Интернет как альтернатива
Репортаж с первой международной конференции «Интернет-Альтернатива 2008», посвященной проблемам развития интернета в Казахстане, прошедшей 24 июня в Алматы.
В Алматы 24 июня состоялась первая международная конференция «Интернет-Альтернатива 2008», посвященная проблемам развития интернета в Казахстане. Пожалуй, момент для проведения подобного мероприятия был угадан очень точно: с одной стороны, интернет в Казахстане имеет массу нерешенных проблем, а с другой — он находится на пороге бурного развития. И решение многих вопросов именно на данном этапе позволит развиваться Казнету максимально быстро и качественно. Для многих казахстанцев интернет — это уже не только общение, развлечения и свежие новости, но и улучшение качества образования, повышение уровня жизни. Еще Черчилль говорил: «Кто владеет информацией, тот владеет миром».
Актуальность первой казахстанской конференции, посвященной интернету, подтверждает и большой интерес, проявленный к ней от самых разных сторон: это представители государственных структур, IT-компаний, онлайн и офлайн СМИ, рекламных агентств, банков и инвесткомпаний, строительных компаний, производителей и дистрибьюторов FMCG и т.д. Всего гостями и участниками конференции стали около трехсот человек.
Поскольку тем для обсуждения набралось немало, после общего приветственного доклада организаторов конференция проходила тематическими секциями в двух параллельных потоках. Еще до начала конференции в зале можно было наблюдать такую картину: посетители, собравшись в небольшие группы, обсуждали темы программы; другие старались определить, какие из секций лучше посетить. Всего было организовано восемь секций: «Государство и интернет», «Современные технологии в интернете», «Технологии доступа в интернет», «СМИ и социальные сети», «Медиа-измерения», «Интернет и инвестиции», «Реклама в интернете» и «Казахский язык в интернете».
Секция «Государство и интернет», хотя и стала наиболее из самых популярных на конференции, оказалась, как и положено, довольно формальной. Аскар Бишигаев, заместитель председателя Агентства РК по информатизации и связи, и Аскар Есеркегенов, главный коммерческий директор АО «Казахтелеком», в своих выступлениях высказались о важности подобной конференции, необходимости открыто обсудить существующие проблемы, а также заявили о всяческой поддержке развития Казнета.
Так, г-н Есеркегенов напомнил о политике снижения цен на интернет-доступ для физических и юридических лиц, а также для интернет-провайдеров. Кроме того, Аскар Есеркегенов отметил постоянную работу компании по увеличению скорости доступа и снижение тарифов на услуги веб-хостинга. Была объявлена и стратегия поддержки отечественных проектов с целью развития казахстанского контента. В качестве результатов работы главный коммерческий директор АО «Казахтелеком» привел данные, свидетельствующие о росте интереса к отечественным ресурсам: за период с марта по июнь 2008 года доля потребления внутреннего трафика физическими абонентами услуги Megaline увеличилась с 19,4% до 42,1%. Хотя очевидно, что этот рост в первую очередь связан исключительно с развитием отечественных файлообменных ресурсов, генерирующих мощный внутренний трафик.
Также в рамках данной секции представителями фонда «Адиль Соз» и компании «ЮрИнфо» был поднят вопрос правового регулирования интернета и регистрации интернет-СМИ. Но, поскольку правовая база у нас в этой области практически отсутствует, все вопросы (от блокировки сайтов до требований обязательного размещения сайтов на казахстанских хостинговых площадках) остались открытыми.
На секции «Современные технологии в интернете» обсуждались вопросы технической составляющей интернета, новые разработки в этой сфере. Анатолий Бачикалов, коммерческий директор Дирекции информационных систем АО «Казахтелеком», выступил с презентацией о построении интернет дата-центра. По его словам, причина низкой скорости доступа в интернет, предоставляемого сейчас компанией, кроется в постоянном росте количества пользователей. В связи с этим появляется проблема с внешними каналами, которую должны будут решить Дата-центры. Г-н Бачикалов озвучил сроки окончания их строительства: в Алматы оно будет закончено в сентябре, в Астане — уже в июле, регионы планируется охватить в 2009 году. «После того, как мы запустим наш почтовый сервер, скорость обращения у него будет гораздо выше, чем на Mail.ru, «Яндекс» или на Google на сегодняшний день. Пользователи не будут ограничены емкостными пространствами», — заключил г-н Бачикалов. Только остается непонятным, собирается ли «Казахтелеком» конкурировать, например, с «Яндексом», только лишь за счет емкости почтового ящика. Ведь успех этого портала у казахстанских интернет-пользователей обусловлен не столько наличием почты, сколько большим разнообразием сервисов.
Как раз о контенте в интернете, о различных составляющих порталов рассказывали Елена Колмановская, главный редактор компании «Яндекс», и Михаил Чеканов, руководитель маркетинга продуктов Rambler Media. Кроме того, был затронут вопрос мобильного интернета, технологий, связанных с разработкой сайтов для него. Михаил Чеканов отметил, что создавать подобные сайты достаточно сложно, поскольку на рынке огромное разнообразие моделей мобильных телефонов, и каждый из них имеет свои уникальные характеристики (разрешение и размер экрана, количество цветов дисплея).
Тему мобильного интернета продолжил Аскар Туганбаев, заместитель директора информационного телеканала «Вести». Многих участников конференции заинтересовал его доклад о проекте «Мобильный репортер», запущенном на канале. Его суть в том, что у каждого зарегистрированного пользователя есть возможность отправить репортаж на информационную ленту сайта или в эфир канала. Для этого нужно снять интересное событие на мобильный телефон, фотоаппарат или видеокамеру и отправить репортаж с мобильного телефона или закачать через сайт. Подобные проекты позволяют общественности более тесно взаимодействовать со СМИ. Для Казахстана, на данном этапе развития, было бы очень актуально иметь в своем активе такой проект.
В заключение темы современных технологий в интернете выступила Елена Рыцарева, заместитель главного редактора журнала «Эксперт». Тема ее доклада, сможет ли сайт заменить газету или журнал, был связан с опытом выхода журнала «Эксперт» в онлайн. Она отметила преимущества подобного решения: рост доходов и капитализации, расширение компетенций на новую медиасреду, развитие брэнда. Хотя, при всех этих положительных составляющих, было замечено следующее: «Падение уровня рекламы в газете не компенсируется онлайном». В презентации можно было увидеть следующие цифры: у журнала New York Times в 2004 году было зарегистрировано 1,6 млн. подписчиков печатной версии и 11,5 млн. читателей онлайн-версии. При этом доходы с подписки составили 4,7 млрд. долларов, а с интернет-читателей — 58 млн. долларов. Видимо, ответить на вопрос, стоит ли переходить на онлайн-версию, каждому печатному изданию придется самостоятельно. Как плюсов, так и минусов в таком переходе достаточно.
На секции «Технологии доступа в интернет» прошли очень жаркие дебаты по поводу ситуации на рынке интернет-доступа в Казахстане. Александр Милицкий, главный редактор интернет-издания «Независимый обзор провайдеров» (Россия) задал, казалось бы, достаточно простой вопрос: «Доля абонентов, использующих Ethernet-подключение в Казахстане, очень низка. В Москве еще 5 лет назад было порядка 800 провайдеров, предоставляющих доступ по Ethernet. Сейчас их около 200. Данная технология очень дешева для старта. Инвестиции, которые требуются для ее запуска, находятся в пределах 100 тыс. долларов. В Москве было огромное количество желающих проинвестировать такого рода проекты. В Алматы мы наблюдаем следующую ситуацию: большое количество районов, застроенных многоэтажными домами, есть бизнес, есть деньги. Почему же здесь не наблюдается хоть сколько-нибудь заметного инвестирования в такого рода провайдерские проекты?». Нурлан Мейрманов, заместитель директора по развитию Дирекции корпоративных продаж АО «Казахтелеком», связал это с высокой ценой прокладки кабеля. Присутствующие же в зале выдвинули такую причину: кабель прокладывать просто негде, так как «все канализационные колодцы заняты «Казахтелекомом». Прозвучало также мнение, что факт отсутствия конкурентоспособных предложений — это «особенности национальной охоты». Видимо, имелась в виду не цена за прокладку кабеля, а некие побочные затраты, которые потом не будут вписаны в официальную статью расходов. Подобных высказываний было множество, а гость из Москвы так и не смог получить ответ на свой вопрос.
Такое же активное обсуждение вызвала тема внедрения технологии 3G, с докладом о возможностях которой выступила Айнур Абжанова, директор по маркетингу ТОО «КаР-Тел». Она рассказала об альтернативе проводному интернету, предоставляемой технологией мобильной связи 3G. За счет высокой скорости передачи данных, она дает возможность сотовым абонентам использовать такие сервисы, как видеоконференция, корпоративные сети, мобильное телевидение.
Однако присутствующие высказали сомнение в необходимости внедрения такой технологии для мобильных устройств, так как цены за трафик в этом случае будут слишком высоки. «Традиционные задачи доступа в интернет не требуют настолько высоких скоростей. У обычных абонентов под них попросту нет задач», — отметил г-н Милицкий.
Большой интерес вызвали секции «СМИ и социальные сети» и «Медиа-измерения». Первая — в основном благодаря представительному составу докладчиков, среди которых были Антон Носик, эксперт по социальным СМИ компании «СУП» и вообще культовая фигура Рунета, а также Альберт Попков, основатель и совладелец проекта «Одноклассники.ру». Больше всего гостей конференции занимал секрет успеха «Одноклассников». Но, понятно, вопрос риторический и никаких универсальных рецептов успешности Альберт Попков дать не смог.
Секция «Медиа-измерения» лишний раз показала трудноизмеримость Казнета: сотрудники разных компаний представили разные заключения о количестве интернет-пользователей в Казахстане.
В ходе другой секции прошел круглый стол на тему «Интернет и инвестиции». Его участники обсуждали перспективы инвестиций в Казнет. Поднимались вопросы, почему в настоящее время Казнет непривлекателен для инвесторов и как исправить эту ситуацию. Рекламодатели заинтересованы в установлении новых контактов и привлечении как можно большего числа клиентов. Казнет мог бы предоставить здесь большие возможности. Однако, деньги в интернет если и вкладываются, то в рекламу на российских сайтах. Хотя и там казахстанские компании представлены слабо. Как один из вариантов, прозвучал ответ, что у рекламодателей нет экспертов и, пока они не появятся, ситуация не изменится. Кроме того, нужно развивать ресурсы Казнета. Поскольку только сайты, интересные для пользователей, будут интересны и инвесторам.
В продолжение этой темы прошла секция «Реклама в интернете», где участники обсудили ситуацию на рынке интернет-рекламы. Были описаны различные технологии и варианты размещения рекламы в интернете: от баннерной до контекстной. Здесь с докладами выступили представители «Яндекса», «Бегуна» и рекламного агентства FCBI. Интересным было и выступление экспертов секции, представителей казахстанской интернет-компании PROFIT Online, прокомментировавших ситуацию на нашем рынке интернет-рекламы. Также поднимался вопрос о посещаемости сайтов Казнета. Из всего сказанного участниками и гостями секции можно сделать следующий вывод: развитие казахстанского интернета, создание большего числа интернет-площадок, адекватная оценка стоимости изготовления и размещения интернет-рекламы — вот основные моменты, на которые нужно обратить особое внимание.
В целом работу конференции можно оценить довольно высоко, на ней встретились все заинтересованные стороны, многие участники установили партнерские отношения. Конечно, всех проблем и вопросов за один день не решить, но будем надеяться, что хотя бы было положено начало этому процессу. К тому же, организаторы выразили надежду, что «Интернет-Альтернатива» станет ежегодным событием.
Комментарии