Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    Казнет обрел Концепцию

    Концепция формирования и развития Казнета, принятая правительством Казахстана, станет отправной точкой для развития местного сегмента Сети, уверены эксперты.

    4 мая 2008 12:37, Надежда Мурзова, CNews.kz

    Концепция формирования и развития Казнета, принятая недавно постановлением №358 Правительства Республики Казахстан, станет отправной точкой для раскручивания местного сегмента Сети, уверены эксперты. Процесс превращения казахстанского «отделения» Рунета в отдельную боевую единицу займет ближайшие 4 года. За это время предстоит решить целый ряд проблем.

    На четырнадцатом году жизни домена KZ наконец появился первый документ, регламентирующий развитие пространства, в котором «варятся» казахстанские интернет-ресурсы, — концепция формирования и развития Казнета, которую выдвигает постановление №358 Правительства Республики Казахстан. Весь Казнет разбивается на 8 проблемных зон, в каждой из которых свои болевые точки. Как сделать информационное пространство Казнета частью повседневной жизни для большинства населения Казахстана? Как сравнительно немногочисленных местных интернет-пользователей привлечь в зону KZ? Эти и другие вопросы затрагивает Концепция. Важно, что в ней поднимаются вопросы е-коммерции, законодательства, доступа, контента. Отмечается, что законодательство в области интернета находится на самом начальном этапе развития.

    «Возьмем, к примеру, правовую базу — как должен регулироваться Казнет, нужен ли закон об интернете, нужны ли департаменты, которые будут этим заниматься. Важны также взаимоотношения министерства информации и культуры и АИС — кто должен управлять интернетом, — говорит Александр Ляхов, один из авторов Концепции. — Возникают и вопросы, связанные со статистикой, потому что без этого бизнес делать невозможно. Данные по количеству пользователей, сайтов и доменов разрозненны. Затем, то что касается е-коммерции: какими законами она должно оговариваться, о взаимоотношениях ее участников и государства».

    Состояние казахстанского контента на сегодняшний день в подавляющем большинстве ресурсов можно характеризовать как «неразвитое» и «слабое», говорится в документе. Например, должным образом не освещено участие казахстанцев в Великой Отечественной войне. В Казнете остается низким уровень использования национального языка, практически отсутствуют электронные библиотеки, слабо развиты образовательные и научные ресурсы, оставляет желать лучшего и мультимедийный контент.

    «Казахстанские пользователи Сети не чувствуют острой нехватки отечественного контента, так как основную часть информации получают на российских ресурсах, — отмечает сопредседатель национальной интернет-премии AWARD.KZ Константин Горожанкин. — Как это ни парадоксально, но основная проблема развития казахстанского контента — это русский язык. На 90% сегодняшний Казнет — это часть большого Рунета, которому первый зачастую проигрывает по наполняемости, актуальности, свежести информации. Соответственно, когда пользователь выходит в интернет и набирает в поисковике запрос на русском языке, в большинстве случае он попадает на российские раскрученные порталы. Пользователь доволен: информацию он получил, а с какого ресурса — ему, по большому счету, все равно».

    По мнению Горожанкина, есть два варианта влияния на ситуацию. Первый — делать национальные ресурсы большими игроками Рунета. «Насколько я понимаю, программа по отбору 30 интернет-ресурсов (20 частных, 10 государственных), которым будет обеспечена господдержка, на это и направлена», — комментирует эксперт. Второй вариант — создателям Казнета надо искать уникальные идеи, интересные казахстанскому пользователю — местные новостные сайты, социальные сети с национальной спецификой, сайты на казахском языке и прочий контент, который пользователь точно не найдет нигде, кроме как в Казнете. Перспективны порталы, направленные на финансовые услуги и электронные магазины, которые удобнее получить здесь, а не за рубежом. «Необходимо также отметить, что половина (53,1%) населения Казахстана не имеет представления ни об одной из технологий доступа в интернет», — напоминает Константин Горожанкин. По итогам 2007 г. доступ к сети интернет имеет 7405 школ Казахстана, или 95% (всего 7724 школы), из них сельских — 5785 школ, или 94% (всего 6095 школ). При этом лишь 6%, или около 1,1 млн. взрослых жителей городов Казахстана пользуется услугами доступа к сети интернет, говорится в Концепции.

    Отмечается и высокая стоимость хостинга, вынуждающая большинство местных сайтоделов покупать услуги за рубежом. Сегодня 391 компания имеет лицензии на провайдерскую деятельность, в 2007 г. выдано 34 лицензии. Между тем, цены на доступ либерализируются. Недавно «Казахтелеком» снизил стоимость доступа не только для физических, но и для юридических лиц практически в 6 раз. Сейчас запланировано снижение тарифов на услуги хостинга, а также расширение и пересмотр структуры тарифных планов, предоставляемые «Казахтелеком», открытие новых дата-центров. Однако не стоит забывать и о другой стороне медали: искусственное снижение цен повлечет за собой недовольство вторичных провайдеров, вынужденных снижать цены вслед за ведущим игроком рынка.

    «Картина начинает меняться, — говорит Константин Горожанкин. — Скорее всего, «Казахтелеком» несет определенные убытки, снижая цены на интернет. При крупной территории и небольшой плотности населения Казахстана поддерживать каналы дорого, и это здорово, что благодаря политике государства наш монополист понимает свою социальную ответственность и идет на снижение, покрывая свои расходы заработками на других сегментах рынка. Да, большая часть провайдеров связана с «Казахтелекомом», поэтому локальные конфликты возможны, но на рынке это скажется положительно».

    «Насколько необходимо снизить цены на хостинг? — задается вопросом Александр Усков, технический директор компании Neolabs LLP. — Ни на сколько. И рынок показывает это. Для снижения цены хостинг-провайдерами должна быть объективная деловая причина. Самая распространенная причина для снижения цен — снижение объемов продаж. Ни в «Неолабс», ни, насколько мне известно, в других крупных компаниях снижения не происходит».

    Тем временем, число казахстанских пользователей медленно, но верно увеличивается отмечают эксперты. Активный рост Казнета отмечается как в количественных (число операторов и пользователей), так и качественных (расширение спектра оказываемых услуг) показателях. Правительственные данные по доле казахстанских пользователей в местном сегменте Сети к началу года были в районе 13–15%, данные независимых агентств — в районе 10%. Прогнозируется, что к концу года проникновение Казнета достигнет 20% а это, как показывает мировая практика, тот критический рубеж, по достижении которого можно говорить о возможности выгодной коммерции.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии