Следите за новостями

Цифра дня

10,4 млрд — количество безналичных транзакций в РК в III квартале 2024

    Кому это надо?

    Для кого нужно внедрение электронного правительства в Казахстане.

    22 декабря 2007 10:19, Алексей Храмков, Литер
    Рубрики: Общество

    Расходы на внедрение электронного правительства велики, но оправданны.

    Исследовав проблему внедрения электронного правительства и последствий этого процесса, удалось выяснить, что это проект дорогой. И он требует капиталовложений не только в компьютеризацию правительственных структур и обучение государственных служащих. Значительно большие средства нужны на построение отделенной правительственной сети, создание информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, просветительскую и агитационную деятельность, внедрение учебных курсов в школах, высших учебных заведениях, центрах занятости, клубах и других учреждениях, чтобы охватить все слои населения, обеспечить им равные возможности использования сервисов электронного правительства. Также затрат потребует подготовка кадров, разработка специализированного программного обеспечения, поддержание структуры в надлежащем состоянии, обеспечение безопасности сетей, разработка нормативно-правовой базы.

    Насколько бы эффективно ни удалось решить финансовый вопрос за счет частного капитала, определенную долю все же придется обеспечивать за счет бюджета. То есть за счет денег налогоплательщиков, точнее — перераспределив бюджетные расходы и направив деньги на обеспечение потребностей электронного правительства. Прежде чем решиться на такие расходы, следует оценить, насколько выгодным будет вложение. Так почему внедрение электронного правительства выгодно для вас?

    Если у вас собственный бизнес, сколько вы тратите на взятки для налоговой? Сколько времени вы тратите на неэлектронные отчеты в налоговую? Сколько раз вам приходилось начинать процедуру сначала из-за отсутствия или истечения срока действия одной бумажки? Сколько раз вы теряли деньги из-за того, что не успели своевременно оформить лицензию, разрешение, сопроводительные документы? Сколько раз вы подводили партнеров из-за бюрократической волокиты? А они вас? Скольких клиентов вы потеряли, не сумев удовлетворить их требования из-за слишком сложных бюрократических процедур? А сколько зарубежных клиентов или партнеров отказались от сотрудничества с вами, будучи не в состоянии вникнуть в причины задержек и сложностей? От скольких выгодных проектов вам пришлось отказаться, так как слишком долго, сложно и дорого добиваться разрешения на их воплощение в жизнь? Как часто вам приходилось поступаться собственными интересами из-за невозможности защитить их в суде (долго, дорого и, возможно, нечестно)? Сколько раз вы и ваши деньги, ваше дело зависели от милости секретарши или клерка? Как часто ваши данные или документы терялись где-то внутри государственной машины или искажались фамилии, названия, адреса? Сколько раз вы наталкивались на «а я ничего об этом не знаю» от чиновника, когда старались объяснить, что нужные документы уже представлены, другое ведомство уже дало разрешение и т.п.? Сколько еще вы можете назвать ситуаций, когда ваши интересы страдали из-за несовершенства государственных процедур — то ли обслуживания вас, то ли взаимодействия между отдельными органами?

    Не считаете ли вы, что все эти деньги, все это время (опять-таки, стоящее денег) достойны определенных затрат? Вы не согласны, чтобы автоматизация процессов ликвидировала посредника между вами и законом в виде клерка или секретарши? А общий доступ разных органов власти к информационным ресурсам разомкнул замкнутый круг заполнения, возобновления, подтверждения и визирования документов? И возможность подтверждения заявлений, запросов, отчетов и других документов цифровой подписью, а значит — можно заполнять и отсылать все бумаги в электронном виде, не обращая внимания на обеденные перерывы, выходные, праздники и очереди? А также чтобы вы имели возможность в любой момент узнать детально обо всех правилах, ограничениях, процедурах, законах, подзаконных актах, изменениях к ним, нужных вам для бизнеса вообще или для следующей сделки? И при том это еще далеко не все возможности, которые способно предоставить электронное правительство.

    Если вы социально активная личность, сколько часов работы и отдыха вы потеряли, отстаивая очереди в официальных учреждениях, чтобы решить очередную проблему (перманентное отключение воды, снятый асфальт, отсутствие озеленения, парковка под окнами или даже элементарная замена удостоверения, регистрация по месту жительства и т.п.)? Сколько нервов вы израсходовали, грозя жалобами в разные инстанции, зная, что эти жалобы исчезнут в болоте бюрократии? Сколько времени вы потратили на поиски нужных телефонов или адресов официальных учреждений, руководителей, ответственных лиц, чтобы связаться с ними непосредственно? И вы будете против, чтобы часть ваших налогов израсходовали на обеспечение вам возможности легко и в любое время связываться с нужным государственным служащим для защиты своих интересов как гражданина? Притом с переведением нормативно-правовой базы в электронный вид вы получите доступ ко всем распоряжениям, постановлениям и законам, чтобы отстаивать свои права, опираясь на конкретные факты нарушений.

    Если компьютеры и интернет — это не для вас, и вы привыкли к очередям и не доверяете ничему, что не проверили лично. Конечно, вас никто не будет принуждать изучать компьютерную грамоту и напрягать глаза перед монитором. Но вспомните, из кого состоят очереди, в которых вы сидите целыми днями — и в которых остальные также вынуждены сидеть, так как до сих пор не имели другого выхода. Но, имея возможность воспользоваться услугами электронного правительства, они обязательно ими воспользуются. Те, кто могут позволить себе компьютер и интернет дома, будут связываться с правительственными службами из дома. Те, кто имеет доступ к интернету на работе, также выберут возможность решить свои дела во время обеденного перерыва или по окончании рабочего дня со своего рабочего места. Еще определенный процент граждан пойдет в интернет-кафе, чтобы, заплатив 100–200 тенге, избежать очереди в официальном учреждении — и освободить очередь от себя. При распространении интернет-киосков процент «электронных граждан» еще более увеличится. В результате вы получите практически свободный доступ к приемным и службам государственных органов.

    Просто для каждого гражданина. Если главное ваше опасение — остаться в результате лицом к лицу с бездушной машиной, и вы переживаете, что электронное правительство превратится в закрытую структуру, пробиться к которой «в живую» нереально и доверить которой свою судьбу невозможно, вы напрасно волнуетесь. Главное преимущество электронного правительства — его ориентированность на гражданина, на клиента. Электронное правительство, наконец, ставит государство, его органы и служащих на место — то место, которое и отводится им в модели гражданского общества. Взаимное доверие людей и власти, увеличивающееся вследствие контактов через Сеть, в самом деле не имеет смысла. Поскольку электронное правительство превращает власть в отлаженную машину в прозрачном кожухе по выполнению определенных функций, которая стоит посреди виртуальной Агоры, где, собственно, и происходит общественное и политическое взаимодействие — между людьми. Между ними же увеличивается и доверие.

    Электронное правительство превращает в машину собственно правительство, а вас как раз превращает из рядового винтика в человека и гражданина, в личность, которая решает свои дела или в электронном, или в привычном офф-лайновом режиме.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии