Фаиль Машиков, Stepmag.kz: об особенностях регионального интернет-магазина
Интервью с директором степногорского интернет-магазина Stepmag.kz Фаилем Машиковым о создании и развитии регионального ИМ.
Все больше в жизнь степногорцев входят информационные технологии. Большинство степногорцев так или иначе соприкасаются с интернетом: социальные сети и электронная почта, разного рода сервисы, например, YouTube, и многое другое. Не так давно в Степногорске появился интернет-магазин продуктов питания — Stepmag.kz. Об особенностях работы регионального интернет-магазина в интервью Profit.kz рассказал директор Stepmag.kz — Машиков Фаиль Мингалиевич.
— Фаиль, как появилась идея создания интернет-магазина?
— Я довольно давно пользуюсь интернет-аукционом eBay и понятие об интернет-магазинах у меня было. И как-то лежа на диване, я подумал: а почему бы не открыть интернет-магазин продуктов питания у нас в городе. Тем более, что есть база, обычный магазин. У меня есть друг, который мог бы реализовать этот проект, создать сайт. А потом мы нашли подобные магазины в больших городах.
— У нас город довольно небольшой. Не пугает вас ограниченность потенциальных клиентов?
— На данный момент, проработав месяц, мы сами искусственно сдерживаем рост, т.е. не расширяем ассортимент, не даем массированную рекламу. Это делается для того, чтобы посмотреть результат, изучаем работу. Причина состоит в том, что любой наш продовольственный магазин в Степногорске работает при максимальной наценке в 15%. Это та наценка, которая позволяет быть рентабельным, чтобы не умереть. Была мысль в интернет-магазине «задрать» цены, чтобы быть более рентабельным. Но учитывая, что в нашем городе все магазины находятся в шаговой доступности, решили отказаться от этого. На сегодняшний день мы можем без каких-либо проблем, без каких-то финансовых потерь, просто остановить этот проект.
— Существует мнение, зачастую оправданное, что цены в интернет-магазине должны быть ниже, чем в обычном. Как вы к этому относитесь?
— Вполне возможно. Но чтобы это было, нужны заказы, достаточно большой объем. Мы, учитывая ограничение по нашему локальному рынку, этого себе позволить пока не можем. Чтобы быть более-менее рентабельными, нам необходимо обрабатывать порядка 7-10 заказов в день. Это позволит нам получать какой-то доход. На данный момент за месяц работы у нас набралось 65 заказов, это около 2 заявок в день.
— Насколько успешен, на ваш взгляд, старт?
— Пока мы довольны тем, что у нас получается. Как я уже говорил — мы пока присматриваемся к тому, что получается в данном направлении. Можно сказать, что без особых вложений получить почти два заказа в день, — для нас это неплохо.
— Большинство людей любят, что называется «пощупать» товар, оценить его качество. Кто у вас отвечает за качество доставляемого товара?
— Сталкиваемся с этим. Можно сказать, что почти все наши заказы — это проба. Но в то же время можно говорить и о том, что у нас появились постоянные покупатели, которые берут у нас продукты через интернет. Кто-то раз в две недели, а есть и те, кто берет раз в неделю.
— Собираетесь ли вы расширять свой ассортимент? Например, добавить непродуктовые позиции.
— Вновь повторюсь, что пока мы искусственно сдерживаем рост. Но уже начинаем понимать, что нам есть куда расти. Так, стоит отметить, что у нас в городе нет ни одного супермаркета, не говоря уже о гипермаркетах. Но его вполне можно построить на базе интернет-магазина. Вполне возможно, что мы вложим деньги в постройку большого склада и в большой перечень товаров, не только продуктов питания, но и, например, в товары хозяйственного назначения, промышленные. Все это возможно, главное вложить средства и силы.
— Пока вы принимаете только оплату наличными курьеру. Будете ли вы расширять способы оплаты, например, онлайн?
— Да, мы думаем над этим. Например, недавно с нами связался мужчина, который проживает в Томске. Он хотел сделать заказ на доставку продуктов своей маме, у которой ограничены возможности передвижения. Мы столкнулись с тем, что сделать простой перевод из России к нам сюда довольно сложно, хотя и возможно. И сейчас рассматриваем различные варианты. Думаю, что для многих это было бы проще. С другой стороны, сами понимаете, что некоторым людям хочется сначала увидеть товар, а потом уже оплатить. Да и весовой товар сложно рассчитать для предварительной оплаты.
— Каков средний чек при покупке через онлайн-магазин?
— Средний чек — где-то около 5000 тенге. Мы специально ввели небольшую сумму стоимости доставки при сумме покупки до 5000 тенге. Но, тем не менее, люди стараются сэкономить на доставке и купить чуть больше товаров, чтобы получить бесплатную доставку, — что, на мой взгляд, разумно. Ведь эти товары потом останутся у покупателя.
— Бывали ли у вас так называемые «тестовые» заказы? Когда делается заказ просто, чтобы проверить работу магазина, без оплаты.
— Нет, в нашей практике пока такого не было. Хотя я предполагал, что мы можем вполне с этим столкнуться, например, баловство детей или что-то еще. Да и сложно это сделать у нас в Степногорске. Город небольшой и узнать кто сделал такой заказ довольно просто. Обычно у нас покупают на пробу. В этом случае стоимость составляет около 1500-2000 тенге. Недавно доставляли одной такой женщине, которая хотела проверить, не «лохотрон» ли это. Но получив свои продукты, написала у нас на накладной, что переходит в разряд наших постоянных клиентов.
— Какой вы видите перспективу развития своего магазина?
— Хотя мы думаем, что у нас хорошие перспективы, все же не рассчитываем на большие объемы, так как Степногорск — маленький город. Если говорить о близлежащих поселках, то тут встает вопрос стоимости доставки заказов. Она может получиться непомерно высокой.
— Если говорить о доставке, то у вас на сайте есть выбор: собственно доставка курьером и самовывоз. Что предпочитают горожане?
— Пока все клиенты выбирали доставку курьером и ни один не выразил желание осуществить самовывоз.
— Опишите, каковы, на ваш взгляд, плюсы и минусы интернет-торговли в Степногорске.
— Для нас плюс на данный момент состоит в том, что мы начали работу без особых капиталовложений. И если что-то пойдет не так, то мы без особых потерь можем закрыться. С другой стороны, у нас есть уже кое-какой опыт, который дает нам право надеяться, что все будет хорошо. Сегодня интернет все более прочно входит в жизнь жителей даже таких небольших городов, как наш. И всегда будут те, кто будет предпочитать интернет-магазины обычным. Например, мы видим среди своих клиентов пенсионеров, которым трудно спускаться с высоких этажей. Или молодых мам, которым просто трудно вырваться, оставив ребенка одного. А так, зашел на сайт, сделал заказ и через какое-то время его привезли. Кроме этого, клиент у себя дома еще при получении может тщательно проверить товар по срокам годности, внешнему состоянию, защищен от обсчета и недовеса, т.к. с получением товара на руки получает накладную с полными данными по весу и цене.
— Какой бы вы дали совет тому, кто только задумал открытие интернет-магазина?
— Да, наверное, ничего бы не сказал. Времени прошло еще довольно мало.