Результаты опроса городского населения Казахстана, проведенного в декабре 2006 года, об использовании IP-телефонии и предоплаченных карт.
Рынок IP-телефонии — один из телекоммуникационных рынков, уже несколько лет привлекающих внимание телеком-операторов Казахстана. На рынке работает множество компаний, предлагающих подключиться к услуге IP-телефонии, при этом часть из них ориентируется на работу с юридическими лицами, которые обеспечивают основной вклад в общий объем рынка IP-телефонии. Однако в данной статье мы не будем касаться корпоративного сегмента рынка и сделаем акцент на рынок IP-телефонии для физических лиц, на котором достаточно успешно работают некоторые казахстанские провайдеры.
Несмотря на потенциальную привлекательность услуги для населения и ее способность значительно снизить расходы на связь, в частности, международную, доля пользователей данной услуги невелика даже в городах, где эта услуга предоставляется. Так в целом по Казахстану количество телефонизированных семей, использующих услугу IP-телефонии, примерно в 6 раз меньше, чем семей, использующих международную фиксированную связь с домашнего телефона. Услуга IP-телефонии через предоплаченные карты неодинаково используется в разных регионах нашей республики. Больше всего IP-телефония посредством предоплаченных карт распространена в Центральном макрорегионе Казахстана, который объединяет города Акмолинской и Карагандинской области; Алматы и Алматинскую область. Меньше всего IP-телефония распространена среди семей Восточного макрорегиона, который объединяет города Восточно-Казахстанской области.
При этом потенциальный круг пользователей услугой IP-телефонии значительно шире. Если рассматривать IP-телефонию в первую очередь как замену международной связи, то можно обнаружить, что потенциальным пользователем IP-телефонии является практически каждая вторая семья городов Казахстана. Ведь у 45% городских семей Казахстана есть близкие люди или друзья, знакомые, живущие в других странах СНГ, с которыми они хотели бы поддерживать постоянную связь. 16% семей хотело бы общаться с близкими людьми или друзьями, живущими в странах дальнего зарубежья. При этом от 16 до 19% семей, заинтересованных в общении со своими зарубежными друзьями и родственниками, не имеют домашнего телефона, поэтому звонки с помощью предоплаченных карт, которые можно делать с любого городского телефона, выглядят для них еще более привлекательной возможностью для общения.
В ряде случаев предлагаемые операторами IP-телефонии тарифы для звонков на сотовые телефоны с городских телефонов выгоднее, чем обычный тариф для звонков с домашнего телефона. Поэтому в качестве потенциальных пользователей IP-телефонии также могут рассматриваться семьи, заинтересованные в звонках на сотовые телефоны с домашнего. Таких семей в Казахстане немало, гораздо больше, чем домохозяйств, заинтересованных в использовании международной связи (которые традиционно рассматриваются как основная аудитория для продвижения услуги IP-телефонии). Практически 70% городских семей отметили, что у них есть родственники или знакомые, с которыми они хотели бы общаться посредством звонков на их сотовые телефоны с домашнего телефона.
Как мы уже упоминали, тарифы на международную связь и звонки на сотовые телефоны с помощью IP-телефонии обычно ниже, чем у традиционных операторов.
Учитывая, что фактор цены является важнейшим фактором выбора товаров и услуг в нашем обществе (с учетом невысокой платежеспособности большой части населения), неудивительно, что основным мотивом использования IP-телефонии среди населения является мотив экономии. Как показывают результаты исследования, большую часть реальных или потенциальных пользователей IP-телефонии привлекает возможность сэкономить на услугах связи (48%). Вторая по популярности причина привлекательности IP-телефонии — это возможность больше разговаривать, оставаясь в пределах текущих затрат на услуги связи.
Причины привлекательности IP-телефонии для пользователей-физических лиц (в % от респондентов, считающих услугу привлекательной):
48% — Желание сэкономить на звонках на сотовые телефоны или в другие страны.
27% — Желание больше звонить на сотовые телефоны или в другие страны, но оставаться в пределах текущей суммы.
19% — Затруднились ответить.
7% — Желание значительно больше звонить на сотовые телефоны или в другие страны на несколько большую сумму, чем сейчас.
Наиболее популярными предоплаченными картами на рынке населения являются I-card (Nursat), второе место занимают карты Tarlan («Казахтелеком»). В пятерку наиболее используемых предоплаченных карт на территории городов РК также входят карты «Люкс Телеком», Ducat, «8-ка».
Если говорить о портрете пользователей предоплаченными картами, то можно отметить, что использование этого вида связи более характерно для лиц в возрасте 20–34 лет, с высшим образованием, различного пола и национальности.
Для написания статьи использовались результаты опроса городского населения Казахстана, проведенного компанией ICT-Marketing в декабре 2006 года.
Сравнительная таблица отдельных тарифов на международную связь и звонки на сотовые для населения у компании «Казахтелеком» и некоторых операторов IP-телефонии (Стоимость за 1 минуту соединения, тенге (с НДС)):
|
Звонки с домашнего телефона через «Казахтелеком» (через 8-ку и 10-ку) |
Предоплаченные карты IP-телефония I-card+ |
Предоплаченные карты IP-телефонии Ducat |
Москва |
52,44 |
18,6 |
21,8 |
Россия (за искл. Москвы и Санкт-Петербурга) |
52,44 |
31-37,2 |
29,7 |
СНГ |
45,03-52,44 |
31-54,3 |
41,6 |
Германия |
100,32 |
34,1 |
37,6 |
Мобильные операторы Казахстана |
41,19 |
35,65 |
35,68 |
Комментарии