Неагрессивный холдинг
Интервью с председателем совета директоров «Мобайл Телеком-Сервис» Аскаром Достияровым о стратегии компании и перспективах отрасли связи.
Третьего
— У МТС амбициозные планы: к 2011 году завоевать около 25% рынка. Компания делает ставку в первую очередь на проникновение сотовой связи или агрессивный отбор уже существующих абонентов у конкурентов?
—
— Получается, что МТС взял курс на поэтапное вхождение на рынок. Агрессивного маркетинга от вас не стоит ожидать?
— Мы уже говорили о том, что намерены завоевать 25% рынка, но для нас важно получить абонента, который осознанно выбрал NEO, а не абонента «любой ценой». То есть МТС входит на рынок поэтапно, давая возможность населению оценить новую связь. Мы считаем, что поэтапное вхождение на рынок дает нам больше возможности узнать потребности абонентов и, соответственно, разрабатывать и предлагать отвечающие их требованиям услуги. Кроме того, поэтапное вхождение дает нам возможность качественно развивать нашу инфраструктуру, ведь население хочет пользоваться качественной связью. Хотелось бы напомнить, что с момента получения «Казахтелекомом»
— В частных компаниях, в отличие от государственных или полугосударственных структур, практикуют опционные схемы:
— Опционы, безусловно, сильный мотивирующий инструмент. Люди становятся более нацеленными на достижение высоких результатов. Однако это далеко не единственное средство мотивации менеджмента. Опционы хороши, когда у акционеров есть определенные цели, достижение которых зависит только от управленческих навыков менеджеров. Для этого должны быть определенные условия — высокая конкуренция, низкий потенциал для роста рынка, потребность в прорывных проектах.
В случае, когда новая компания выходит на быстрорастущий сегмент рынка, а рост обусловлен внешними факторами, то есть залогом успеха деятельности компании являются рыночные предпосылки, акционеры должны мотивировать менеджмент, исходя из этих факторов. В таких случаях опционная схема не является выгодной для акционеров.
Однако, когда успех новой компании определяется новаторскими идеями менеджмента и способностью их внедрять, система мотивации путем предоставления опционов может оказаться наиболее эффективной, соответственно, способствует достижению высоких финансово-экономических результатов.
— Когда нужно добиться синергии между предприятиями, руководители рассматривают разные схемы взаимоотношений. К примеру, предприятия могут выступать миноритариями в родственных компаниях, таким образом, перекрестное владение акциями рождает взаимный интерес к успеху каждой структуры, входящей в группу. Что будет поддерживать синергию МТС с «Казахтелекомом» и другими предприятиями холдинга?
— Как член совета директоров АО «Казахтелеком» хочу отметить, что политика акционеров компании фокусировалась на том, чтобы избежать дублирования тех или иных услуг, внутренней конкуренции, но при этом присутствовать во всех сегментах телекоммуникационного рынка. Это и мобильное телевидение, и связь GSM, и связь CDMA, и услуги интернета, и услуги фиксированной связи, и т.д. Сейчас разрабатывается единая стратегия развития, которая позволит предоставлять максимально широкий спектр услуг без внутренней конкуренции и, более того, предлагать населению услуги, которые возможны только в условиях синергического эффекта. К примеру, МТС совместно с дирекцией корпоративных продаж разрабатывает пакет совместных услуг: более привлекательные тарифы для звонков с корпоративных фиксированных номеров на корпоративные сотовые номера. Мы надеемся, что это будет способствовать привлечению новых клиентов и, соответственно, увеличивать объемы продаж. Это всего лишь один из образцов того, как могут выигрывать сразу три стороны: две партнерские компании и их клиент.
— То есть ваша синергия будет выражаться в комплексном обслуживании клиентов?
— Абсолютно верно. При этом у каждой компании холдинга есть своя рыночная ниша, но в совокупности все они будут давать возможность холдингу предоставлять взаимовыгодные услуги населению. Допустим, мобильная
— Сейчас бытует мнение, что настало время мелким компаниям использовать свои сильные стороны — они более гибки, а это дает возможность быстрее внедрять технологические новации, которые стремительно сменяют друг друга. У холдингов
— Это не совсем так. Как для мелких, так и для крупных игроков рынка очень важно стараться держать руку на пульсе и своевременно реагировать на изменения рыночных тенденций. Появление третьего
Однако планы «Казахтелекома» в отношении проекта NEO прежде всего направлены на развитие принципиально новых для страны технологий.
В апреле этого года «Казахтелеком» презентовал проект NGN (сеть следующего поколения), то есть вплотную подошел к масштабному развитию
— Подобного рода холдингам не будет ли в итоге тесно в рамках экономики страны?
— Телекоммуникационный рынок очень емкий с точки зрения предоставления услуг, качества услуг и услуг, имеющих добавленную стоимость. Его нельзя рассматривать в рамках одной страны. На сегодняшний день телекоммуникационный рынок является проводником новых технологий, в том числе для смежных отраслей. С каждым годом технологии обновляются, спектр услуг расширяется, соответственно, простора для деятельности и роста достаточно.
При этом я согласен с тем, что, когда компании достигают стадии зрелости (думаю, это очевидно в отношении «Казахтелекома»), им необходимо расти дальше путем проведения политики региональной экспансии.
Досье
C сентября 2006 года Аскар Достияров занимает должность председателя совета директоров компании «Мобайл Телеком-Сервис». Является членом совета директоров АО «Казахтелеком». В компании «Меридиан Капитал» занимает позицию управляющего директора и отвечает за сделки по слияниям и поглощениям, курирует ряд инвестиционных проектов. Прежде занимал управленческие позиции в различных инвестиционных компаниях, включая «Казкоммерц Секьюритиз», «Визор» и «Морган Стэнли». С отличием окончил программу MBA (магистр делового администрирования в финансах) университета Дж. Вашингтона (США) и Казахский государственный университет им.
Комментарии