Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    ИТ-аутсорсинг в Казахстане: лебедь, рак и «доширак»

    Рынок ИТ-аутсорсинга, несмотря на востребованность услуг, остается в Казахстане в зачаточном состоянии.

    7 ноября 2011 19:33, Марите Любинайте, Profit.kz
    Рубрики: Рынок

    ИТ-аутсорсинг в КазахстанеРынок ИТ-аутсорсинга в Казахстане, несмотря на востребованность услуг и многолетнюю историю, продолжает оставаться незрелым. Заказчики по-прежнему неохотно пускают в свою инфраструктуру чужаков, а аутсорсеры продолжают страдать от нехватки квалифицированных кадров. Поэтому никто не может определить его объемы, обороты, количество игроков и т.д. Но, несмотря на то, что до показателей российского, и тем более европейского или американского рынка ИТ-аутсорсинга нам далеко, поводы для оптимизма все же есть. В частности, по данным J'son & Partners, в 2011 году доход от рынка ИТ-услуг в Казахстане составит $750 млн. Но уже в 2012 и 2013 годах суммы, выделяемые на развитие ИT-сектора, увеличатся до $1 млрд, прогнозирует международная консалтинговая компания.

    В то же время Министерство индустрии и новых технологий РК прогнозирует ежегодный рост рынка ИT-услуг до 2014 года включительно на уровне 27%. Т.е. рынок ИT-услуг в Казахстане должен вырасти с совокупного объема продаж в 14 млрд тенге в 2009 году до 58 млрд тенге в 2014 году. В качестве факторов роста указываются увеличение госинвестиций в отрасль и стимулирование инвестиций со стороны частного бизнеса, а также увеличение казахстанского содержания в расходах на ИT-услуги.

    Конечно, надо понимать, что ИТ-услуги — это более широкое понятие, чем ИТ-аутсорсинг, и подразумевает под собой целый комплекс услуг, таких как проектные работы (ИТ-консалтинг, разработка ПО, ИТ-обучение, ИТ-аудит), обслуживание и поддержку (техобслуживание, аутсорсинг ИТ-функций), аренду и хостинг. Но с ростом рынка ИТ-услуг будет автоматически расти и объем рынка ИТ-аутсорсинга, даже если его доля останется прежней.

    «В Казахстане весь аутсорсинг сводится к одному — приходящему администратору. Четкого понимания, что такое ИТ-аутсорсинг, нет», — говорит Самат Гиззатов, директор Outsourcer.kz. Вносят свою лепту в этот процесс и молодые ИТ-специалисты, которые перекрывают предложения, решая сиюминутные задачи, при этом не оказывая малым компаниям услуги ИТ-аутсорсинга в полном смысле слова. Таким образом, развития рынка не происходит и непонимание со стороны потенциальных заказчиков — малого и среднего бизнеса Казахстана — если не растет, то, как минимум, остается на том же уровне. «Аутсорсинг — это целый комплекс решений, в том числе и консалтинг, чего студент в принципе сделать не сможет», — добавил Самат Гиззатов.

    Поэтому определить какую долю в общем объеме ИТ-услуг занимает аутсорсинг — сложно. Сегодня как сами игроки, так и исследовательские компании не могут определить ни долю, которая приходится на услуги ИТ-аутсорсинга, ни емкость рынка в денежном выражении. Однако можно сделать предположение, что она не велика по сравнению с другими странами СНГ и мира. По некоторым данным, в 2007 году доля оказываемых услуг ИТ-аутсорсинга в Казахстане составляла лишь 7% от потенциала рынка.

    Если же обратиться к официальным данным, то согласно информации Агентства РК по статистике, в 2010 году в области информационных технологий было выполнено услуг на сумму 550,4 млрд тенге (в 2009 году — 497,3 млрд тенге), из них 3,2 млрд тенге было потрачено на техническую поддержку информационных технологий, на установку компьютеров и периферийного оборудования — 1,01 млрд тенге, а на услуги по их ремонту — 6,7 млрд тенге.

    На мировом же рынке ИТ-аутсорсинга тренды более чем оптимистичны. Как сообщает портал Cnews.ru, ссылаясь на данные Everest Group, суммарный объем аутсорсинговых сделок только в Северной Америке в IV квартале 2010 года составил $4,9 млрд. По оценкам экспертов, это максимальный показатель рынка за последние три года. При этом североамериканский рынок ИТ-аутсорсинга показал рост 16% по сравнению с III кварталом того же года. «Всего за этот период было заключено восемь мега-сделок стоимостью более $1 млрд каждая. В этот же период общий объем аутсорсинговых сделок увеличился на 24%, в то время как средний размер контракта (ACV) сократился на 10%. Рынок аутсорсинга инфраструктуры остается одним из доминирующих аутсорсинговых направлений», — пишет источник.

    «Западные компании уже давно не нанимают в штат уборщицу, юриста, ИТ-специалиста, бухгалтера, маркетолога, — говорит Азамат Азилхан, директор компании Alem Technologies. — Все эти функции выполняют аутсорсинговые компании. Во многих компаниях даже секретарь уже заменяется услугами аутсорсинговой компании».

    На российском рынке ИТ-аутсорсинга тоже есть позитивные тренды. По данным CNews.Аутсорсинг, уровень проникновения ИТ-аутсорсинга в 2010 году составил 63,3%, при этом 36,7% компаний ИТ-аутсорсинг не используют. И в 2011 году ИТ-аутсорсинг будет оставаться одним из ключевых драйверов роста российского ИТ-рынка в целом, говорят аналитики «Финам». Причин тому масса, в частности, изменилось восприятие ИТ-аутсорсинга в среде бизнес-заказчиков. Это связано с тем, что аутсорсинг позволяет решить одну из главных целей бизнеса в посткризисный период — оптимизация и повышение эффективности бизнес-процессов, путем передачи бизнесом своих непрофильных процессов на поддержку внешним специалистам.

    При этом сокращение расходов заказчика на поддержку ИТ-инфраструктуры при обращении в аутсорсинговую компанию, по оценкам игроков рынка, может составлять 1050%.Так, по данным Гани Берикова, генерального директора компании «Аранеа», сокращение расходов на обслуживание информационных систем варьируется от 25% до 50% за счет экономии на заработной плате штатного системного администратора, оплате трудовых налогов в бюджет, социальных отчислениях. «Между тем, экономя в среднем в 2 раза, компания получает ряд преимуществ, связанных с получением большого спектра услуг. Ведь не всякий ИТ-специалист может похвастаться знаниями практически в любой ИТ-отрасли: локальные сети, программирование АТС, 1С, сервера, web-программирование, аппаратная часть компьютера, обслуживание копировальной техники», — говорит г-н Азилхан. Команда же аутсорсинговой компании, где каждый профессионал занимается только своим направлением, может все это предложить. «Успешный руководитель должен не «покупать раба на все случаи жизни, а передавать ему часть ответственности по его профилю», — подчеркнул он.

    По общему мнению специалистов, казахстанский рынок ИТ-аутсорсинга находится в зачаточном состоянии. Но финансовый кризис последних лет привел к тому, что на рынок труда были выброшены ИТ-специалисты банков, страховых компаний и других финансовых организаций. «На другую работу устроиться трудно, переквалифицироваться — не хочется. Учитывая, что барьера для входа на рынок аутсорсинга практически нет, эти специалисты открывали свои ИТ-компании», — рассказывает Гани Бериков. В результате конкуренция на рынке заметно возросла, но не настолько, чтобы выявить явных лидеров и аутсайдеров.

    На казахстанском рынке ИТ-аутсорсинга конкуренция разворачивается между студентами, работающими за «Доширак», фирмами-интеграторами и небольшими компаниями, для которых ИТ-аутсорсинг — основной профиль деятельности, — отмечает Асылбек Исмагамбетов, директор Compuservice. «Но крупных игроков не так уж и много. Большую конкуренцию составляют штатные специалисты потенциальных клиентов, которые в среднем пока более квалифицированы, нежели специалисты ИТ-аутсорсинга», — пояснил он.

    Однако, судя по оценкам аутсорсинговых компаний, рынок показывает хоть и не интенсивный, но все же рост за счет увеличивающейся потребности со стороны заказчиков услуг. Это связано с тем, что, во-первых, руководство компаний начинает понимать, что передача внешней организации функций, связанных с информационными системами предприятия, позволяет сконцентрироваться на ведении своего основного бизнеса, повышая его эффективность. Во-вторых, аутсорсинг экономичнее, чем содержание в штате ИТ-специалиста. В-третьих, компании, как правило, не отслеживают появление технологических новинок на рынке и соответственно, своевременно не внедряют их. В свою очередь ИТ-аутсорсинговая компания может это обеспечить. Вопрос в другом: насколько эти предложения действительно профессиональны.

    «В 20062008 годах спрос был больше, затем из-за финансового кризиса мы потеряли много клиентов, это были тяжелые времена, — рассказывает Азамат Азилхан. — На мой взгляд, в 2011 году спрос на ИТ-аутсорсинг, по сравнению с 2010 годом, возрос. Именно это и объясняет появление большого количества новых игроков на ИT-рынке Казахстана: новые дистрибьюторы, новые вендоры, новые ИТ-аутсорсинговые компании». Особенно велик спрос в регионах и в Астане. «Бывали случаи, когда астанинские клиенты были готовы обслуживаться удаленно из Алматы», — подчеркнул Гани Бериков.

    Однако на сегодняшний день в большей степени услугами ИТ-аутсорсинговых компаний пользуется малый и средний бизнес (до 50 пользователей). При этом, по данным г-на Гиззатова, пока лишь около 10% от всех компаний казахстанского сектора МСБ отдают свою ИТ-инфраструктуру на внешнее обслуживание. Крупные компании предпочитают иметь собственные ИТ-департаменты.

    Говоря о стоимости услуг, стоит отметить, что сегодня она становится больше инструментом борьбы за клиента. «Очень часто ИT-команды пытаются сломить конкуренцию низкими ценами, результат: клиент не доволен качеством услуг. Страдает престиж аутсорсера как профессионала, — рассказывает Азамат Азилхан. — Клиентов нужно завоевывать не низкими ценами, а качеством услуг». По его мнению, качество не может быть отличным, если использовать самые дешевые запасные части, расходные материалы и сетевое оборудование.

    Учитывая сказанное, на рынке можно пользоваться относительно недорогими услугами большого количества компаний. При этом обслуживание одной рабочей станции стоит в среднем по рынку 40005000 тенге в месяц, а сервера — 1000012000 тенге в месяц. При этом у каждой компании есть стандартный набор услуг, в который, как правило, входят такие функции как поддержка программного и аппаратного обеспечения; консультации, обучение персонала; настройка, администрирование локальных сетей, распределение доступа в интернет; антивирусная и сетевая защита; сопровождение и поддержка налоговых программ и 1С. Дополнительные опции в обслуживании считаются отдельно, но предлагаются в пакете.

    Например, стоимость пакета услуг «Эконом-класс» в одной из аутсорсинговых компаний обойдется в 17612 тенге в месяц для офиса с не более чем 5 рабочими станциями и 1 сервером. В стоимость входит поддержка рабочего состояния ПК и сервера, защита от вирусов, защита от спама, обновление программ, оказание помощи в планировании развития ИТ-инфраструктуры (СКС и Wi-Fi), 2 плановых выезда и 2 экстренных вызова в месяц. Пакет услуг «Первый класс» стоит 96052 тенге в месяц и удобен для компаний с 40 ПК и 2 серверами. При этом клиенту обеспечивается защита конфиденциальных данных, онлайн-поддержка, консультации по телефону, 4 плановых выезда специалиста и 8 экстренных выездов в месяц.

    Как отмечает Асылбек Исмагамбетов, сказать, что аутсорсинг — это дешевая замена штатного специалиста, будет неправильно. «По моему мнению, это будущее развития ИТ-услуг. Это удобно! Возможно, качество оказываемых услуг сейчас вызывает сплошное недоверие среди клиентов, но эта картина будет меняться из года в год в лучшую сторону, — поясняет он. — Компании, оказывающие юридические и бухгалтерские услуги, уже никого не удивляют. Также будет и с ИТ-компаниями».

    Наиболее востребованными среди потребителей являются услуги по поддержке ИТ-инфраструктуры предприятия. По словам Азамата Азилхана, это «прокладка локальных сетей, ремонт компьютеров, поскольку сети и компьютеры нужны любой компании. А так как основная клиентура ИТ-аутсорсинговой компании — это малый и средний бизнес, то не в каждой компании есть сервер, мини-АТС, не каждая компания конфигурирует под свои нужды 1С-приложения, не каждая компания заправляет картриджи в больших количествах».

    При этом лишь небольшой процент компаний хочет большего: стратегического планирования оптимизации и развития ИТ-инфраструктуры предприятия. «Примерно 1015% из общего количества клиентов», — подчеркнул директор Outsourcer.kz.

    Что же касается перспектив рынка ИТ-аутсорсинга, то по общему мнению его участников, они хорошие. При этом заметна тенденция, «когда компании хотят работать с постоянной командой ИТ-профессионалов, но при этом не быть зависимыми от одного профессионала, — им нужна страховка», — говорит г-н Азилхан.

    Между тем, по мнению Самата Гиззатова, тенденций к росту особо не наблюдается. «Можно сказать, что рынок ИТ-аутсорсинга „замер“, хотя небольшой процент развивающихся компаний даже в период кризиса закладывает бюджет на развитие ИТ-инфраструктуры», — подчеркнул он.

    Как бы то ни было, информационные технологии и инфраструктурные решения усложняются и для их внедрения и поддержки нужны не только деньги, но и квалифицированные специалисты в области ИТ. «К сожалению, престиж профессии ИТ-специалиста в Казахстане не на таком уровне, как, например, в России и тем более не на таком уровне, как в США», — отмечает директор Alem Technologies. Поэтому авторитет данной профессии надо поднимать, что в свою очередь приведет к росту количества ИТ-компаний (способных качественно и в полном объеме выполнять все бизнес-задачи заказчика) и сломает барьер недоверия со стороны потенциальных клиентов.

    Также, говоря о перспективах ИТ-аутсорсинга в Казахстане, нельзя не привести ожидания Министерства индустрии и новых технологий РК: оно прогнозирует ежегодный рост рынка ИT-услуг до 2014 года включительно на уровне 27%. Т.е. рынок ИT-услуг в Казахстане должен вырасти с совокупного объема продаж в 14 млрд тенге в 2009 году до 58 млрд тенге в 2014 году. В качестве факторов роста указываются увеличение госинвестиций в отрасль и стимулирование инвестиций со стороны частного бизнеса, а также увеличение казахстанского содержания в расходах на ИT-услуги.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии