Битва тарифов
Насыщение рынка сотовой связи подталкивает операторов к диверсификации тарифных планов.
На сегодняшний день количество абонентов сотовой связи в Казахстане — 14,7 млн., уровень проникновения превысил 90%. На таком насыщенном рынке операторам постепенно приходится менять стиль работы: простое понижение цен на связь, направленное на привлечение новых абонентов и проникновение в разные слои населения, теряет эффективность. Разработка и введение новых тарифных планов (ТП) стали основным инструментом в конкурентной войне на текущем рынке.
Ставка на опыт
Наибольшим разнообразием тарифных планов на данный момент обладает компания
В целом же заметно желание оператора «разговорить» абонентов. Например, этой цели служит тариф «Будь ближе» — он предлагает стоимость в 29 тенге на первую и вторую минуты разговора на все направления по РК накопительно за день. С третьей минуты и до конца дня стоимость разговоров будет составлять 9,9 тенге за минуту.
Ставка на точность
Компания GSM Kazakhstan (51% акций у иностранных игроков — турецкой FinTur, альянса финской Sonera и турецкой Turkcell, 49% у «Казахтелекома») представлена на рынке двумя брендами: Activ и K`Сell. Большая часть тарифов была введена в 2007 году, и теперь они поддерживаются различными акциями.
Пять основных тарифных планов Activ охватывают практически все основные конструкции тарифных планов и рассчитаны на различные целевые группы. «Активное время» относится к условной категории тарифных планов «для любителей долгих разговоров по сотовому телефону» и призван стимулировать рост продолжительности звонка. Здесь делается скидка после второй и после пятой минуты разговора.
Тариф «Активные слова» создан для «писателей» и предполагает отправлять SMS на все направления по цене 3,5 тенге, что в два раза дешевле, чем в большинстве других тарифных планов Activ. В отличие от похожего тарифного плана
Тариф «Активная семья», последний на казахстанском рынке, предлагающий более дешевые звонки на три часто используемых номера (бренды Activ и K`Cell) плюс один городской. Стоимость звонка на эти номера составит 14 тенге за минуту. Несмотря на то что в России подобный тарифный план предоставляется всеми крупными операторами, в Казахстане он пока не получил широкого распространения.
Activ позиционируется как бренд для молодежи, и потому имеет особое отношение к студентам. К тарифу «Активный студент» могут подключиться только студенты. Этот тарифный план дает возможность звонить внутри студенческой группы со скидкой и отправлять более дешевые SMS.
Для пользователей постарше предназначены тарифные планы K`Cell. Их всего три: Standard, Business и Classic. Первые два практически идентичны и предлагают скидки на ночные звонки на телефоны других операторов и на городские номера. В тарифном плане Classic K`Сell отказался от абонентской платы и предложил скидки на последующие минуты разговора внутри сети.
Ставка на молодость
Оператор «Мобайл Телеком-Сервис», «дочка» «Казахтелекома», появился на казахстанском рынке в феврале 2007 года с торговой маркой Neo. Оператор вышел на рынок, где уже присутствовали два сильных конкурента, стремительно наращивающие свою абонентскую базу. Это принудило молодого оператора действовать радикально, и он сделал акцент на самых низких ценах.
Сейчас оператор активно продвигает свой новый тарифный план «Салем!», предлагающий исходящие вызовы на сети других сотовых операторов и звонки на городские номера по цене 15 тенге за минуту. Цена разговоров внутри сети Neo и вовсе составляет 0 тенге. Однако нужно учитывать, что за соединение внутри сети берется 15 тенге (с НДС).
Подобной тактики придерживается и оператор стандарта CDMA «Алтел» («дочка» «Казахтелекома»). В тарифных планах одного из его брендов PAThWORD цены звонка на городские номера и на номера других сотовых операторов постепенно снизились с 40,5 до 35 тенге за минуту. А звонки на DALACOM и PAThWORD с 13,5 упали до 0 в новом тарифном плане «Нулевой». Данный оператор ведет конкурентную борьбу не столько ценами, сколько особой технологией связи.
Логика ценовой войны
Акценты в тарифных планах операторов различаются в зависимости от стратегических целей компании и ее положения на рынке. Два крупнейших оператора
Второй крупнейший оператор — GSM Kazakhstan — решил не ввязываться в постоянную гонку по выпуску наиболее хитроумных тарифных планов. «В последнее время мы не запускали новые тарифные планы, а выводили на рынок выгодные ценовые предложения через запуск всевозможных акций, которые преследуют различные цели: одни — увеличивают длительность разговора, другие — укрепляют лояльность», — отмечают в GSM Kazakhstan.
Кроме того, компания всеми силами пытается удержать абонента внутри сети, делая более дорогими звонки на других операторов и на городские номера, поскольку звонки между абонентами одной сети обходятся оператору дешевле.
По итогам второго квартала 2008 года доля
Благодаря своей агрессивной ценовой политике Neo смог на данный момент отвоевать 1,7% рынка, во втором квартале его доля выросла на 0,2%. Но оператор рассчитывает на большее, и новые тарифные планы должны помочь ему увеличить абонентскую базу как минимум втрое.
«Тарифные планы, их привлекательность остаются главным инструментом борьбы за абонента, но все большую роль приобретает уровень сервиса и качество услуг, предоставляемых оператором», — отмечает Айнур Абжанова, директор по маркетингу Beeline.
Если посмотреть на российский опыт, то в ближайшем будущем нас могут ожидать расширение линейки тарифных планов для детей, для любителей писать SMS, появление безлимитных тарифов и прочее. Стратегия работы операторов, начатая в последние два года, продолжится и приведет к появлению новых, еще более хитроумных планов. Операторы обещают новые интересные предложения, а абонентам имеет смысл искать способы сэкономить на разговорах.
Комментарии