Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    Побьем Google пулом?

    О прорывных проектах АИС РК в области информационных технологий.

    11 марта 2008 11:25, Галина Дырдина, Новая газета

    В Казахстане родился новый проект. Судя по всему — прорывной. О двух его основных направлениях сообщил на последнем заседании правительства председатель Агентства по информатизации и связи РК Куанышбек Есекеев. Проект будет реализовываться в рамках Концепции формирования и развития единого информационного пространства казахстанского сегмента сети интернет (Казнета), которую планируется внести в правительство в течение ближайшей недели.

    Национальный поисковик. Для кого и зачем?

    Председатель АИС отметил, что Агентство намерено сформировать пул из тридцати «наиболее востребованных казахстанских ресурсов». «Мы будем вести постоянную работу по продвижению этих сайтов среди населения страны, — добавил председатель АИС. — Наша задача, чтобы эти тридцать сайтов были востребованы каждым казахстанским пользователем».

    Кроме того, г-н Есекеев сообщил, что руководство АИС в течение ближайшего года рассчитывает запустить национальную поисковую систему сети интернет. Он считает, что национальная поисковая система является порталом, требующим немедленного развития. «Она необходима потому, что у любого пользователя интернета сеть ассоциируется с поисковиками типа Rumbler, Mail.ru, Яndex или Google, — сказал он. — Поэтому предлагается выделить свой национальный поисковик со своим определенным внутренним слоганом».

    Мы решили узнать, что же думают об этой прорывной инициативе специалисты в области веб-технологий.

    «Прежде всего, я не понял, почему речь идет о пуле именно из тридцати сайтов? — сказал директор одной из ведущих отечественных компаний веб-дизайна Петр Артамонов. — Почему не двадцать пять или не сорок восемь? Г-н Есекеев дает по этому поводу очень занятное объяснение — потому что, дескать, статистика пользователей интернета показывает, что они пользуются только пятью-шестью наиболее часто посещаемыми сайтами, правда, уловить причинно-следственную связь я не смог.

    Да, наиболее часто пользователи посещают пять-шесть сайтов, но это только в рамках одного рода деятельности. А если нужно, к примеру, собрать какую-то информацию, то пользователь может посетить не один десяток сайтов, в том числе и те, на которые он до этого даже не заглядывал.

    Г-н Есекеев говорит, что из этих тридцати сайтов десять будут государственными, а двадцать — частными. Их будут продвигать, то есть раскручивать, рекламировать и т.д.  Но в других странах частные компании вкладывают очень большие деньги в «раскрутку» сайтов, а у нас, как я понимаю, их предлагают рекламировать за счет государства. А при чем здесь государственные деньги, деньги налогоплательщиков? И каковы критерии отбора частных сайтов, которые г-н Есекеев планирует «продвигать» за бюджетные деньги?

    Нужно понимать, что в настоящее время, пожалуй, только поисковые системы можно отнести к «сайтам, востребованным каждым казахстанским пользователем». А от того, что людям будут рекламировать сайты (которые в принципе и так должны быть известны из-за их высокой посещаемости и, соответственно, востребованности), чаще на них заходить не будут, если там не будет интересующей людей информации, которая вообще-то должна быть там уже сейчас.

    И какой смысл оценивать сайт по посещаемости? Может быть, это городской форум или сайт знакомств? Гораздо важнее пересмотреть информационное наполнение существующих официальных сайтов, дать возможность людям находить там актуальную информацию (а не только узнавать часы приема, фамилии и читать обзорные статьи). Внедрить наконец-то систему обращения граждан в органы власти, которая сейчас в лучшем случае представляет собой схему «вопрос-ответ».

    Г-н Есекеев обещает, что национальная поисковая система будет создана в течение года. А мне интересно, какова цена вопроса? Неужели председатель АИС РК не знает, что перечисленные им поисковые системы разработаны частными компаниями в тех странах, где интернет уже хорошо насыщен информацией, чего у нас пока нет?

    Один из главных аргументов г-на Есекеева, почему нам так нужен национальный поисковик, это то, что названные им поисковые системы разработаны извне. Ну и что в этом страшного? Windows и Word тоже разработаны извне.

    Честно говоря, я сильно сомневаюсь, что люди, заявляющие о «пуле из тридцати сайтов», смогут составить достойную конкуренцию Яndex и Google.

    Но, в конце концов, если так сильно востребован «национальный поисковик» (интересно, Google — национальный поисковик или нет?), почему до сих пор ни одна из частных компаний Казахстана не занялась разработкой поисковой системы? Может, востребованности-то и нет вовсе?

    Словом, по моему мнению, вместо того, чтобы действительно озаботиться технологичным и информационным наполнением Казнета, нам предлагают очередной прожект».

    Прорыв к бюджетным деньгам

    С г-ном Артамоновым солидарен бизнес-аналитик IT-отдела одной из крупнейших газонефтедобывающих компаний Казахстана Георгий Викторов, который сказал: «Этот проект (или планы на проект) полезен для тех, кто получит контракты на установку компьютеров с интернетом во всех районах Казахстана, или для тех, кто будет разрабатывать поисковик, естественно, с соответствующими откатами и фиктивными тендерами.

    Казнету реально не хватает аудитории, то есть в нашей стране пока мало людей, понимающих возможности интернета. А ведь в нем есть и магазины, и файлообмен, и виртуальные собрания, игры, справочники и энциклопедии, и т.д., и т.п.  А тем, кто все это понимает и всем этим умеет пользоваться, проще найти необходимое на Рунете или вообще за дальней границей, поскольку скорости в Казахстане низкие.

    Таким образом, единственное, что позволит развивать Казнет, — это повышение скорости каналов и запрещение развития всяких государственных и псевдо-частных контор, которые делают сайты и порталы, отмывая бюджетные «бабки».

    Даже в России, где коррупция тоже будь здоров, правительственные порталы делают сертифицированные частные конторы.

    Ну, скажите, как может, например, Центр автоматизации какой-либо области, который акиму подчиняется, делать сайт для государственного учреждения ЗА БАБКИ??? Они что, сами у себя берут и сами себе платят?!

    Так что, по моему мнению, г-ну Есекееву не проекты надо делать. Он госчиновник и должен постановлениями и разрешениями заниматься. Скажем, разрешить увеличение скорости местных коммуникаций за счет привлечения третьих контор («Дукат» там или «Далаком») или дать указание, что с такого-то числа необходимо автоматизировать систему документооборота и отчетности Алма-Атинской области по такой-то статье бюджета.

    А для этого нужно провести тендер, вывести социальную вводную, исполнение возложить на такую-то организацию, позволить создать столько-то рабочих мест, обеспечить работой столько-то человек, повысить профессиональный уровень пятидесяти студентов технических вузов. Вот чем надо заниматься! А не содержать десятка полтора чиновников, по цепочке отмывших у себя же в структурах этот бюджет!».

    Реальный контроль над виртуальным пространством?

    Ну, что же, подобьем, как говорится, бабки. И зададимся вопросом: зачем стране, в которой, по данным АИС за 2006 год, лишь около 300 тысяч человек активно пользуется услугами интернета, а уровень использования глобальной сети равен 2,7 процента, понадобился свой пул из 30 сайтов и своя национальная поисковая система с собственным слоганом?

    Понятно, что подсчет пользователей достаточно условен, поэтому данные могут быть разными. Сейчас г-н Есекеев утверждает, что, по сведениям маркетингового агентства ICT Marketing, в 2007 году в РК 1 млн. 600 тыс. человек являются пользователями сети интернет, то есть приблизительно каждый одиннадцатый. Но и это мизер.

    Например, в той же России, по заключению исследовательской компании «Ромир», во втором квартале 2007 года аудитория российского интернета составила около 25 миллионов человек (или 21% от общего числа россиян). Другими словами, в России интернетом пользуется каждый седьмой, что тоже очень немного. Для сравнения в Австралии используют интернет более 72 процентов жителей, в США — более 70 процентов. Не будем далеко ходить: в Беларуси более четверти населения — пользователи интернета.

    Так, может, на самом деле Казахстану сейчас лучше бы направить деньги не на создание национального поисковика или пула интернет-ресурсов, а на более насущные нужды? Скажем, на существенную поддержку малоимущих слоев населения, которые со страхом ожидают обещанного президентом и премьер-министром увеличения тарифов на электроэнергию? Да мало ли у нас нуждающихся, которым однозначно без разницы, есть ли у нас национальный поисковик или нет.

    Да и, кроме того, существуют вполне реальные опасения, что наше родное государство, несмотря на рекомендации ОБСЕ, не оставило своей идеи о регулировании виртуального пространства. И очень даже возможно, что продвижение тридцати включенных в пул сайтов будет осуществляться традиционным и уже проверенным способом - блокированием интернет-ресурсов, не вошедших в этот пул по той простой причине, что их контент не востребован и не одобрен «Ак-Ордой».

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии