Глухой телефон вне зоны доступа
В Павлодарской области из-за установленных в колониях «глушилок» вне зоны доступа оказалась не столько мобильная связь за колючей проволокой, сколько сотовые телефоны совсем невиновных граждан.
В ушедшем году руководство пяти павлодарских исправительных учреждений подало в суд на поставщика так называемых «глушилок» сотовой связи. Вне зоны доступа оказалась не столько мобильная связь за колючей проволокой, сколько сотовые телефоны совсем невиновных граждан — в микрорайонах города и нескольких предприятиях промзоны поблизости от тюрем.
Больше месяца в Павлодаре обычным делом стали помехи на линии сотовой связи. И если кто-то просто не может поболтать, то бизнесмены говорят, что из-за проблем с мобильными срываются заказы и договоры. Поначалу недовольные павлодарцы забросали претензиями компании сотовой связи — думали, неполадки у какого-то конкретного оператора. Но оказалось, эту проблему уже назвали «всеоператорской». И виной всему «глушилки».
Несколько месяцев назад департамент УИС по Павлодарской области провел тендер по установке в исправительных учреждениях систем подавления мобильного сигнала. Дело в том, что, несмотря на запрет, заключенным каким-то образом удается обзавестись сотовыми телефонами. И, как следствие, всплеск дистанционного мошенничества зеков.
Облапошивают доверчивых граждан заключенные по стандартной схеме. Среди ночи звонок на мобильный ничего не подозревающего гражданина, и строгий голос представляется, скажем, майором таким-то. Говорит, что сын абонента только что совершил преступление и находится в участке. Но проблему можно решить, если немедленно принести деньги в указанное место. Тогда в дело вступит сообщник на воле. Либо нужно просто пополнить баланс такого-то мобильного телефона. Указывают весьма внушительную сумму. А бывает, звонит и сам «сын»: мол, мама-папа, я попал в переделку на трассе, звоню не со своего телефона — срочно закиньте деньги! Сонный взволнованный человек даже забывает позвонить тому самому сыну, который якобы нуждается в помощи. И лишается своих денег, спохватываясь, когда мошенники уже получают свое.
В Павлодаре уже осудили группу лиц, промышлявших подобным образом из-за колючей проволоки. В их «послужном списке» — десятки эпизодов. И поскольку до сих пор не найдено действенных средств по пресечению попадания в колонии сотовых телефонов, единственным выходом стали «глушилки».
Блокирующее устройство генерирует частоты, на которых уже вещает оператор мобильной связи, из-за этого станция не может выбрать доминирующую частоту. Но пробное тестирование техники в Павлодаре прошло не на «ура». Департамент КУИС проинформировал об этом организацию, установившую «глушилки», но толку никакого. Сигналы подавителей не в полной мере перекрывали связь из колоний. А при усилении стала пропадать и вся мобильная связь вокруг — не только в черте исправительного учреждения. В итоге — в домобильной эпохе оказались те, кто совсем не собирался «мотать срок» без сотового телефона. И дело перешло в иное — судебное русло.
«Оборудование это не на балансе, мы его не приняли, потому что были неполадки, — объяснил ситуацию начальник отдела Департамента УИС по Павлодарской области Борис Гаврилюк. — Ранее мы неоднократно направляли поставщикам техники письменные жалобы. Они что-то пытались исправить, но так и не доделали. А жалобы от граждан по отсутствию связи продолжают поступать. Поэтому сейчас мы ждем решения Павлодарского экономического суда, чтобы по нему разобраться с этой проблемой».
От подрядчика руководство исправительных учреждений требует только одного: выполнить договорные обязательства — установить технику как положено, чтобы сигнал сотовой связи подавлялся только в тюрьмах. А люди на воле не были ущемлены в своих правах и пользовались мобильниками без помех.
Между тем в 2011 году из-за «глушилок» в тюрьмах без связи остались жители Карагандинской области. Не понаслышке знают об этой проблеме жители Петропавловска, Алматы, Астаны, Костаная, Уральска, Атырау, Актау и Тараза. Уже больше года КУИС МВД РК внедряет систему подавления сигналов сотовой связи — для пресечения незаконного пользования услугами сотовой связи лиц, находящихся в исправительных учреждениях. По факту же эта затея своей цели не достигла.
По правилам МВД РК находится на радиочастотном обеспечении Министерства обороны. И средства по блокированию сигналов сотовой связи, использующиеся КУИС МВД РК, не регулируют и не контролируют органы связи. Впрочем, комитету дали соответствующие рекомендации по проведению настроек оборудования. Также еще предстоит разобраться, к чьей именно компетенции стоит относить регулирование установки подобного оборудования.
В начале декабря прошлого года и в мажилисе предложили усилить контроль за установкой и качеством «глушилок». Депутат мажилиса парламента РК Мейрам Бегентаев, кстати, бывший павлодарец, озвучил депутатский запрос. Поскольку законом не предусмотрено какого-либо спецразрешения и порядка ввоза и сертификации, то это напрямую может повлиять на бесконтрольный ввоз и установку несертифицированного оборудования. А также может означать сомнительное качество работы оборудования, как, например, в Павлодаре. Эффект есть, но не там, где нужно: в микрорайонах, промышленных и производственных объектах люди сидят без связи, а звонки из-за «колючки», как ни в чем не бывало, продолжаются.
К слову, на совещании по вопросам подготовки и проведения EXPO-2017 Президент РК Нурсултан Назарбаев поручил разобраться с сотовыми операторами и некачественной связью в Астане. Правда, в Павлодаре надеются, что до 2017 года ждать не придется и проблема решится раньше.
Между тем специалисты исправительной системы говорят: на местах всего лишь исполняют решение сверху. Если указания о блокировании связи отменят, то для решения проблемы «глухого телефона» будут прорабатывать альтернативные варианты.
Комментарии