Отчеты виртуальные, страдания реальные
О проблемах сдачи электронной формы налоговой отчетности.
Как известно, мытарем называли сборщиков податей в древней Иудее. С тех давних пор название «мытарь» стало синонимом налогового инспектора.
Но у этого слова, согласно словарю Ожегова есть еще одно значение. «Мытарить» — это еще и «причинять страдания, мучить». Как ни странно, это второе значение вновь актуально, оно из библейских времен перекочевало и в наш электронный век.
Время сдачи налоговых отчетов — горячее время для бухгалтера любого предприятия. Мало того, что надо составить множество документов, в которых все данные и цифры должны сойтись «тютелька в тютельку» — еще надо вовремя сдать все эти документы в налоговую инспекцию. А там, в инспекции, в эти жаркие дни, просто светопреставление. Люди томятся в очередях, просительно заглядывая в окошечки, за которыми сидят задерганные, замотанные бумажным водоворотом налоговые клерки. Огромное нервное напряжение ведет к то и дело возникающим конфликтам между бухгалтерами и налоговиками, потерям времени, обидам и недоразумениям.
На помощь, как всегда, пришли технологии. В Налоговом комитете с недавних пор ввели электронную форму налоговой отчетности. Главной ее задачей были: разгрузить налоговиков от утомительной бумажной работы, а налогоплательщиков избавить от нервотрепки и стояния в очередях — отправил отчет по электронной почте, получил подтверждение — и гуляй, свободный и веселый!
Однако на деле вышло не так. Электронная система налоговых органов то и дело дает сбои. Вот и недавно, при сдаче квартальной налоговой отчетности сотни тысяч отчетов, отправленных через интернет с помощью новой программы СОНО, не смогли пройти стадию обработки. Это вызвало небывалый ажиотаж руководителей и бухгалтеров предприятий, поскольку если налоговые декларации не пришли бы в срок до 15 мая, им грозили немалые штрафы. Как сообщили потом ответственные работники Минфина, причина отказа системы заключалась в недостатках тестирования новой аппаратуры, в результате чего процессор одновременно смог обрабатывать только 4 тысячи деклараций, вместо 64 тысяч, как положено.
Осознав, что декларации не обрабатываются, сотни бухгалтеров кинулись в почтовые отделения, чтобы отправить их заказным письмом, в конвертах — такую возможность Налоговый кодекс тоже предоставляет. Небывалый случай — в почтовых отделениях в эти дни возникали очереди из бухгалтеров, стремящихся отправить такие письма в налоговые комитеты! Почта, конечно, немного на этом заработала, но это слабое утешение, если учесть сколько времени, нервов и сил потеряли и бухгалтеры, и их фирмы.
Вместе с бухгалтером одного из алматинских малых предприятий Айгуль Идрисовой мы прошли все томительные круги этой электронно-бюрократической карусели.
«Вначале, когда подтверждение о том, что декларация принята, не пришло на мой компьютер, я бросилась в свой районный налоговый комитет, — рассказывает Айгуль. — Там говорят: не волнуйтесь, система «зависла», но сейчас ее отлаживают, скоро все будет в порядке… Но и через несколько дней все так и висело в воздухе — система не работала. В налоговой — толпы обеспокоенных бухгалтеров, сами клерки ничего объяснить не могут, потому что сами мало что знают. Один посылает к другому, тот — к третьему… Все оправдываются сбоем в системе, объяснение у них по
И Айгуль не одинока в своих справедливых претензиях к «электронному мытарю». Общественные организации, объединяющие бизнесменов, тоже бьют тревогу в отношении вопиющих недостатков работы электронной системы сдачи налогов. Бахит Адилова, эксперт по экономическим вопросам НЭПК «Союз Атамекен», сформулировала основные недостатки существующей системы, к которым относятся: низкая пропускная способность существующей системы ИНИС, которая приводит к тому, что электронная налоговая отчетность «зависает» на сервере по десять и более дней. Несвоевременно поступают и уведомления о получении отчетности. В результате возникают серьезные осложнения в ведении бухгалтерского учета на предприятиях и необоснованной административной ответственности.
«Доказать налоговикам, что ты вовремя отправил декларацию и твоей вины здесь нет, порой просто невозможно, — говорит Айгуль Идрисова. — Нет подтверждения — значит, ты виноват, хотя моей вины здесь нет ни капли! Чем ходить, доказывать, терять время, бизнесменам проще заплатить штраф, что они и делают чаще всего…».
Второй крупный недостаток — некачественное ведение учета платежей и лицевых счетов налогоплательщиков со стороны налоговиков. В результате зачастую несвоевременно возвращаются лишние уплаченные суммы в бюджет, часто бизнесмен не может вовремя получить справки об отсутствии задолженности перед бюджетом. А если такая справка нужна срочно, позарез, например — для участия в тендере? В итоге у налогоплательщика вымываются оборотные средства, он зачастую не может принять участия в конкурсах. Все это сильно бьет по бизнесу.
Эксперты отмечают снижение качества налогового администрирования в результате необходимости личного контакта субъектов предпринимательства и налоговиков. Электронная система должна была, по идее, свести эти контакты к минимуму. Но, как показывает практика, не получилось: налогоплательщик вынужден по нескольку раз ходить лично в налоговую инспекцию, чтобы проверить и уточнить данные, заранее посланные им по электронной почте. Часто возникают конфликты на основе того, что инспектор отказывается принять дополнительные формы налоговой отчетности в электронной форме, искажает информацию по работе с кассовым аппаратом и т.д.
В результате удобность, выгодность, сокращение потерь времени и прочие потенциальные преимущества электронной системы сдачи налоговой отчетности — все они остаются для тысяч предпринимателей и бухгалтеров пока недоступными. Главный довод — это экономия времени налогоплательщиков и инспекторов, не работает. Система зачастую приносит больше проблем и хлопот, чем выгод.
Но, справедливости ради, следует сказать, что не все в этой системе зависит напрямую от налоговиков. Говорит Виталий Мельников, специалист компьютерной компании, разрабатывающей программные продукты: «При электронной отправке деклараций финансовые службы зависят от состояния технической базы и работы интернет-провайдера. И сбои в работе программ здесь весьма часты. Например, бывают случаи, когда данные в декларации, поданной организацией, отличаются от данных, которые поступили в инспекцию.
В подобной ситуации приходится проводить сверку с налоговой. Для этого нужно представить файлы отчетности с двумя электронными цифровыми подписями (организации и инспекции) из архивов налогоплательщика и налоговой инспекции. Техническая экспертиза позволит дать однозначный ответ на вопрос о том, у кого из участников обмена хранится корректный документ».
Беспроблемная сдача отчетности по интернету возможна, только если система автоматизированной поддержки хорошо отлажена. В противном случае число споров с налоговой инспекцией, которые будут вызваны техническими сбоями, сведет на нет всю выгоду от замены бумажной формы отчетности ее электронным аналогом.
Мельников считает, что на настоящий момент программные продукты, которые обеспечивают передачу отчетных данных организации в информационные системы налоговых инспекций, далеко не совершенны. И оперативные сверки документов нередко выявляют расхождения полученных данных с теми, которые были представлены. Именно поэтому многие предприниматели предпочитают дублировать все отчетные документы, представляя их как в бумажном, так в электронном виде. О какой же экономии сил и времени бухгалтеров в таком случае может идти речь?
Сейчас Минфин начал реализацию Программы электронного Налогового комитета РК, рассчитанную на
Комментарии