Большой иск для мелкого пакостника
Интервью с Софьей Лапиной, экспертом НПО «Адил соз», о принятии парламентариями законопроекта о регулировании Казнета.
Казахстанские блогеры в волнении — парламентарии своими поправками заставят их заняться самоцензурой: каждый не так написанный комментарий или нелицеприятное сообщение, может в случае чего обойтись дорого.
Так это или нет (может,
— Что для блогеров означает приравнивание их сетевых дневников к СМИ? Они получают все права журналистов — запрашивать информацию у официальных лиц, находиться беспрепятственно в зонах стихийных бедствий, в общем, осуществлять журналистскую деятельность со всеми ее правами и обязанностями, так?
— Никаких прав блогерам этот законопроект не дает, только ответственность. Права журналистов блогер получает только в том случае, если он зарегистрирует свой блог как СМИ в Министерстве культуры и информации РК. Это тоже не так просто, будущий собственник этого СМИ должен соответствовать ряду требований, изложенных в статье
— В «Живом журнале» (блог-платформе livejournal.com, блокируемой в Казахстане — прим. авт) есть такая функция — как личные записи, или подзамочные записи для друзей, то есть они видны ограниченному кругу лиц. Если одно из лиц перепечатает мою закрытую запись провокационного содержания, понесу ли я за нее ответственность? Ведь изначально она не предназначалась для массового прочтения? И как вообще меня «вычислят», если, скажем, я нигде себя не называю, не указываю место жительства и прочее?
— Да, ответственность будете нести вы как автор вместе с распространителем этой информации. Так устанавливает наше законодательство — за содержание СМИ несут ответственность автор, главный редактор и собственник. Что касается гражданских претензий, то это воля истца — он может предъявить претензии к любому из этих лиц. Хуже, если вас обвинит государство, усмотрев в материале «распространение сообщений и материалов, содержащих пропаганду или агитацию насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, культа жестокости, насилия и порнографии» — тогда ответственность наступает независимо от источника их получения.
Что же касается поисков автора, то специалисты МВД и АИС утверждают, что вычислить анонимного автора не так уж сложно, как кажется на первый взгляд.
— Хорошо. А если запись я уже удалил, а
— В принципе, распечатка интернет-страницы будет иметь юридическую силу только в том случае, если этот документ надлежащим образом юридически закреплен. Но законопроект эти сложные моменты не обговаривает, и сторона обвинения всегда может сказать: но ведь публикация была, и свое вредоносное действие уже выполнила.
— И на кого в случае чего подавать в суд — на ник? Ведь никаких данных обо мне в моем блоге, скажем, нет…
— Как уже говорилось, установить пользователя, который является владельцем блога при наличии специальных средств и специалистов, не так сложно. Анонимность в сети — понятие весьма относительное.
— Если мой блог является СМИ, я могу его зарегистрировать соответствующим образом?
— Да, можете. Но учтите, что для этого вам нужно предъявить в регистрирующий орган целый пакет документов, который перечислен в законе «О средствах массовой информации». У вас есть эти документы: нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего право на занятие предпринимательской деятельностью или нотариально удостоверенные копии свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица, учредительных документов? Нет, разумеется.
— Регистрация означает автоматический иск в суд на меня американской компании SUP, которой принадлежит платформа livejournal.com (по пользовательскому соглашению, весь контент дневника — собственность компании — прим.авт). Более того, серверы Живого журнала находятся в России, руководство — в США. Как в этом случае будет решаться вопрос о закрытии моего блога?
— Ну, так не регистрируйтесь — вы будете автором иностранного СМИ. Опубликуете не то, что разрешено казахстанским законодательством, в Казахстане «отфильтруют» всю платформу. Ну а вам, гражданину Казахстана, могут предъявить серьезные обвинения уже как к автору.
— Могу ли я теперь подавать в суд на блогера, если тот про меня
— В суд на блогера или любое иное лицо, публично оскорбившее вас, вы можете подать и сейчас. Не дожидаясь нового закона. А доказательства… попробуйте нотариально заверить оскорбляющий вас текст. Возможно, это будет первый прецедент.
— А если я зарегистрирую блог как СМИ на документы бомжа и буду писать различные провокационные вещи, то ответственность будет нести бомж или я?
— Повторяю, зарегистрировать блог, расположенный на иностранной платформе, вряд ли вам удастся. А ответственность будет нести тот, кого удастся вычислить, кто будет выходить в сеть со своими провокационными вещами.
— Если мне не нравятся оскорбляющие комментарии, которые оставляет тот или иной пользователь в моем блоге, и я знаю, что за ником скрывается определенный, знакомый мне человек, могу ли я подать на него в суд? А если он гражданин другого государства — его объявят в международный розыск или как?
— Да что вы все — в суд да в суд. Попробуйте объясниться, договориться или уж открыто рассориться. Суд — последнее дело, когда не хватает аргументов. Если уж конфликт иначе не разрешить — да, можете судиться. Но это не так просто — нужно составить иск, подготовить доказательства — а это не публикация в газете, как мы уже говорили, закрепить доказательства трудно. В конце концов, накажет суд вашего обидчика на 10 тысяч тенге, потребует, чтобы он извинился и не оскорблял вам впредь — и что? Он может делать то же самое под другим ником — это же интернет, тут своя специфика, которая ни судом, ни новым законопроектом не учитывается.
А в международный розыск, как вы знаете, объявляют только серьезных преступников, а не мелких пакостников.
Комментарии