Екатерина Курасова, Fujitsu: в Казахстане очень любят инновации
Интервью с Екатериной Курасовой, главой представительства Fujitsu в Казахстане, о трендах рынка и работе компании.
Мы продолжаем серию интервью с наиболее заметными игроками казахстанского
— Екатерина, каковы результаты работы Fujitsu в Казахстане в 2011 году?
— Прошлый год очень удачно завершился (поскольку мы — японская компания, наш финансовый год начинается с 1 апреля). Могу сказать, что поставленные перед нашим офисом цели были достигнуты и даже перевыполнены. Это является нашей доброй традицией, чем мы сильно гордимся. У нас появилось много интересных заказчиков, как в госсекторе, так и среди нацкомпаний, частного бизнеса. Также в прошлом году мы открыли офис в Астане. Теперь мы будем увеличивать штат представительства в Астане, потому что на сегодняшний день государство является самым главным заказчиком, и мы хотим усиливать свои позиции именно там. Впрочем, я думаю, что это справедливо не только для
— Какой стратегии сегодня придерживается Fujitsu на казахстанском рынке?
— В первую очередь, мы придерживаемся стратегии качественного роста, у нас нет гонки за быстрыми результатами. Мы стараемся инвестировать в партнеров, обучать их, стараемся инвестировать в клиентов, опять же, обучая их. Главная цель — чтобы клиенты понимали, что они покупают и были довольны партнерством с Fujitsu. Это самое главное для нас. Понятно, что это все бизнес, но, как я всегда говорю — мы здесь были, есть и еще надолго остаемся, поэтому для нас самое главное — чтобы наша работа была качественной, и мы испытывали за нее гордость. Наша цель — прежде всего, чтобы клиенты были довольны, потому что сарафанное радио у нас работает с небывалой скоростью, я с этим не раз сталкивалась. Мы стараемся каждый свой проект и с партнером, и с клиентом отработать так, чтобы он был показательным, образцовым, и приложить максимальные усилия для того, чтобы мы потом могли им гордиться. Не только в Казахстане, но и быть примером для рынка СНГ и всего нашего региона.
— Какие основные тренды на отечественном
— Ноутбук перестает быть устройством для доступа в интернет, им сейчас становится телефон. Для того чтобы выходить в интернет, не обязательно иметь компьютер или ноутбук, теперь достаточно планшетов и смартфонов. Мы переходим в стадию виртуальной жизни и чтобы участвовать в ней, не нужно уже иметь ноутбук, можно просто купить самый дешевый телефон. Я не говорю, что эра ноутбуков уходит. Они остаются инструментом работы, но как инструмент развлечений — я говорю не только об играх, но и о доступе к информации — потеряли актуальность. Мы постепенно переходим в виртуальный мир, и устройства, которые позволяют нам в этом мире быть, становятся все меньше и стоят все дешевле. Этот тренд общемировой, что касается Казахстана — очень радостно, что интернет стал более популярным и доступным. Даже есть примеры, когда пожилые люди выходят в интернет. Вот это открытие для них нового источника информации, помимо телевидения, является революционным.
Что касается рынка, могу сказать следующее — тот кризис, который произошел, заставил людей больше думать о том, что они покупают. Раньше было денег много, бюджеты большие, на рынке наблюдался принцип «давайте купим, попробуем». Сейчас этого уже нет — клиенты должны быть четко уверены, что они покупают нужный продукт, и он работает. Если мы говорим о больших системах, на которых будут работать некие приложения, как они на эту платформу «лягут» и будут работать — это достаточно долгий процесс тестирования. Работа стала сложнее, но она стала интереснее.
Вообще, казахстанские заказчики, в том числе и в госсекторе, очень любят инновации. Если сравнивать с Европой — там любят обкатанные решения, уже опробованные и работающие. У нас революционный подход. Даже по продуктам нашей компании — если мы выпускаем новые продукты, они может быть еще нигде не прошли апробацию, но казахстанские клиенты готовы их брать. Они хотят оставаться на «гребне волны» и получать последние инновации. Это положительно сказывается на
— Вы отметили проблему кадров. С
— Да, основная проблема — это кадры, и у заказчиков, и у партнеров. Несмотря на то, что сейчас многие компании проводят множество различных тренингов и обучения, сохраняется определенный голод. Можно перечислить всего несколько компаний, которые могут собственными силами, квалифицированными и профессиональными кадрами решить
Других проблем на рынке я не вижу. Есть желание заказчиков иметь хорошо работающую
— Насколько востребованы сегодня в Казахстане услуги облачных вычислений? Какие решения может предложить ваша компания?
— Облачные вычисления — это тренд сегодняшнего времени. Несмотря на то, что мы достаточно революционные в Казахстане по железу, то вот этот переход на некий аутсорсинг, может быть проблемой менталитета.
Этот сегмент будет развиваться с перехода на облачные вычисления малого и среднего бизнеса, где, в сравнении с крупными предприятиями, не так критичны вопросы защиты информации. Это очень экономически выгодно и эту пропаганду нужно вести. Фактически, ты не платишь за работу системного администратора, не зависишь от того, уехал ли он на обучение или в отпуск; нет потребности содержать собственный сервер и платить за электроэнергию, которую он потребляет. Бизнес становится практически непрерывным с точки зрения ИТ.
Поэтому в сфере облачных вычислений — кто сделает первый шаг, тот и соберет весь урожай. Пока таких решений не много, страх у клиентов еще существует и с ним нужно бороться глобально. Вендоры самостоятельно сделать это не смогут, нужно привлекать всех участников рынка, чтобы его развивать. Основная проблема облачных вычислений — это наличие стабильного
— В 2010 году был введен в работу суперкомпьютер, разработанный Fujitsu для КазНТУ им.
— Проект работает, студенты получают определенные знания в соответствии с образовательной программой. Если говорить об использовании суперкомпьютера — должна присутствовать определенная аналитическая работа. Она является намного более важной, чем сам процесс вычислений. Суперкомпьютер — это машина, которая делает вычисления за очень короткий срок, но нужно правильно заложить исходные данные. Просчет может занимать один день, но сам процесс ввода исходной информации может занять до полугода, — главное понять, какой результат необходим.
— Какая продукция Fujitsu пользуется наибольшим спросом на казахстанском рынке?
— Исторически, очень хорошим спросом пользуются наши ноутбуки. По итогам прошлого года у нас очень хорошие результаты продаж, несмотря на то, что ноутбуки не являются нашим ключевым сегментом. Наш ключевой сегмент — серверы и системы хранения. Линейка систем хранения появилась в нашем продуктовом ассортименте полтора года назад. Вообще, у Fujitsu
Кроме того, у нас появилось два революционных продукта. Первый — это наш планшет, который намного легче iPad. Второй продукт — zero client, продукт для корпоративного сектора, фактически — это тонкий клиент с монитором, занимает мало места и очень экономичный.
Тенденция такова, что продукты становятся все более производительными, но одним из ключевых факторов является дизайн. Apple доказала, что дизайн, даже в сравнении с технологиями, играет более важную роль для потребительского рынка. Необходимо учитывать тот факт, что не всегда технологии являются более привлекательными по сравнению с дизайном, лучше, когда они совмещены. Продукт может быть технологически очень интересным, но если на нем неудобно работать, он уйдет с рынка. Поэтому важно не только разработать. Наша компания, несмотря на то, что она
— Где Fujitsu чувствует себя увереннее в Казахстане — в частном бизнесе или в госсекторе?
— На самом деле — и там, и там. Госсектор — это самый большой заказчик. Раньше и наши партнеры были сосредоточены в Алматы, и наш офис находился здесь. Те проекты, которые появлялись в госсекторе, были, скажем так, неконтролируемыми. Сейчас мы открыли офис в Астане, и уже третий год подряд будем проводить большое мероприятие Fujitsu Future, где мы собираем госзаказчиков, рассказываем о новых продуктах и проводим тренинги. Этот комплексный подход должен нам помочь. Ну, а исторически мы работали в банковском секторе. Банки — это наиболее ответственные клиенты, которые умеют считать деньги, с ними проще работать со всех точек зрения.
— Стоит ли для вашей компании проблема «серого» импорта?
— Серый импорт, конечно, есть, но его доля настолько незначительна, что мы с ним никак не боремся. Само потребительское поведение становится очень организованным. Пойдете ли вы покупать ноутбук на барахолку? — нет, когда вы можете прийти в магазин розничной торговли, где проконсультирует консультант и расскажет о продукте. Серый рынок уходит в прошлое, люди привыкают к покупкам на качественном уровне. Если на ноутбуки раньше основной спрос приходился на Новый год и другие праздники, то сейчас их продажа в рознице перестала быть скачкообразной и зависеть от сезона. Ноутбук стал доступным продуктом, который равномерно покупается в течение всего года.
— На каких направлениях казахстанское представительство Fujitsu будет концентрировать внимание в ближайшем будущем?
— Мы намерены серьезно заняться обучением и сертификацией партнеров, выводить их на новый уровень работы. Если мы не будем этого делать, заботиться о квалификации и профессионализме партнеров, то мы можем проиграть. Поэтому развитие партнерского клуба является для нас приоритетным. Есть цель — определенное количество партнеров должно быть обучено, сертифицировано и они должны повысить свою квалификацию и ценность на рынке ИТ. Не буду говорить, что мы вносим огромный вклад, но, как говорится, «начни с себя». Если мы можем
Второе направление — дальнейшее улучшение работы сервисных центров по Казахстану. У нас их десятки, их нужно будет еще раз обучить. Сервис является критически важной составляющей, и его улучшение — одна из основных целей на этот год.
Третий вопрос — выход в регионы. Астана и Алматы уже достаточно отработаны, здесь планируется увеличение штата. Но регионы испытывают некий голод. Также это более благодарная аудитория с точки зрения получения знаний. На этот год в наших планах стоит охват трех городов Казахстана — Атырау,
Комментарии