Следите за новостями

Цифра дня

10,4 млрд — количество безналичных транзакций в РК в III квартале 2024

    2007-й крупными мазками

    Взгляд на ИТ-рынок Казахстана в 2007 году.

    Уходящий год не блистал такими эпохальными событиями в ИТ-жизни Казахстана, как год предыдущий, когда был запущен первый Национальный спутник связи Kazsat и открыт Парк информационных технологий Alatau IT City. Но это не значит, что и вспомнить не о чем — в 2007-м тоже произошло много важных событий.

    Буйство мобильных красок

    Пожалуй, самым ожидаемым событием последнего времени был выход на рынок сотовой связи Казахстана нового оператора. Оператор вышел, но значимым это событие стать не смогло: начавший в феврале 2007 года работу третий казахстанский GSM-оператор «Мобайл Телеком Сервис» под брэндом NEO заявил о себе как-то сумбурно и неказисто. И хотя участники рынка ожидали появления конкурента с некоторой тревогой — ведь «Мобайл Телеком Сервис» являлся 100-процентной «дочкой» «Казахтелекома» (позже 49% в «Мобайл Телеком Сервис» были проданы миноритарному акционеру для привлечения средств на развитие оператора), а это, в свою очередь, мощный ресурс, в том числе и административный, — уже пару месяцев спустя признавались, что запуск NEO никак не повлиял на их работу.

    Тем не менее, к выходу нового игрока «старички» — компании «КаР-Тел» и «GSM Казахстан», безусловные лидеры рынка, — подготовились, представив накануне запуска NEO новые тарифные планы. При этом «GSM Казахстан» решился на довольно кардинальные шаги. Так, у консервативного K’Cell появился интересный тарифный план «Классик», на котором была отменена абонентская плата. Также абонентов ждала посекундная тарификация и скидка 15% на звонки внутри сети. Не остались без внимания и абоненты Activ: для них было введено 5 тарифных планов с посекундной тарификацией внутри сети (напомним, что раньше существовал лишь один тариф, а шаг биллинга составлял 30 секунд). В среднем снижение стоимости разговоров составило 20%.

    Что касается компании «КаР-Тел», то в начале года она запустила для абонентов Beeline услугу «SMS-настроение», позволяющую отправлять SMS-сообщения по цене 3,5 тенге, а в начале февраля произвела смену DEF-кода K-Mobile с «333» на «777» (ранее планировалось перейти на новый DEF-код лишь летом 2007 года). Вместе с этим, у абонентов K-Mobile появилась возможность подключиться на «три семерки» по одному из тарифов Beeline. Т.е.  фактически «КаР-Тел» данным шагом завершил постепенное превращение K-Mobile в Beeline, сделав последний шаг по слиянию брэндов. С этого момента у Beeline параллельно действует два кода доступа — «705» и «777». Более того, «777», как более красивый и привлекательный с маркетинговой точки зрения, стал основным в продвижении брэнда Beeline. Летом 2007 года «КаР-Тел» официально объявил об окончательном переходе на единый брэнд — Beeline — с возможностью перехода бывших «кеймобайловцев» на любые его тарифные планы.

    Что касается NEO, то, стартовав с акции, позволяющей делать звонки в любом направлении, включая дальнее зарубежье, по единому тарифу 32 тг./мин., компания заявила, что только в первую неделю работы к NEO подключилось более 5 тыс. абонентов. В планах по итогам 2007 года значилась цифра в 700 тыс. абонентов. Однако, судя по тому, что акция на звонки «32 тенге по всему миру», изначально действовавшая до 31 марта, была дважды продлена (сначала — до конца апреля, а затем — до конца мая), темпы прироста абонентской базы не оправдали ожиданий компании. К тому же абонентов смущала нестабильность связи (строительство сети только началось) и неопределенность с тарифами на звонки по окончании акции. Вокруг нового оператора образовался информационный вакуум, который отнюдь не способствовал лояльности пользователей. Удивительно, но после запуска оператора резко сократилась и его рекламная активность — в течение года о существовании NEO напоминают лишь редкие биллборды на улицах Алматы. Складывается впечатление, что запуск оператора производился в спешке, по принципу «лишь бы было». Например, обмен SMS-сообщениями с абонентами других казахстанских операторов стал возможен только осенью. Сегодня, через десять месяцев после начала работы NEO, у меня нет ни одного знакомого, пользующегося услугами этого оператора.

    Между тем, к концу 2007 года уровень проникновения мобильной связи в Казахстане составляет уже около 80%: примерно по 6 млн. абонентов имеют компании «КаР-Тел» (Beeline) и «GSM Казахстан» (K’Cell и Activ), работающие в GSM-стандарте, и около 800 тыс. в активе CDMA-оператора «Алтел» (Dalacom и Pathword) и «Мобайл Телеком Сервис» (NEO), также работающего в GSM-стандарте. Прирост абонентской базы в этом году осуществлялся за счет регионов, компании активно охватывают связью сельскую местность. Эта тенденция сохранится и в следующем году, по итогам которого уровень проникновения может достичь примерно 90% — период бурного роста уже позади, теперь операторы, закончив строительство сетей, наращивают сервисы, чтобы увеличить доход с абонента.

    И, скорее всего, доля мобильной связи в структуре доходов телекоммуникационной отрасли еще долго будет продолжать доминировать: так, по итогам одиннадцати месяцев 2007 года, на услуги мобильной связи было потрачено 168 млрд. тенге, или 52,1%  от всего рынка связи. При этом в сравнении с аналогичным периодом 2006 года объем услуг мобильной связи вырос на 46,7%.

    Телеком-палитра

    Что касается телекоммуникационного рынка в целом, то с января по ноябрь 2007 года отрасль заработала 322,6 млрд. тенге, показав по сравнению с этим же периодом прошлого года рост в 33,5%  (как видим, сектор мобильной связи растет с опережением рынка). Также отметим, что за весь 2006 год предприятиями связи Казахстана было оказано услуг на сумму 274,2 млрд. тенге (на 20,4%  больше, чем в 2005 году).

    Но, несмотря на доминирующее положение мобильной связи, остальной рынок тоже активно развивается. Так, за 11 месяцев 2007 г. по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. количество установок стационарных телефонов увеличилось на 28% — «Казахтелекомом» было установлено 277 тыс. телефонных аппаратов. Также за 10 месяцев текущего года телефонизирован 231 сельский населенный пункт.

    При этом самое большое количество установок было произведено «Алматытелекомом» — им установлен 33061 телефон. А в конце 2007 года коллектив городского центра телекоммуникаций «Алматытелеком» взял новые обязательства: к началу 2008 года решить вопросы телефонизации по всем имеющимся на 1 декабря 2007 года заявлениям на установку телефона и сделать Алматы зоной безотказных установок. Благо, ресурс номеров, после перевода телефонной сети города на семизначную нумерацию, позволяет это сделать.

    Кроме того, для более эффективного удовлетворения заявок «Казахтелеком» запустил в ноябре проект телефонизации городов и сельских районов Восточно-Казахстанской области по технологии радиодоступа (WLL) — в 2007 году планировалось подключить 9000 абонентов по области. При подключении к радиосети «Казахтелекома» абонент получает услуги международной, междугородней и местной телефонной связи и передачи данных.

    Также уходящий год отмечен значительным интересом к казахстанскому рынку связи со стороны российского бизнеса. Так, стало известно о том, что созданная в конце 2006 года компания Eventis Telecom Kazakhstan приступила к тестированию центрального узла сети связи NGN в Алматы и планирует открытие филиалов и завершение строительства узлов доступа в областных центрах республики. В течение трех лет компания инвестирует около $10 млн. в местную, междугородную и международную связь, доступ в интернет и другие услуги. Напомним, что 49% в Eventis Telecom Kazakhstan принадлежит российской Eventis Telecom (которая, кстати, активно осваивает рынки СНГ: на сегодняшний день Eventis Telecom владеет двумя операторами в Кыргызстане — Saima Telecom и «Бимоком», «Саркор Телеком» — интернет-провайдер Узбекистана, Eventis Mobile — GSM-оператор Молдовы), а 51% — местным партнерам.

    Летом 2007-го в Казахстане появилась одноименная «дочка» другого российского игрока — «Сумма Телеком». 19 декабря стало известно о получении казахстанской «дочкой» частотного ресурса в диапазоне 2,5–2,7 ГГц в 7 областях Казахстана и ожидается ведомственное согласование для получения WiMAX-частот в остальных областях республики. Помимо WiMAX-частот, в активе у оператора имеются разрешения на использование местных и междугородных телефонных линий, передачу данных и доступ в интернет, а также лицензия на IP-телефонию на всей территории Казахстана. Однако представители компании пока не раскрывают планов относительно строительства WiMAX-сетей.

    Активизировались и отечественные компании. В середине сентября в Атырау KazTransCom, телекоммуникационный оператор Казахстана, презентовал свой новый брэнд — COM.ON, — под которым на всей территории Атырау по технологии WiMAX будут предоставляться услуги широкополосного беспроводного доступа в интернет, а также подключение фиксированной телефонной связи с выделением городского номера, междугородняя и международная связь, объединение удаленных офисов в единую сеть и другие услуги. При этом услуги могут быть предоставлены в радиусе до 15 км от центра города, подключение осуществляется в течение одного дня, а при переезде в новый офис клиенту не нужно будет создавать и оплачивать новую инфраструктуру связи.

    А в ноябре компания «Нурсат» объявила о результатах тендера на поставку оборудования и построение NGN-сети  — победителем стал «Эквант», российское подразделение Orange Business Services. Стоимость первой стадии проекта оценивается в $1,5 млн. Одним из наиболее масштабных аналогичных проектов для «Экванта» явилось построение собственной IP MPLS-сети нового поколения в России с целью выхода на рынок дальней связи. Стоимость проекта построения собственной IP MPLS-сети составила $200 млн.

    Так что можно надеяться, что через год-два в структуре доходов отрасли телекоммуникаций, помимо мобильной связи, появятся и другие сильные сегменты.

    Интернет-репродукция

    Что до интернета, то определенные подвижки, конечно, есть, но в целом он в Казахстане продолжает оставаться каким-то неживым, ненастоящим. Пока же идет активное превращение из черно-белой репродукции в цветную.

    Один из важных факторов, влияющих на уровень распространенности интернета, — тарифы. После существенного снижения тарифов на широкополосный доступ в 2006 году, в 2007 они были снижены примерно еще на четверть. Нельзя не отметить и увеличившуюся маркетинговую активность «Казахтелекома» — осенью реклама услуги Megaline замелькала повсюду: на телеканалах, в прессе, интернете. Появились и новые предложения в линейке Megaline. Хочется надеяться, что эти шаги принесут более ощутимые результаты по итогам второго полугодия и года в целом. Хотя в первом полугодии 2007 года количество ADSL-абонентов «Казахтелекома» и выросло более чем в четыре раза (прирост по сравнению с аналогичным периодом 2006 года составил 326%), абсолютные цифры абонентской базы все еще скромные — 59885 абонентов. При этом число пользователей услуг коммутируемого доступа в сети национального оператора гораздо весомее — по итогам первого полугодия 2007 года оно достигло 241453 абонентов против 176680 за аналогичный период 2006 года. Таким образом, ADSL-пользователей стало больше на 45821, а пользователей коммутируемого доступа — на 64773 абонента. Т.е.  новые абоненты все чаще предпочитают иметь выделенную линию. Скорее всего, по итогам года количество вновь подключенных пользователей широкополосного и коммутируемого доступа будет примерно одинаковым, а в следующем году «широкополосники» будут значительно опережать «диалапщиков» по числу подключений.

    Интересна официальная оценка и ожидания. Так, в ходе Международной конференции, посвященной 10-летию принятия Стратегии развития Казахстана до 2030 года, прошедшей 12 октября 2007 года, президент РК Нурсултан Назарбаев озвучил следующие цифры: к концу 2007 года количество интернет-пользователей в Казахстане составит 1,8 млн. человек, а к 2010 году их число увеличится до 3,5 млн. Мне ситуация видится несколько иначе: текущая оценка представляется завышенной, сейчас в Казахстане 1–1,2 млн. пользователей, а вот долгосрочный прогноз, наоборот, скорее всего, занижен — я думаю, к 2010 году можно ожидать появления 4,5–5 млн. пользователей.

    Но самым важным событием в интернет-жизни Казахстана в уходящем году стало создание первого Национального центра обмена интернет-трафиком. Реализация данного проекта позволит оптимизировать затраты провайдеров и снизить тарифы на предоставление интернет-услуг конечным пользователям. Благодаря этому Центру ресурсы провайдеров будут использоваться более эффективно, их сети будут взаимодействовать друг с другом напрямую, что существенно сократит время передачи сетевых пакетов данных. Подобное взаимодействие способствует оптимизации маршрутов прохождения интернет-трафика и, как следствие, способствует разгрузке дорогостоящих международных интернет-каналов, что в конечном итоге положительно влияет на динамику развития казахстанского сегмента рынка интернет-услуг. Отметим также, что обмен казахстанским трафиком в рамках работы Центра будет производиться на бесплатной и бескомпенсационной основе. При этом затраты на создание и поддержание работы центра должны складываться из взносов компаний-участников (первичных ISP-провайдеров).

    Из-под кисти госпроектов

    И, конечно, в этом году мы наблюдали продолжение инициатив, запущенных годом раньше, — того же спутника связи и парка технологий. Порадоваться, наверное, можно только за спутник KazSat — его возможности востребованы отечественными операторами, и загрузка составляет около 70%. Чего не скажешь о технопарке Alatau IT City — в нем до сих пор не запущено ни одно производство. «Молчит» и Glotur DS Multimedia, совместное предприятие казахстанского «Глотура» и сингапурской DS Multimedia, одним из первых заявившее о своем участии в парке, где планировалось построить завод по производству TFT-мониторов и плазменных телевизоров под казахстанскими брэндами.

    Т.е.  реальной потребности в парке информационных технологий как будто и нет. Возможно, стоит увеличить его участникам преференции, которые бы перевешивали элементарное неудобство расположения парка — мало кто согласен тратить на дорогу дополнительное время.

    Да, в парке открыт инновационный центр Microsoft & Hewlett-Packard, проводятся какие-то курсы и тренинги — но, согласитесь, это все не то. Там нет главного — производства и разработок. За более чем год работы парка стало известно только об одном случае выпуска продукции — в июле компания S2 Research&Engineering, офис которой располагается в Alatau IT City, объявила о выпуске программного пакета ALFEM 1.1 для инженеров-проектировщиков.

    Не обошлось и без новых инициатив. В этом году стартовал новый крупный проект, призванный снизить информационное неравенство и обеспечить граждан доступными компьютерами — в рамках стартовавшего 15 ноября проекта «Ашык алем» каждый желающий может приобрести компьютер за 50 тысяч тенге. Для обеспечения высокой доступности компьютеров в областях и сельской местности их реализация осуществляется через отделения «Казпочты».

    Идея хорошая, но и вопросов хватает. Например, ничего не известно о конфигурации компьютеров. Непонятно, почему пилотный проект реализуется в районах с нецелевой аудиторией — рассчитанный на малообеспеченных граждан, проект стартовал в самых успешных и богатых городах Алматы и Астане. На момент старта проекта в отделениях «Казпочты» понятия не имели ни о каких компьютерах. Да и население вряд ли знает о «национальном компьютере» — никакой информационной кампании не наблюдается, лишь в двадцатых числах декабря прошла новость о трех первых (!) покупателях.

    Вспоминается фраза из анекдота — «главное — создать движение». Такое впечатление, что акцент делается именно на процессе, а не на результатах.

    Музейная картина ИТ

    Какие-то значимые события на компьютерном рынке в уходящем 2007 выделить довольно сложно. По большому счету, все как всегда. Рынок ИТ в целом продолжает стабильно развиваться, сохраняя темпы роста около 25–30% в год. При этом емкость рынка остается загадкой. Интересную точку зрения по этому поводу высказал Тахир Такабаев в своей статье «Розница рознице — рознь».

    В 2007 году продолжилось охлаждение интереса к большим отраслевым мероприятиям, а количество и масштаб более узких событий, организуемых отдельными вендорами, наоборот, растет. Это естественные процессы, характеризующие зрелость рынка, участники которого стараются сосредоточиться на максимально целевой аудитории. В то же время рынок продолжает развиваться, стремительно растет количество пользователей, и некоторый спад крупнейшей Центрально-Азиатской выставки по информационным технологиям и телекоммуникациям KITEL, ежегодно проводимой в Алматы, сменится значительным подъемом уже в 2008–2009 году — у компаний появится за кого конкурировать, а KITEL остается единственной масштабной выставочной площадкой, объединяющей всю ИТ-отрасль.

    Ну, пожалуй, и все, если крупными мазками. С деталями мы продолжим знакомить вас в следующем году на традиционной ежемесячной основе. Будем ждать от нового года «картин маслом» во всех сегментах казахстанского ИТ-рынка, и — выпьем за ИТ!

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии