Владимир Туреханов, ИАК: наши люди готовы потреблять отечественный контент
Интервью с Владимиром Турехановым, президентом ОЮЛ «Интернет Ассоциация Казахстана», о том, какие факторы могут качественно изменить Казнет.
На сегодняшний день, по словам Аскара Жумагалиева, министра связи и информации Казахстана, развитие казахстанского сегмента интернета идет «поступательным образом». В частности, растет количество доменных имен, пользователей Казнета, просмотров казахстанских сайтов и т. д. Основными причинами использования сети интернет казахстанскими пользователями в 2010 году, по данным Агентства РК по статистике, в 88,4% случаев стали коммуникации, 84,6% — это поиск информации и онлайн-услуги, 25,9% — в образовательных целях, 22,3% — для контакта с общественными и государственными организациями, и лишь в 4,2% случаев — чтобы осуществить покупку или продажу товаров и услуг. Поэтому сегодня еще есть ряд вопросов, которые несколько тормозят развитие Казнета, а потому требуют своего решения, в том числе в плоскости нормативной законодательной базы. О том, какие факторы могут качественно изменить Казнет и, когда мобильный сегмент станет одним из его драйверов роста в интервью Profit.kz рассказал Владимир Туреханов, президент ОЮЛ «Интернет Ассоциация Казахстана».
— Владимир, что сегодня можно сказать о развитии Казнета? Какие вы можете назвать сдерживающие факторы?
— Казнет развивается, и я бы изменил формулировку вопроса от «сдерживающие» к слову «развивающие». Я бы выделил два основных момента развития: рост абонентской базы и развитие контента. Говоря о росте абонентской базы, стоит отметить, что здесь все нормально. В частности, ведущие телекоммуникационные операторы связи предоставляют широкополосный доступ в интернет на больших скоростях, а операторы сотовой связи делают интересные предложения, как в плане скорости доступа в интернет, так и цены. Конечно, еще есть над чем поработать, но, тем не менее, сегодня мы уже говорим об уровне проникновения интернета в 34,4% (по данным Агентства по статистике РК на март 2011 года).
Что касается создания качественного контента, то основным развивающим фактором должны стать инвестиции. На мой взгляд, нужно больше внимания уделять размещению рекламы в интернете со стороны рекламодателей и повышать уровень развития электронной коммерции (например, банковские карты по умолчанию закрыты для оплаты товаров и услуг через интернет, значит нужно открыть) и, конечно, недостаточно высокий уровень инвестиций в развитие интернет-ресурсов, поскольку инвесторы не всегда имеют четкое представление как работает интернет-бизнес, как они смогут вернуть инвестиции. Казнет развивается и потому, что принят закон об электронных деньгах, идет работа над законопроектом об электронной коммерции, где определяется ряд позитивных мер, в том числе введение электронного счета-фактуры. В пятницу в налоговом комитете РК прошла рабочая встреча, на которой обсуждались все эти вопросы.
— Есть мнение, что отсутствие местных хостинговых площадок также сдерживает развитие Казнета.
— Не думаю, что это существенный сдерживающий фактор. Лидером в вопросе предоставления хостинговых площадей на базе собственных дата-центров сегодня является Казахтелеком. Кроме него собственными более-менее крупными дата-центрами располагают Neolabs и Space.kz. На сегодняшний день воспользоваться услугами хостинга можно на любой из этих и других площадок. Хотя, надо отметить, что в Алматы уже сложно найти место в дата-центрах. Это свидетельствует о том, что спрос есть. Более того, он увеличивается. Как мне известно, Казахтелеком и Neolabs увеличивают площади своих дата-центров, чтобы удовлетворить растущий спрос.
— Что способствует развитию Казнета?
— Это увеличение абонентской базы, соблюдение всеми участниками рынка действующего законодательства, проведение различного рода мероприятий, конференций, конкурсов, просветительская работа с населением и банками второго уровня, в частности, чтобы они не боялись осуществлять интернет-платежи и понимали, что это достаточно безопасно. И небольшие подвижки уже есть в этом вопросе, в частности, есть банки, которые пошли навстречу интернет-коммерсантам и стали открывать карточки для осуществления электронных платежей. Но надо идти дальше и искать компромисс между полным запретом и возможностью оплаты любой суммы в любом месте. Понятно, что безопасность в этом вопросе тоже важна, но я не думаю, что если карточка по умолчанию будет открыта для интернет-транзакций, то уровень мошенничества сильно увеличится. Людям надо разъяснять элементарные меры безопасности и тогда вероятность мошенничества с их картами уменьшится.
— Как известно, проблемным местом является нелицензионный контент. Как вы считаете, кто первоначально ответственен за его размещение в интернете?
— Это зависит от того, каким образом на интернет-ресурсе этот контент появляется. Есть ресурсы, где нелицензионный контент размещают только его владельцы и ресурсы, где он размещается пользователями. В первом случае ответственность, на мой взгляд, должна нести администрация ресурса, во втором случае ответственность должна быть разделена между пользователями, которые размещают нелицензионный контент, и владельцами интернет-ресурса. Если ты не являешься правообладателем произведения, то и не надо размещать такое произведение в интернете без соответствующего на то согласия правообладателя.
— Есть ли спрос на местный контент?
— Безусловно, спрос на местный контент имеется. Он действительно востребован. Не буду оригинален, я ни один раз приводил в пример новостной сайт Tengrinews.kz, который буквально за год вошел в десятку самых популярных сайтов страны, сайт фоторепортажей Voxpopuli.kz. Это яркие примеры того, что наши люди готовы потреблять отечественный контент. Это и достойный пример того, что в нашей стране можно создавать и запускать интересные проекты.
— А как выглядит спрос в динамике?
— Я склонен доверять той оценке, которую озвучивал Дмитрий Зимин. Он отмечает, что среднестатистический пользователей потребляет 20% местного и 80% зарубежного контента. И если местные интернет-ресурсы будут работать в поте лица, то ситуация изменится в лучшую сторону. Я считаю, что это нормальное соотношение и ничего страшного в этом нет.
— Как бы вы оценили суточную аудиторию Казнета?
— По данным Zero.kz суточная аудитория Казнета составляет около 2 млн пользователей.
— Назовите самые лучшие, на ваш взгляд, сайты в Казахстане.
— Давайте подождем до 17 ноября, когда будет объявлен победитель Национальной интернет-премии Award.kz. Я надеюсь, что мое мнение как члена жюри совпадет с мнением остальных, и мы увидим награждение лучших сайтов Казнета. Отдельно хочу отметить, что очень радует растущее качество сайтов в Казнете. Если сравнивать с прошлым годом, ситуация существенно изменилась в лучшую сторону.
— В чем проявляется это качественное изменение?
— Появляются интересные ресурсы в сфере образования (с возможностью зайти и посмотреть расписание уроков в школе), доступ к базам данных. Почему населению не дать возможность получать всю необходимую информацию напрямую через интернет? Качественно развивается портал электронного правительства, и все большее количество услуг можно получить, так сказать, не вставая со стула: например, подать заявление в ЗАГС. Большим толчком для использования функций портала электронного правительства, полагаю, будет решение размещать ключ к электронной цифровой подписи на чипе удостоверения личности. Я надеюсь, что дальнейшее развитие будет таким же динамичным.
— Насколько Казнет интересен с инвестиционной точки зрения?
— Сколько у нас есть проектов, в которые вложили деньги? Их можно пересчитать по пальцам двух рук. Вот она — привлекательность. Я думаю, ситуация должна измениться, когда в полную силу заработает электронная коммерция. А закон об электронной коммерции, электронных деньгах и налоговых преференциях для интернет-магазинов будут своего рода драйверами роста, что, в свою очередь, будет способствовать выходу бизнеса «из тени» и уменьшению объема «теневых» денег.
— Как вы оцениваете соблюдение прав в Казнете?
— Прежде всего, если правообладатели не будут предпринимать никаких действий в защите своих прав, то за них этого никто делать не будет. Это их задача. Конечно, помощь им должны оказывать соответствующие уполномоченные органы, но инициатива должна исходить от них. Почему? Потому что никто кроме самого правообладателя не может достоверно знать, что права на те или иные произведения принадлежат ему. И заранее знать об этом не может никто. Сейчас ситуация постепенно стала меняться, однако не многие из наших авторов знают о своих правах и как их можно отстаивать.
– В ОЮЛ «Интернет Ассоциация Казахстана» создана специальная рабочая группа по вопросам авторского права в интернете. Что сегодня необходимо сделать, чтобы решить все вопросы, связанные с авторским правом? Что уже сделано? Какая проводится законотворческая работа?
– Во-первых, активизироваться правообладателям. Если они хотят чтобы их права соблюдались — надо их отстаивать в соответствии с действующим законодательством. Во-вторых, привести действующее законодательство в соответствующий вид, когда права на различные произведения могут отстаиваться не только в офлайне, но и в интернете. Собственно говоря, поэтому нами и сделан ряд предложений по корректировке проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам интеллектуальной собственности». Сейчас параллельно обсуждаются два законопроекта — по вопросам интеллектуальной собственности и механизмам защиты прав интеллектуальной собственности. Думаю, их объединят в один законопроект, потому что много есть пересечений и это было бы логично. Надеюсь, в Мажилисе это примут во внимание.
Кроме того, сейчас идет гуманизация законодательства в части мер наказания, чтобы «не сажать за буханку хлеба». Если физическое лицо, которое не имело коммерческих выгод от размещения нелицензионного контента и делало это впервые, мерой наказания должно быть предупреждение. Если предупреждение не возымело эффекта — облагать штрафом и в случае, если правонарушение носит признаки уголовного преступления, то наказывать согласно тому, как это предусмотрено в Уголовном Кодексе РК.
— Какие еще задачи ставит перед собой Ассоциация в решении проблем Казнета?
— Прежде всего, это то, ради чего была создана Ассоциация — отстаивать интересы своих членов доступными в соответствии с законом средствами, способствовать развитию Казнета (развитию интернет-ресурсов, хостинг-провайдеров, увеличению доли контента на государственном языке), принимать участие в законотворческой деятельности. Мы будем также поддерживать проведение значимых для Казнета конкурсов, конференций. Это Award.kz, интернет-конференция I-MIX’11, профессиональная конференция iProf’11, которая пройдет под эгидой нашей Ассоциации, где мы озвучим ряд своих инициатив по отношению к стартап-проектам.
— Каким вы видите развитие Казнета в ближнесрочной и долгосрочной перспективах?
— Я думаю, что развитие будет бурным, в хорошем смысле этого слова. Ближайшие годы все больше и больше будет развиваться мобильный сегмент. Потому что мобильные устройства все более доступны и все более удобны в использовании и полагаю, что в основном прирост количества пользователей интернета в стране за последний год произошел за счет прироста количества мобильных пользователей. Ведь молодежь больше предпочитает общаться не SMS-сообщениями, а интернет-мессенджерами.
Что же касается контента, то потребляться он будет уже не в виде текста, а в виде фото-, аудио- или видеоряда. Эта тенденция наблюдается уже сегодня, когда сайты наряду с текстом выкладывают аудио или видеоряд с мероприятий. Молодое поколение более охотно потребляет информацию не из текста, поэтому контент будет становиться все более мультимедийным.
Комментарии