Итоги девяти месяцев
Председатель Агентства РК по информатизации и связи Куанышбек Есекеев и зампреды АИС Ерлан Дурмагамбетов и Аскар Бишигаев об итогах работы ведомства за 9 месяцев.
В Астане состоялось расширенное заседание Коллегии Агентства РК по информатизации и связи по основным положениям Послания Президента РК «Рост благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики» и итогам деятельности ведомства за девять месяцев 2008 года.
На заседании с докладом выступили председатель Агентства РК по информатизации и связи (АИС) Куанышбек Есекеев, заместитель председателя АИС Аскар Бишигаев, заместитель председателя АИС Ерлан Дурмагамбетов, а также руководители АО «Казпочта», АО «Национальные информационные технологии», РГП «Центр технического сопровождения и анализа в области телекоммуникаций» и др.
Открыл заседание председатель АИС Куанышбек Есекеев, который озвучил основные результаты деятельности Агентства за прошедшие девять месяцев: «По блоку информатизации мы проделали работу по внедрению трех систем: базы данных физических лиц, базы данных юридических лиц и адресному регистру. Сейчас они находятся в промышленной эксплуатации, к примеру, база данных физических лиц составляет более 14 миллионов человек, а также ведется полный регистр населения. В рамках реализации Программы снижения информационного неравенства обучено 250 тысяч человек в нынешнем году. По телекоммуникациям были осуществлены значительные сдвиги, а именно: совместно с АО «Казахтелеком» проведена работа по снижению тарифов в начале года; проведена межведомственная комиссия по радиочастотам, где был решен вопрос по частоте 1800; телефонизировано 74 села с населением не менее 50 человек».
Продолжил тему телекоммуникаций в своем докладе заместитель АИС Аскар Бишигаев, который отметил, что отрасль телекоммуникации в стране развивается стремительными темпами. «В ситуации мирового финансового кризиса и финансовых турбулентностях на всех рынках, отрасль развивается успешно, с годовым ростом порядка
В своем выступлении Аскар Бишигаев озвучил основные показатели развития отрасли. Количество абонентов сотовой связи составило около 15 миллионов, телефонная плотность мобильной связи составила 95 абонентов на 100 жителей, количество же пользователей интернета — свыше 900 тысяч абонентов. Средняя телефонная плотность по Казахстану составила 21,6 номера на 100 жителей. Также увеличились доходы по передаче данных и доступу в интернет.
После выступления докладчиков, журналисты имели возможность задать вопросы членам Коллегии на интересующие темы.
— Когда граждане активно смогут пользоваться электронной цифровой подписью?
Ерлан Дурмагамбетов
— Цифровую подпись уже можно получить на любом носителе. Другой более сложный вопрос, который мы мало комментируем — это нанесение цифровой подписи на электронное удостоверение. Министерством юстиции планируется в этом году выдача электронных паспортов с цифровой подписью. Соответственно выпуск электронных удостоверений автоматически подтолкнет к нанесению цифровой подписи на этих носителях. Таким образом, это будет способствовать массовому распространению цифровой подписи.
— Какие меры будет предпринимать АИС для снижения стоимости доступа к интернету и увеличению его пропускной способности?
Аскар Бишигаев
— На самом деле меры должны быть комплексные. Необходимо соответствовать международным стандартам по общему доступу и качеству услуг, который включает планомерную работу с операторами связи. С начала этого года скорость широкополосного доступа в интернет составила — 256 кб/с, в следующем году уже планируется 512 кб/с. Соответственно операторам связи предложено увеличить скоростные и качественные характеристики. Сейчас мы разрабатываем параметры измерения качества интернет-доступа, поскольку часто декларируемая скорость операторов не совпадает с фактической.
— Было озвучено, что число пользователей сотовой связи практически достигло ста процентов. Когда число пользователей интернета достигнет ста процентов?
Аскар Бишигаев
— В этом плане происходит технологическое развитие, путем внедрения технологиии
— Сколько процентов населения сейчас пользуются интернетом?
Аскар Бишигаев
— Существуют два критерия: — это абоненты, которые подключились к оператору связи, порядка 10%, и потребители, то есть активное население, которые используют интернет один раз в три месяца — 15%.
— Какие государственные услуги можно оплачивать посредством
Ерлан Дурмагамбетов
— Отмечу здесь два момента: первое — это государственные услуги, которые будут предоставляться населению на платной основе, второе- механизм платежа. После внедрения платежного шлюза мы планируем, что такие услуги, как выдача справки о наличии или отсутствии земельного участка, а также о наличии или отсутствии недвижимости можно будет оплатить тремя способами - платежной картой, посредством интернет-банкинга и
— Насколько уязвимы сайты государственных органов? По каким параметрам вычисляется уязвимость? Растет ли число атак?
Ерлан Дурмагамбетов
— Существуют определенные аппаратные средства, с помощью которых осуществляются разного рода атаки на государтсвенно-информационные ресурсы. Как правило, это происходит через порталы. Уязвимость также может быть и внутренней, то есть не только в аппаратно-программном смысле, но и организационном. К примеру, сотрудники пишут пароли на бумажке и приклеивают их на мониторы компьютеров, что тоже является уязвимостью. Мы ожидали в связи с событиями в Грузии, что атаки возрастут, но всплеска не было. Здесь необходимо понимать, что в определенных отраслях динамика количества атак может увеличиться, но это не связано с тем, что мы работаем хуже. Разрабатывается все больше проектов, соответственно появляются новые уязвимости. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Здесь необходимо смотреть не на количество общих уязвимостей, а на количество выявленных и исправленных.
— Сколько уже создано государственных порталов?
Ерлан Дурмагамбетов
— Точные цифры привести не могу. Сейчас мы не говорим о создании сайтов как таковых, а речь идет уже о рейтингах сайтов, оценка которых касается центральных исполнительных органов. По местным исполнительным органам, сайты есть не везде. Хочу отметить вопрос электронных акиматов. Проект сейчас рассматривается на центральном уровне, его планируется запустить в Караганде. Почему Караганда? Потому, что она в инфраструктурном смысле очень хорошо подготовлена. Не нужно реализовывать серьезные проекты там, где нет подготовленности. Такие проекты как удостоверяющий центр, платежные услуги через интернет — они очень сложные не только для Казахстана. Учитывая, что наша история автоматизации и информатизации не такая, как в странах Западной Европы, Малайзии или Сингапура тем не менее мы стараемся планово и динамично развиваться в этой области.
Комментарии