2007-й крупными мазками
Взгляд на ИТ-рынок Казахстана в 2007 году.
Уходящий год не блистал такими эпохальными событиями в
Буйство мобильных красок
Пожалуй, самым ожидаемым событием последнего времени был выход на рынок сотовой связи Казахстана нового оператора. Оператор вышел, но значимым это событие стать не смогло: начавший в феврале 2007 года работу третий казахстанский
Тем не менее, к выходу нового игрока «старички» — компании
Что касается компании
Что касается NEO, то, стартовав с акции, позволяющей делать звонки в любом направлении, включая дальнее зарубежье, по единому тарифу 32 тг./мин., компания заявила, что только в первую неделю работы к NEO подключилось более 5 тыс. абонентов. В планах по итогам 2007 года значилась цифра в 700 тыс. абонентов. Однако, судя по тому, что акция на звонки «32 тенге по всему миру», изначально действовавшая до 31 марта, была дважды продлена (сначала — до конца апреля, а затем — до конца мая), темпы прироста абонентской базы не оправдали ожиданий компании. К тому же абонентов смущала нестабильность связи (строительство сети только началось) и неопределенность с тарифами на звонки по окончании акции. Вокруг нового оператора образовался информационный вакуум, который отнюдь не способствовал лояльности пользователей. Удивительно, но после запуска оператора резко сократилась и его рекламная активность — в течение года о существовании NEO напоминают лишь редкие биллборды на улицах Алматы. Складывается впечатление, что запуск оператора производился в спешке, по принципу «лишь бы было». Например, обмен
Между тем, к концу 2007 года уровень проникновения мобильной связи в Казахстане составляет уже около 80%: примерно по 6 млн. абонентов имеют компании
И, скорее всего, доля мобильной связи в структуре доходов телекоммуникационной отрасли еще долго будет продолжать доминировать: так, по итогам одиннадцати месяцев 2007 года, на услуги мобильной связи было потрачено 168 млрд. тенге, или 52,1% от всего рынка связи. При этом в сравнении с аналогичным периодом 2006 года объем услуг мобильной связи вырос на 46,7%.
Телеком-палитра
Что касается телекоммуникационного рынка в целом, то с января по ноябрь 2007 года отрасль заработала 322,6 млрд. тенге, показав по сравнению с этим же периодом прошлого года рост в 33,5% (как видим, сектор мобильной связи растет с опережением рынка). Также отметим, что за весь 2006 год предприятиями связи Казахстана было оказано услуг на сумму 274,2 млрд. тенге (на 20,4% больше, чем в 2005 году).
Но, несмотря на доминирующее положение мобильной связи, остальной рынок тоже активно развивается. Так, за 11 месяцев 2007 г. по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. количество установок стационарных телефонов увеличилось на 28% — «Казахтелекомом» было установлено 277 тыс. телефонных аппаратов. Также за 10 месяцев текущего года телефонизирован 231 сельский населенный пункт.
При этом самое большое количество установок было произведено «Алматытелекомом» — им установлен 33061 телефон. А в конце 2007 года коллектив городского центра телекоммуникаций «Алматытелеком» взял новые обязательства: к началу 2008 года решить вопросы телефонизации по всем имеющимся на 1 декабря 2007 года заявлениям на установку телефона и сделать Алматы зоной безотказных установок. Благо, ресурс номеров, после перевода телефонной сети города на семизначную нумерацию, позволяет это сделать.
Кроме того, для более эффективного удовлетворения заявок «Казахтелеком» запустил в ноябре проект телефонизации городов и сельских районов Восточно-Казахстанской области по технологии радиодоступа (WLL) — в 2007 году планировалось подключить 9000 абонентов по области. При подключении к радиосети «Казахтелекома» абонент получает услуги международной, междугородней и местной телефонной связи и передачи данных.
Также уходящий год отмечен значительным интересом к казахстанскому рынку связи со стороны российского бизнеса. Так, стало известно о том, что созданная в конце 2006 года компания Eventis Telecom Kazakhstan приступила к тестированию центрального узла сети связи NGN в Алматы и планирует открытие филиалов и завершение строительства узлов доступа в областных центрах республики. В течение трех лет компания инвестирует около $10 млн. в местную, междугородную и международную связь, доступ в интернет и другие услуги. Напомним, что 49% в Eventis Telecom Kazakhstan принадлежит российской Eventis Telecom (которая, кстати, активно осваивает рынки СНГ: на сегодняшний день Eventis Telecom владеет двумя операторами в Кыргызстане — Saima Telecom и «Бимоком», «Саркор Телеком» — интернет-провайдер Узбекистана, Eventis Mobile —
Летом
Активизировались и отечественные компании. В середине сентября в Атырау KazTransCom, телекоммуникационный оператор Казахстана, презентовал свой новый брэнд — COM.ON, — под которым на всей территории Атырау по технологии WiMAX будут предоставляться услуги широкополосного беспроводного доступа в интернет, а также подключение фиксированной телефонной связи с выделением городского номера, междугородняя и международная связь, объединение удаленных офисов в единую сеть и другие услуги. При этом услуги могут быть предоставлены в радиусе до 15 км от центра города, подключение осуществляется в течение одного дня, а при переезде в новый офис клиенту не нужно будет создавать и оплачивать новую инфраструктуру связи.
А в ноябре компания «Нурсат» объявила о результатах тендера на поставку оборудования и построение
Так что можно надеяться, что через
Интернет-репродукция
Что до интернета, то определенные подвижки, конечно, есть, но в целом он в Казахстане продолжает оставаться
Один из важных факторов, влияющих на уровень распространенности интернета, — тарифы. После существенного снижения тарифов на широкополосный доступ в 2006 году, в 2007 они были снижены примерно еще на четверть. Нельзя не отметить и увеличившуюся маркетинговую активность «Казахтелекома» — осенью реклама услуги Megaline замелькала повсюду: на телеканалах, в прессе, интернете. Появились и новые предложения в линейке Megaline. Хочется надеяться, что эти шаги принесут более ощутимые результаты по итогам второго полугодия и года в целом. Хотя в первом полугодии 2007 года количество ADSL-абонентов «Казахтелекома» и выросло более чем в четыре раза (прирост по сравнению с аналогичным периодом 2006 года составил 326%), абсолютные цифры абонентской базы все еще скромные — 59885 абонентов. При этом число пользователей услуг коммутируемого доступа в сети национального оператора гораздо весомее — по итогам первого полугодия 2007 года оно достигло 241453 абонентов против 176680 за аналогичный период 2006 года. Таким образом, ADSL-пользователей стало больше на 45821, а пользователей коммутируемого доступа — на 64773 абонента. Т.е. новые абоненты все чаще предпочитают иметь выделенную линию. Скорее всего, по итогам года количество вновь подключенных пользователей широкополосного и коммутируемого доступа будет примерно одинаковым, а в следующем году «широкополосники» будут значительно опережать «диалапщиков» по числу подключений.
Интересна официальная оценка и ожидания. Так, в ходе Международной конференции, посвященной
Но самым важным событием в интернет-жизни Казахстана в уходящем году стало создание первого Национального центра обмена интернет-трафиком. Реализация данного проекта позволит оптимизировать затраты провайдеров и снизить тарифы на предоставление интернет-услуг конечным пользователям. Благодаря этому Центру ресурсы провайдеров будут использоваться более эффективно, их сети будут взаимодействовать друг с другом напрямую, что существенно сократит время передачи сетевых пакетов данных. Подобное взаимодействие способствует оптимизации маршрутов прохождения интернет-трафика и, как следствие, способствует разгрузке дорогостоящих международных интернет-каналов, что в конечном итоге положительно влияет на динамику развития казахстанского сегмента рынка интернет-услуг. Отметим также, что обмен казахстанским трафиком в рамках работы Центра будет производиться на бесплатной и бескомпенсационной основе. При этом затраты на создание и поддержание работы центра должны складываться из взносов компаний-участников (первичных
И, конечно, в этом году мы наблюдали продолжение инициатив, запущенных годом раньше, — того же спутника связи и парка технологий. Порадоваться, наверное, можно только за спутник KazSat — его возможности востребованы отечественными операторами, и загрузка составляет около 70%. Чего не скажешь о технопарке Alatau IT City — в нем до сих пор не запущено ни одно производство. «Молчит» и Glotur DS Multimedia, совместное предприятие казахстанского «Глотура» и сингапурской DS Multimedia, одним из первых заявившее о своем участии в парке, где планировалось построить завод по производству
Т.е. реальной потребности в парке информационных технологий как будто и нет. Возможно, стоит увеличить его участникам преференции, которые бы перевешивали элементарное неудобство расположения парка — мало кто согласен тратить на дорогу дополнительное время.
Да, в парке открыт инновационный центр Microsoft & Hewlett-Packard, проводятся
Не обошлось и без новых инициатив. В этом году стартовал новый крупный проект, призванный снизить информационное неравенство и обеспечить граждан доступными компьютерами — в рамках стартовавшего 15 ноября проекта «Ашык алем» каждый желающий может приобрести компьютер за 50 тысяч тенге. Для обеспечения высокой доступности компьютеров в областях и сельской местности их реализация осуществляется через отделения «Казпочты».
Идея хорошая, но и вопросов хватает. Например, ничего не известно о конфигурации компьютеров. Непонятно, почему пилотный проект реализуется в районах с нецелевой аудиторией — рассчитанный на малообеспеченных граждан, проект стартовал в самых успешных и богатых городах Алматы и Астане. На момент старта проекта в отделениях «Казпочты» понятия не имели ни о каких компьютерах. Да и население вряд ли знает о «национальном компьютере» — никакой информационной кампании не наблюдается, лишь в двадцатых числах декабря прошла новость о трех первых (!) покупателях.
Вспоминается фраза из анекдота — «главное — создать движение». Такое впечатление, что акцент делается именно на процессе, а не на результатах.
Музейная картина ИТ
В 2007 году продолжилось охлаждение интереса к большим отраслевым мероприятиям, а количество и масштаб более узких событий, организуемых отдельными вендорами, наоборот, растет. Это естественные процессы, характеризующие зрелость рынка, участники которого стараются сосредоточиться на максимально целевой аудитории. В то же время рынок продолжает развиваться, стремительно растет количество пользователей, и некоторый спад крупнейшей Центрально-Азиатской выставки по информационным технологиям и телекоммуникациям KITEL, ежегодно проводимой в Алматы, сменится значительным подъемом уже в
Ну, пожалуй, и все, если крупными мазками. С деталями мы продолжим знакомить вас в следующем году на традиционной ежемесячной основе. Будем ждать от нового года «картин маслом» во всех сегментах казахстанского
Комментарии