Следите за новостями

Цифра дня

10,4 млрд — количество безналичных транзакций в РК в III квартале 2024

    Денис Макеев, iStyle: хостинга в Казахстане нет

    Интервью с арт-директором компании iStyle Денисом Макеевым о рынке веб-разработки в Павлодаре и в целом по Казнету.

    29 октября 2014 11:13, Александр Саленко, Profit.kz

    Мы продолжаем общаться с региональными компаниями. Наша сегодняшняя беседа — с Денисом Макеевым, арт-директором компании iStyle, работающей в Павлодаре. Компания, как и ее руководитель, довольно амбициозная, что прослеживается и в нашем разговоре. А поговорили мы о рынке веб-разработки как в самом Павлодаре, так и в целом по Казнету. Досталось и Национальной интернет-премии, и алматинским студиям.

    Денис Макеев, iStyle

    Денис, как вы пришли в web-разработку?

    — На самом деле, случайно. Когда интернет-технологии в Казахстане были в процессе становления, это конец 90-х годов, мне стало интересно: как все это работает. В институтах такому не учили и пришлось самому ковыряться. Понравилось. Вот так и остался. Просто тяга к знаниям. Просто интерес.

    А компанию iStyle когда основали?

    — В 2007-м. Только название менялось, но вообще с 2007 года работаем. А конкретно iStyle, конкретно здесь, в Павлодаре — с 2010 года.

    А до этого где-то еще работали?

    — Работал, набирался опыта в других студиях. Потому что свято верю в то, что я не могу требовать от сотрудников того, чего не умею делать сам. То есть долго-долго набирался опыта, а где-то с 2009 года работаю сам на себя.

    А помните свой первый коммерческий заказ по созданию веб-сайта?

    — Да (улыбается), помню. И стараюсь забыть… Это было страшно. Абсолютно другие стандарты были, абсолютно другие цены. Конечно, это не профессиональная разработка была. Это было все случайно.

    Сайт еще существует?

    — Нет, конечно. Средний срок жизни сайта в интернете — 2-3 года. Это нормально, если не занимаются. Какие-то серьезные проекты, те, конечно, живут, ну может быть несколько десятков лет. Но сайт вещь эфемерная. У нас в портфолио, если смотреть, в сумме где-то около 300 работ, но мы их не все выкладываем, не показываем. Почему? Потому что более половины, допустим то, что было сделано в 2007 году, не дожили до наших дней, сайты вообще не существуют. Либо они дожили, но уже абсолютно не в том виде, как это делали мы. Потому что рынок очень динамичный, развивающийся, отрасль молодая и, соответственно, технологии не стоят на месте, идут вперед. Если человек следит за своим сайтом, если он воспринимает его как нормальный маркетинговый инструмент, естественно он будет идти в ногу со временем, то есть для нормальных проектов редизайн раз в год — это норма, потому что за год много чего нового появляется.

    Согласен. Каким образом к вам клиенты приходят?

    — Из интернета все. В офлайне рекламу пробовали давать — отказались. Неэффективно.

    У вас клиенты больше из Павлодара и области или из других регионов Казахстана тоже есть?

    — В основном наши клиенты из других регионов Казахстана, — приблизительно 60 процентов от всех заказов. Где-то 20% — это Павлодар и еще 20% — это другие страны.

    А можете поделиться ценообразованием на ваши услуги?

    — У нас почасовая ставка. Есть определенная ставка, сколько должен получить специалист за определенную работу. Как в официальных сервисах есть понятие нормо-часа, так и у нас есть такая норма. Но клиента в это не посвящаем, то есть клиент уже видит исключительно итоговую цифру. Это как бы наш внутренний расчет. Потому что везде степень сложности разная: бывают задачи абсолютно нетиповые. Одно дело сделать типовое что-то, интернет-магазин, например, или сайт-визитку. И совсем другое — какой-то сложный портал, например, по продаже недвижимости, подаче частных объявлений. Поэтому где-то можно пользоваться уже проверенными решениями типовых задач, а где-то приходится реализовывать все с нуля, так как ни одно готовое решение по техзаданию удовлетворить не может, — соответственно цены высокие.

    Такое малое количество местных клиентов говорит о том, что они не готовы платить?

    — Здесь двоякая ситуация. Например, я выступал на семинаре с докладом по интернет-маркетингу. Я увидел, что люди готовы выходить в интернет, где-то 50%. Другие 50... Вот случай из личного опыта: мы предложили сделать сайт компании, торгующей мебелью, то есть им сам Бог велел хотя бы галерею работ выставить, а нам в ответ говорят: «Спасибо, мы Мегалайном пользуемся».

    Т.е. часть заказчиков из второй половины хотят быть представленными в интернете, но они не способны оценить в дальнейшем эксплуатацию сайта, им об этом не говорят. У нас очень много случаев, когда приходят заказчики из других студий, где им сайт просто дали, то есть они не являются хозяевами собственного сайта, — это шаблонные сайты и прочее, там цены, конечно, от 15 до 30 тысяч тенге. И бывают клиенты, которые все это уже прошли, приходят переделывать. Это что касается Павлодара.

    Как вы оцениваете свои позиции относительно других веб-студий Павлодара?

    — Это не я оцениваю. Моя задача, задача веб-студии, сделать работу качественно и быстро, потому что экономику тоже никто не отменял. Хотя качественный уникальный дизайн и быстро — это не всегда получается. Занимаются оценкой независимые рейтинги. На данный момент у нас 23 место по Казахстану, что в принципе весьма и весьма неплохо. Все растут и мы растем, это нормально, потому что, повторюсь — отрасль очень динамичная.

    А какие, на ваш взгляд, есть проблемы в отрасли?

    — Кадры — проблема номер один.

    И как вы ее решаете?

    — Растим сами. Потому что найти дизайнера, чтобы человек пришел уже с опытом, это практически нереально. Это 1% вероятности, если не меньше. Если брать программистов, то здесь ситуация более-менее нормальная. А именно веб-дизайн... В художественной школе не научат. Потому что веб-дизайнер — это и маркетолог, и психолог, и художник. Это несколько профессий в одном лице. В каждой сфере есть своя специфика, также и в веб-дизайне есть определенный набор правил. Люди этого не знают, поэтому после работы провожу небольшие семинары: сажаю в круг ребят, кто хочет, и банально читаю что-то типа лекций. Как показывает практика, остаются почти все, без вопросов, что-то записывают и так далее. Ну, то есть, набиваем руку. Это проблема №1.

    Вторая проблема — это хостинг. Потому что мы тесно связаны. Сайт может быть сколь угодно хорошим, но без нормального хостинга он работать не будет. Из своего более чем 10-летнего опыта работы с зарубежными фирмами в России, в Европе, скажу: хостинга в Казахстане нет. Нет сервиса абсолютно. Есть задранные цены и низкое качество услуг. Не более того. Если бы ни вот этот закон про .kz, у меня свой сервер в Голландии, я бы до сих пор им пользовался. Потому что стоимость более чем в 2 раза ниже, а качество, что техподдержки, что самой услуги, качество связи, выше в разы. Но это уже со временем решаемая проблема. Ну и третья проблема — это довольно высокая безграмотность населения. Это основное.

    Мрачная какая-то картинка.

    — Ну, рынок только формируется. Придем мы к этому. Интернет-магазины же развиваются, я даже по нам смотрю, сколько интернет-магазинов мы сделали в 2010-2011 году, а только за первый квартал 2012 года их уже было больше, чем за предыдущие два года. Здесь Его Величество пользователь всем рулит, что пользователь хочет, то мы и даем на самом деле.

    А как вы мотивируете своих сотрудников?

    — У нас сдельная оплата работы. И соответственно, там какая-то премиалка идет, в зависимости от сложности проекта или, допустим, я вижу, что человек не просто сидит (у нас, правда, не задерживаются те, кто просто сидит с девяти до шести).

    Какие услуги наиболее востребованы местными заказчиками?

    — Прежде всего — дизайн. Это основное. Потому что, повторюсь, приходят люди, у которых уже есть сайты, говорят: «Ребята, нам не нравится то, что есть, сделайте нам нормально». То есть смотрят на портфолио, смотрят, что мы уже кому-то сделали и приходят к нам. Причем приходят сами.

    А с программной частью подстраиваете?

    — Не всех. Если года два назад мы еще предлагали для простых сайтов джумлу, вордпресс, то сегодня поняли, что минусов у этих CMS больше, чем плюсов: это безопасность, скорость работы. То есть у нас появились свои стандарты по загрузке с сервера, количеству запросов к базе данных. Причем с переделками не только павлодарцы приходят — из Астаны много запросов. А ведь на слуху были компании. Вот только что ребята закончили сайт, — ужасный был сайт известной компании.

    Какую казахстанскую веб-студию вы могли бы отметить, может на кого хотели бы походить, чьи работы рассматриваете для вдохновения?

    — Казахстанских нет. Рассматриваем российские, украинские. Что-что, а в Украине дизайнерская школа очень сильная. А в Казахстане… Даже по Award.kz если судить, по победителям, по сайтам, которые занимают какие-то места в номинациях. Например, в прошлом году — я не помню какая это была студия, — сайт yokohamatire.kz: там такие недоработки, в том числе кросс-браузерность. Явно сайт просто недостойный. Я понимаю, что там топовые веб-студии, топовые клиенты: банки, салоны, я рад за них… Надеюсь, что дорастем до топ-10, надеюсь, что даже в этом году.

    Есть дизайнеры, которых я уважаю, которые, с моей точки зрения, настоящие профессионалы, вот пара имен: Джонатан Айв (Jonathan Ive) — шеф-дизайнер Apple. Это не веб, конечно, это совсем другая сфера, но то, что он делает — это действительно классно. Что касается веб-дизайнеров, — Артемий Лебедев, когда он рисовал сам — это были действительно классные продукты. То, что сейчас делает его студия, это стильно, это современно. Мы смотрим и ориентируемся на всю первую тройку веб-студий России.

    Повторюсь, в Казахстане рынок сейчас в зачаточном состоянии, слишком прямой, открытой, такой явной конкуренции я пока не вижу. Мы работаем в Павлодаре, нам еще и из Астаны звонят. Тем, кто работает в Алматы, вообще повезло: огромный город, не все главные офисы еще переехали в Астану. Банально, кто раньше встал — того и тапки: кто успел схватить банки, кто успел схватить международные какие-то бренды. Мы тоже хватаем. Пытаемся, стараемся. Рынок пока еще развивается. На пик он выйдет где-то через 3-5 лет.

    Когда пойдет пик, пойдет интернет-коммерция, пойдет спрос на интернет-сайты. Даже по крупным сетевикам я смотрю: если «Мечта» сразу сделала себе классный сайт, не поскупилась, что называется, то «Технодом» уже раза три сайт переделывал и еще работать есть над чем. Учатся на своих ошибках, на чужих ошибках, и это классно, потому что рынок динамичный, рынок развивающийся.

    Как планируете развиваться?

    — Были мысли открыть представительство в Астане, но рентабельность хромает, поэтому отказались. Скорее всего, будем выходить на Россию.

    Москва?

    — Нет, ни в коем случае. Поближе. Приграничные с Казахстаном области. Челябинск, Курган, Омск. В больших городах одни юристы и веб-мастера. Там жесткий демпинг. Фриланс просто не выгоден. Во-первых, на фрилансе успешно закрываются и оплачиваются только 20 процентов заказов. Летом к тому же на рынке появляется куча школьников. Если средняя цена была за верстку сайта-визитки где-то 100 долларов, то школьники готовы его делать вообще бесплатно — чтобы только портфолио сформировать, то есть набивают руку. Страдает качество, страдает клиент. И нам мешают ставить адекватные цены. Ведь каждый нормальный сайт — это уникальный продукт, где прикладывается фантазия, прикладываются мозги, он дешево не может стоить априори.

    Денис, такой вопрос. Многие крупные веб-студии все чаще начинают запускать собственные веб-сервисы. Ваша компания что-то подобное делает?

    — Мы даже хостинг не продаем. Мы его дарим. Но мы сами не заморачиваемся серверами, инфраструктурой. Просто берем у тех, кто на наш взгляд адекватно работает в Казахстане. Сами покупаем, регистрируем, — то есть с клиента деньги не берем. Я даже секрет открою: мы свой сайт не можем доделать уже второй год. Он у нас недоделанный, абсолютно сырой, многие разделы не заполнены, просто потому что нет времени. Сапожник без сапог. Поэтому ни на какие проекты для себя времени не остается.

    Я лучше это время посвящу, во-первых, образованию, потому что очень все динамично развивается, надо за всем следить и надо донести до всех ребят, потому что мы одни из немногих, кто предлагает, например, адаптивные сайты. А как насчет людей со слабым зрением? Мало кто об этом думает. Банально, возможность увеличения шрифта на сайте, плюс-минус поставить, это две секунды для разработчиков. Вставить скрипт, который будет переключать, — мелочь, а приятно.

    Если бы не было интернета, в какой области вы бы работали?

    — Дизайн. Дизайн — это все, что нас окружает, абсолютно любая вещь.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.