Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    Криптограмма вместо подписи

    Об использовании электронной цифровой подписи в Казахстане.

    16 февраля 2009 11:30, Даурен Садвакасов, Казахстанская Правда
    Рубрики: Общество

    На сегодня «локомотивом» продвижения услуг Национального удостоверяющего центра можно назвать информационную систему «Электронные государственные закупки», поскольку услугами государственных закупок пользуются практически все юридические лица в нашей стране. С использованием электронно-цифровой подписи (ЭЦП) производимые государственные закупки становятся легитимными. Вместе с этим каждый участник электронных государственных закупок автоматически становится потенциальным потребителем е-услуг других информационных систем, так как сфера применения ЭЦП, выпускаемых Национальным удостоверяющим центром, не ограничена.

    Национальный удостоверяющий центр в регионах представлен через сеть центров регистраций. Их сегодня 28, и они размещены во всех областных центрах, Астане, Алматы, Семее.

    История становления НУЦ — часть новейшей истории нашего государства, прошли времена, когда мы нуждались в фельдъегерской или курьерской почте, чтобы подтвердить заключение сделки или подлинность полученной информации. Документы, подписанные электронной цифровой подписью, могут быть переданы к месту назначения в считанные секунды.

    Что же такое ЭЦП? Начнем с того, что ее применение в качестве средства для идентификации и подтверждения юридической значимости документов становится в нашей жизни стандартом. Электронная цифровая подпись — это реквизит электронного документа, предназначенный для его защиты от подделки. Пользоваться подписью очень просто. Никаких специальных знаний, навыков и умений для этого не потребуется. Каждому пользователю ЭЦП, участвующему в обмене электронными документами, генерируются уникальные открытый и закрытый (секретный) криптографические ключи.

    Ключевым элементом является секретный ключ, с его помощью шифруются электронные документы и формируется электронная цифровая подпись. Секретный ключ остается у пользователя, выдается ему на отдельном носителе, это может быть дискета, смарт-карта или e-token. Хранить его нужно в секрете от других пользователей Сети.

    Для проверки подлинности ЭЦП используется открытый ключ. В удостоверяющем центре находится дубликат открытого ключа и создана библиотека регистрационных свидетельств открытых ключей. Вы устанавливаете под электронным документом свою электронную цифровую подпись. При этом на основе секретного ключа ЭЦП и содержимого документа путем криптографического преобразования вырабатывается некоторое большое число, которое и является электронной цифровой подписью данного пользователя под конкретным документом. В конец электронного документа добавляется это число или сохраняется в отдельном файле. В подпись записывается следующая информация: имя файла открытого ключа подписи, информация о лице, сформировавшем подпись, дата формирования подписи.

    Пользователь, получивший подписанный документ и имеющий открытый ключ ЭЦП-отправителя, на основании текста документа и открытого ключа отправителя выполняет обратное криптографическое преобразование, обеспечивающее проверку электронной цифровой подписи отправителя. Если ЭЦП под документом верна, то это значит, что документ действительно подписан отправителем и в текст документа не внесено никаких изменений. В противном случае будет выдаваться сообщение, что сертификат отправителя не является действительным.

    Использование ЭЦП позволяет минимизировать риск финансовых потерь, значительно сократить время движения документов в процессе оформления отчетов и обмена документацией, использование одной ЭЦП в электронных торгах, сдачу отчетностей в госорганы, визирование и работу с финансовыми документами, усовершенствовать и удешевить процедуру подготовки, доставки, учета и хранения документов, гарантировать достоверность документации.

    Подделать ЭЦП невозможно, это требует огромного количества вычислений, которые не могут быть реализованы при современном уровне вычислительной техники и математики за приемлемое время, то есть пока информация, содержащаяся в подписанном документе, сохраняет актуальность. Дополнительная защита от подделки обеспечивается сертификацией удостоверяющим центром открытого ключа подписи.

    Для получения средств надежной аутентификации и электронной цифровой подписи для юридических и физических лиц (G-C, G-B), предоставляемых Национальным удостоверяющим центром РК, необходимо, прежде всего, ознакомиться с регламентом Национального удостоверяющего центра РК (все документы выложены на сайте pki.gov.kz) и с политикой применения регистрационных свидетельств для физического лица или для юридического лица.

    В настоящее время ЭЦП выдаются сроком на шесть месяцев и бесплатно. В случае потери или компрометации ЭЦП необходимо поставить в известность Национальный удостоверяющий центр и подать заявление об отзыве.

    Четвертого июля 2008 года введен в промышленную эксплуа¬тацию удостоверяющий центр для электронных документов, удостоверяющих личность. Сертификатами НУЦ подписаны данные на первых е-паспортах. Казахстан вошел в двадцатку стран, использующих е-паспорта.

    29 октября 2008 года введен в промышленную эксплуатацию Национальный удостоверяющий центр.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии