 2007 года.

    Как итог, была создана базовая надведомственная информационная инфраструктура, позволяющая оказывать электронные услуги гражданам и бизнесу. В последующем, в соответствии с Программой развития электронного правительства на 2008–2010 годы, акцент был сделан именно на внешнем контуре взаимодействия с населением.

    К прошлому году АИС были сданы в промышленную эксплуатацию семь и введены в опытную эксплуатацию шесть информационных систем, из стартовавших ранее шести IT-проектов три заработали в промышленном режиме, инициирован проект е-лицензирования, ввод которого запланирован на 2010 год. В 2009-м появился Регистр недвижимости, к концу года планируется ввод предпоследнего проекта межведомственного уровня — Платежного шлюза.

    Не осталась без внимания проблема доступности услуг электронного правительства и отечественного сегмента интернета, низкого уровня образования в сфере инфокоммуникаций. Для решения этих задач в наиболее часто посещаемых общественных местах были установлены так называемые пункты общественного доступа — рабочие станции и инфокиоски, адреса местоположения которых размещены на портале e-gov.

    Реализация Программы снижения информационного неравенства в РК на 2007–2009 годы была направлена на достижение 20-процентного уровня компьютерной грамотности населения и пользователей Всемирной сети. В ее рамках организован процесс обучения граждан работе на PC, тестирования и выдачи сертификатов. По данным за прошлый год, курсы закончили 330000 человек, сертификаты получили 5,7 процента населения.

    АИС проводит мониторинг восьми информационно-познавательных веб-порталов государственных органов, содержащих актуальную информацию сферы образования, здравоохранения, культуры, индустрии и торговли.

    В текущем году, по замечанию независимых экспертов, работа по наполнению казахстанского сегмента интернета информационными ресурсами приобрела комплексный и системный характер. Утверждена Концепция развития отечественного сегмента, с помощью которой модернизируется интернет-пространство страны, создаются условия для адекватного ответа на глобальные вызовы современного мира с решением ключевых задач по продвижению брэнда Казахстана в мировом информационном пространстве.

    Вдогонку акционерным обществом «Казконтент» в структуре АО «Национальный инфо-коммуникационный холдинг «Зерде» созданы бизнес- и видеопорталы (www.bnews.kz и www.kaztube.kz).

    В IT действуют два золотых правила оркестра: одновременно начинать и одновременно заканчивать, и населению неинтересно или иногда непонятно, что делается в промежутке. Так и должно было быть в автоматизации центральных и местных органов власти: наглядный и ощутимый результат. Однако не все следуют этим правилам.

    Но государственная власть не может решать все задачи управления из центра, тем более что ее структуры находятся в регионах. В связи с этим на основе типовой программы создания электронных акиматов, утвержденной приказом агентства, развивается и региональное направление госпрограммы. Лидеры среди местных исполнительных органов, внедривших межведомственный документооборот с применением электронной цифровой подписи (с первого июля текущего года они направляют письма в центр в электронном формате), — акиматы Костанайской, Павлодарской, Акмолинской и Восточно-Казахстанской областей.

    Задача отраслевой Программы на 2009–2010 годы — не только развитие услуг электронного правительства, охватывающих все сферы жизнедеятельности граждан и функционирования госорганов, но и реализация услуг транзакционных.

    «Интерактивность» — результат интеграции функционирующих ведомственных информационных систем без механизмов интерактивной оплаты, вследствие чего возникла потребность в дальнейшем продвижении автоматизированной системы «Платежный шлюз электронного правительства» (оплата налогов, штрафов, пени и так далее).

    В странах с развитой экономикой, таких как Швеция, Дания, Норвегия, США, Сингапур, оплата государственных услуг банковскими магнитными картами через системы интернет-банкинга, «электронной наличности» давно вошла в практику. В Казахстане же подобный проект реализуется впервые.

    Интернет-платеж удобен тем, что позволяет, к примеру, оплатить налоги человеку, находящемуся в любой точке мира. Для этого нужно только набрать адрес платежного шлюза в интернете либо на портале электронного правительства. Еще один немаловажный аспект: пользователь должен быть зарегистрированным на портале e-gov и иметь электронную цифровую подпись Национального удостоверяющего центра РК.

    Платежный шлюз электронного правительства — это своего рода магазин, позволяющий пользователю делать заказы на государственные услуги и соответственно оплачивать их посредством платежной карточки.

    C точки зрения информационного обмена он напрямую взаимодействует с информационной системой банков-эквайрингов, а те, в свою очередь, с Казахстанским центром межбанковских расчетов и системой казначейства. Информация о плательщике и данных его платежной карточки будет надежно защищена от различного рода информационных взломов посредством ее передачи по специальным каналам связи.

    Сейчас оплата налогов и других обязательных платежей в бюджет осуществляется гражданами преимущественно за наличный расчет через расчетно-кассовые отделы банков второго уровня. Но их количество ограничено, особенно в сельской местности. Понятно, что ситуация не может оставаться таковой.

    Самое ожидаемое событие нынешнего и следующего года — создание единой точки приема заявок на получение и выдачу государственных лицензий гражданам и организациям на осуществление всех видов деятельности и введение единой государственной базы данных лицензиатов и лицензиаров.

    Как можно увидеть, сила электронного правительства не в количестве информационных систем, а в решении конкретных задач. На этом его продвижение не останавливается, речь идет лишь о завершении очередного программного документа, промежуточного этапа в создании информационного общества. Ведь процесс его построения предусматривает трансформацию деятельности государственных органов и организаций, включая реализацию таких проектов, как е-медицина, е-образование, е-культура, е-демократия и других.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии