Следите за новостями

Цифра дня

Ветроэлектростанцию на 100 мВт построят в Туркестанской области

    Сотовая связь: поколение next

    О проблемах процесса внедрения технологии 3G в Казахстане.

    3 марта 2009 19:24, Александр Таланов, Бизнес & Власть
    Рубрики: Связь

    Стандарт мобильной связи третьего поколения (3G), возможно, появится в некоторых крупных городах Казахстана в ближайшие два месяца, заявил 2 марта председатель Агентства по информатизации и связи (АИС) Куанышбек Есекеев.

    «Сейчас прорабатываем вопрос по 3G с Минобороны. И как только мы согласуем с ними вопрос по частотному диапазону, так сразу же начнем выдачу лицензий», — сказал г-н Есекеев.

    Свежо предание

    Между тем аналогичные обещания звучали еще весной прошлого года. Так, в марте 2008-го зампредседателя АИС Аскар Бишигаев говорил: «Что касается 3G, мы планировали распределить частоты в конце марта, но, наверное, это событие перенесется на две недели. В апреле должно быть заседание национальной комиссии по радиочастотам, которая наконец-то поставит точку в вопросе распределения 3G». Тогда же г-н Бишигаев уверял, что АИС и владельцы частот (Минобороны, а в Алматы и Астане — еще и операторы кабельного телевидения) начинают процесс высвобождения стандартных полос для 3G.

    «Минобороны постоянно твердит, что у них нет частот, мол, они используются в системах ПВО, безопасности и так далее, — рассказал главный коммерческий директор ТОО «GSM Казахстан» (брэнды K’Cell и Activ) Нурлан Саргаскаев. — Однако и киргизские, и узбекские операторы на границе «светят» вглубь территории Казахстана километров на восемьдесят, причем на тех самых частотах, которые якобы недоступны для казахстанских операторов. И что получается? Минобороны не контролирует радиочастотный спектр на казахстанских границах?».

    Как рассказал руководитель службы по связям с общественностью ТОО «КаР-Тел» (брэнд Beeline) Павел Родин, в Таджикистане процесс получения в 2007 году лицензии на 3G был быстрым и, по сути, формальным. «Beeline подал заявку, получил весь пакет разрешительных документов, и в том же году сеть 3G была запущена в коммерческую эксплуатацию. Необходимые частоты выдавались легко, потому что были свободны, не использовались государственными ведомствами», — пояснил собеседник.

    Новый стандарт комфорта

    По словам г-на Родина, главный козырь 3G — это высокая скорость передачи данных, и именно на 3G основаны все новые услуги: высокоскоростной мобильный интернет, видеозвонок, видео-MMS, потоковое видео, мобильное телевидение. «Как показывает практика, во всех странах, где у нас есть лицензии на 3G, наиболее востребованной услугой становится именно высокоскоростной доступ в интернет, — утверждает г-н Родин. — Таким образом, 3G позволяет сочетать полную мобильность пользователя со скоростью доступа до 3,6 Мбит/сек.». По его мнению, в Казахстане высокоскоростной Интернет будет самой востребованной услугой на базе 3G.

    По мнению г-на Саргаскаева, 3G станет новым стандартом не только связи, но и комфорта: «На Западе достаточно широко распространен феномен, когда целые компании практически не имеют офисов. И вместо того чтобы оплачивать их аренду, платить за коммунальные услуги, топ-менеджеры предпочитают повысить своим работникам зарплату, что в результате оборачивается всеобщей выгодой».

    «У меня больше нет офиса, — подтвердил мнение своего коллеги президент TeliaSonera BA Mobility Services Кеннет Карлсберг. — У меня есть свой стол на работе, а раньше мне приходилось держать огромный отдельный офис, где сидели люди, с которыми мне нужно было постоянно общаться для решения тех или иных вопросов. Теперь же я могу спокойно общаться, в том числе и по видеосвязи, со своими коллегами, где бы я ни был — в Стамбуле, в Литве, в Стокгольме. Мои коллеги могут вообще не знать, где я, и это никак не влияет на работу».

    Вообще, для бизнеса, утверждает г-н Родин, 3G открывает даже большие возможности, чем для частных абонентов. «Это возможность устраивать совещания в формате видеоконференции, мобильный доступ к корпоративным сетевым ресурсам без ограничений по объему информации. Та или иная услуга может быть использована на любом уровне бизнес-иерархии: от торгового представителя на выезде, в реальном времени работающего с мобильного устройства в корпоративной системе складского учета и логистики, до стоящего в пробке топ-менеджера, участвующего в видеосовещании с гендиректором с помощью лэптопа и 3G-модема. В конечном счете экономится один из важнейших невосполнимых ресурсов — время», — размышляет собеседник.

    Важно понять, что 3G может существенно изменить нашу жизнь, не меньше, чем ее изменило в свое время появление самой сотовой связи, уверен г-н Родин. «Представьте, что вы оставили дома маленького ребенка и, естественно, волнуетесь, все ли в порядке. Максимум того, что вы можете сделать сегодня — позвонить домой. А если ребенок или няня не возьмут трубку?», — рассуждает он. Технология 3G, по его словам, дает жизнь целой семье разнообразных гэджетов, построенных на возможностях видеотелефонии, например, видеокамер с сим-картами и с возможностью автоматического включения при входящем видеозвонке. «И если в вашем доме установлена такая камера, вы звоните на нее со своего мобильника, она автоматически включается и транслирует изображение из детской комнаты на экран вашего телефона». Тридцатисекундного звонка на такую камеру, продолжает г-н Родин, бывает достаточно, чтобы руководитель понял, чем занимаются его сотрудники, а сам он в это время может находиться на другом конце города или даже страны.

    «Мы уже достаточно много абонентов убедили в том, что мобильный интернет удобен, даже при тех скоростях, что мы можем предложить сейчас, — считает г-н Саргаскаев. — Мы все пользуемся мобильными браузерами, проверяем электронную почту с сотовых телефонов, общаемся по мобильным ICQ, Skype, М-агенту. Это становится частью повседневной жизни, это становится необходимостью, даже профессиональной необходимостью. А появление 3G сможет лишь улучшить ситуацию».

    «Сети связи третьего поколения — это единственная реальная экономически эффективная технология, которая позволит Казахстану преодолеть цифровое неравенство в самые короткие сроки, возможно, всего за 2–3 года, — уверен г-н Саргаскаев. — Никакая другая технология в условиях Казахстана — ни ADSL, ни беспроводные широкополосные сети — на это не способны».

    Эксперт

    Генеральный директор Fintur Holdings (соучредитель GSM Казахстан) Теро Кивисаари

    Если посмотреть на европейские рынки, то мы заметим, что в Европе, особенно в североевропейских странах, многие люди уже сейчас отказываются от фиксированной связи в пользу сотовой. Я не думаю, что они будут использовать фиксированную связь когда-либо еще. Я уверен, что в будущем мобильный сегмент будет доминировать на рынке связи во многих европейских странах. Если же говорить о широкополосном доступе в Интернет в Центрально-Азиатском регионе, то, например, в крупных бизнес-центрах в таких больших городах, как Алматы или Астана, думаю, пока рано отказываться от фиксированной связи, поскольку она более надежная и быстрая. Но в целом для населения главной формой общения и доступа в интернет вскоре станет мобильный телефон. Но для этого нужны сети 3-го поколения.

    У нас есть лицензии 3G во всех евроазиатских странах, кроме Азербайджана и Казахстана. Мы уже год как готовы к запуску этого стандарта с технической точки зрения. Мы уже демонстрировали видеозвонок из Астаны в Алматы. И я очень надеюсь, что мы сможем получить частоты в Казахстане уже в этом году. Но это только надежда. 3G — это один из главных стимулов для роста телекоммуникационного рынка Казахстана, поскольку проникновение интернета по фиксированным линиям все еще невелико. К тому же получение лицензии на 3G повлечет за собой новые крупные инвестиции, особенно если по условиям этой лицензии мы должны будем покрыть сетями 3-го поколения всю территорию Казахстана.

    Я приведу конкретный пример. Сейчас в наших 3G-сетях в Грузии скорость передачи данных достигает 3 Мбит/сек, это то, что реально получают наши абоненты. Следующим шагом будет запуск 3,5G,  и тогда скорость теоретически может возрасти до 14 Мбит/сек. Пусть в реальности она будет меньше, но все равно это будет несопоставимо со скоростями, предоставляемыми операторами фиксированной связи.

    Мнение

    Представитель iKS Consulting в Казахстане Светлана Черненко

    Запуск 3G необходимо оценивать в первую очередь с точки зрения улучшения качества связи. Эффект здесь понятен и очевиден — это и разгрузка сетей операторов, и предоставление более широких каналов под передачу данных, и увеличение емкости существующих базовых станций для более качественного пропуска существующего объема голосового трафика.

    Однако вряд ли 3G стоит рассматривать как средство привлечения в интернет дополнительных пользователей. Это скорее будет дополнительной возможностью для пользователей существующих, что повысит частоту и интенсивность их выхода в Сеть. Рост интернет-проникновения нужно рассматривать в контексте таких понятий, как необходимость и возможности. Возможности у казахстанцев сейчас неплохие. Роль Казахтелекома на рынке предоставления широкополосного доступа как предприятиям, так и физическим лицам сложно переоценить, поскольку «Мегалайн» пока остается лучшим предложением для домашних пользователей среди прочих альтернатив. Поэтому нет оснований говорить, что люди, которым необходим интернет-доступ, не могут его получить по техническим причинам. По крайней мере, в городах.

    Другой вопрос — это необходимость выхода в интернет для каждого конкретного человека. Я считаю ошибочным рассматривать сам доступ в интернет как услугу. Клиенту просто интернет не нужен, клиенту нужно в интернете что-то получить, обменяться какой-то информацией — либо ее скачать, либо самому ее кому-то передать. И для того чтобы увеличивать непосредственно интернет-проникновение, нужно увеличивать потребность людей в выходе в Сеть.

    Если посмотреть на количество городских жителей в возрасте от 15 до 30 лет, а их насчитывается 2–2,5 млн., и на текущее количество интернет-пользователей в этом возрастном сегменте — около 2,3 млн. человек, можно предположить, что именно они и формируют основную интернет-аудиторию. Очевидно, что это люди, которые наиболее активны и которых особо не нужно стимулировать, чтобы они пользовались интернетом, — для них Всемирная сеть стала частью жизни естественным образом. А чтобы сейчас увеличивать количество интернет-пользователей среди населения более старшего возраста, для которых Сеть пока не является приоритетным источником информации, необходимо проводить определенную работу. Их нужно убедить в необходимости выхода в Сеть для получения информации, у них должна появиться цель посещения интернета. И здесь, думаю, здорово работает та же самая идея создания электронного правительства. Чем больше у людей будет возможностей общаться онлайн с органами управления, тем лучше. При этом обычному жителю гораздо важнее иметь возможность прямого беспрепятственного общения не с первыми лицами государства, занимающимися вопросами в масштабах целой страны, а с местными органами власти, призванными решать вопросы и проблемы граждан конкретного города или района. Простейший пример: человеку нужно отследить судьбу своего заявления, неважно, куда поданного. Чем это не необходимость выхода в интернет, если заявление можно оформить в электронном виде, без очереди и не выходя из дома? А отслеживать судьбу заявления удобнее всего именно в режиме онлайн. И какой в этом случае будет интернет — мобильный или фиксированный — вопрос вторичный. У многих интернет-пользователей обычно есть время для того, чтобы добраться до точки фиксированного доступа, хотя бы до ближайшего интернет-кафе. Когда же вопрос срочный, ценна именно мобильность и возможность выхода в Сеть без привязки к месту. Поэтому рост количества мобильных интернет-пользователей зависит как от интернет-проникновения вообще, так и от простоты, удобства и вместе с тем надежности мобильного доступа. Это должна быть полноценная техническая реализация, сопоставимые со среднерыночными тарифы и устойчивое соединение. Но это как раз-таки в силах мобильных операторов — обеспечить надлежащее качество услуги.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии