Восстание машин: терминальные войны
В Астане владельцы терминалов оплаты саботировали решение Kcell ограничить комиссию, отключив прием платежей в пользу оператора.
GSM Казахстан/Kcell ограничил комиссию при приеме наличных платежей в торговых точках до 5%. Теперь при пополнении баланса, предположим, на 200 тенге, сумма, которая будет удержана с абонента, составит 10 тенге. Это так называемая «верхняя комиссия» (взимаемая с абонентов при оплате услуг в розничных торговых точках и терминалах самообслуживания), ограничив размер которой стало возможно с увеличением «нижней комиссии». Именно ее оператор связи выплачивает платежным системам за проведение транзакций и оказание услуг абонентам по приему наличных платежей.
Отметим, Kcell намеренно пошел на этот шаг, чтобы защитить интересы абонентов и сократить их расходы на мобильную связь, при этом увеличив свои расходы на 60% в «нижней комиссии». Но если для оператора сотовой связи это по силам, то для владельцев торговых точек и терминалов самообслуживания — это существенные потери в доходной части. Это обстоятельство привело к тому, что «в Астане 10 октября владельцами торговых точек и терминалов самообслуживания без предупреждения был отключен прием платежей в пользу абонентов компании почти на 700 точках, при этом около половины из них возобновили прием платежей 11 октября», — заявили в Kcell.
Саботаж произошел в Астане, поскольку город является не только одним из экономических центров страны, но и одним из лидеров по числу терминалов на душу населения. «И поэтому именно здесь владельцы терминальных сетей очень активны и остро реагируют на изменения конъюнктуры рынка», — пояснили редакции Profit.kz в ТОО «ОСМП». По некоторым данным, в пользу Kcell в Астане приходится около
Между тем идея сократить расходы абонента на сотовую связь рассматривается Kсell уже на протяжении нескольких лет. «Если раньше платежные системы были молодым видом бизнеса, и мы понимали, что его надо поддержать, то на сегодняшний день это уже состоявшаяся отрасль, которая в состоянии переходить на цивилизованные нормы ведения бизнеса», — подчеркнул Каспарс Кукелис, директор по маркетингу сотового оператора. В этой связи компания стала вести переговоры с ключевыми участниками рынка — платежными системами ОСПМ (с брендом QIWI), Pay Link, «Казахстанским центром межбанковских расчетов», которые поддержали Kcell в намерении ограничить «верхнюю комиссию», выразив свою готовность к сотрудничеству. «В идеале мы хотим, чтобы абоненты могли пользоваться загруженной суммой в полной мере», — подчеркнул Данияр Омурзаков, директор департамента продаж GSM Казахстан/Kсell.
«Те комиссионные, которые компания выплачивает своим агрегаторам, увеличены для того, чтобы владельцы терминалов не почувствовали сильное снижение своей доходности, которое все равно произойдет, — поясняет Данияр Омурзаков. — Потому что неправильно так много брать денег с абонента за осуществление платежа».
Стоит отметить, что в первоначальном решении GSM Казахстан/Kcell планировал вовсе отменить «внешнюю комиссию». «Учитывая, что в обороте платежных систем Казахстана платежи GSM Казахстан/Kcell занимают до 40%, для агентов платежных систем, и в первую очередь для владельцев терминалов, это было бы катастрофой», — пояснили в ОСМП. Как отметил на форуме Kiosks.ru один из владельцев терминалов под ником oleg777, в общем объеме поступлений Kcell занимает долю в 51% и 55% в прибыли.
При этом, по словам владельцев терминалов, до 90% прибыли им приносила именно «верхняя комиссия». С ее уменьшением, а в будущем и полной отменой, вся прибыль будет генерироваться из «нижней комиссии». В GSM Казахстан/Kcell не стали разглашать размер вознаграждения за принятые платежи, но один из крупных владельцев терминалов в Астане на условиях анонимности рассказал редакции Profit.kz, что «нижняя комиссия» теперь составляет 2%. «Если ранее для владельцев небольших сетей терминалов она составляла 0,5%, для более крупных
ТОО «ОСМП» также подтвердило, что за каждый принятый платеж в пользу GSM Казахстан/Kcell агент QIWI (владелец пунктов приема платежей, например, платежных терминалов, которые обслуживаются через процессинговый центр QIWI) получит 2% от общей суммы. С учетом существующей «внешней комиссии», размер которой при оплате услуг с 15 октября 2011 года не должен превышать 5% от платежа, общий доход владельца пунктов приема платежей, работающих через QIWI, от платежей, принятых в пользу GSM Казахстан/Kcell, составит до 7%. В этой связи, как отметил Азамат Асылбеков, начальник департамента по работе с провайдерами компании «ОСМП Казахстан», нововведение не снизит доходов партнеров сотового оператора. Поскольку, по оценкам компании, средний доход агента от платежей в пользу GSM Казахстан/Kcell до внедрения новых требований колебался от 6 до 8%.
Однако, по словам нашего источника, с учетом нововведений его доходная часть уменьшится на
В «ОСМП Казахстан» понимают позиции агрегаторов, отмечая, что рынок терминалов развивается, что, естественно, ведет к увеличению расходов. «Так, например, растут аппетиты у арендодателей, на чьей территории устанавливаются терминалы. Порой стоимость аренды отнимает до 50% прибыли. При этом остаются другие расходы на обслуживание терминалов. При »нулевой« внешней комиссии одного из основных провайдеров услуг, терминальный бизнес перестал бы приносить прибыль и ушел из страны», — отмечают в ОСМП. Учитывая это, агентам данного рынка в ОСМП советуют оптимизировать бизнес-процессы и снижать издержки, в том числе и на аренду. «Со своей стороны мы приложим все усилия для успешного решения этих задач. Тем более, как мы видим, сил, желания и ресурсов у наших агентов для этого хватит», — подчеркнули в компании.
О том, что это нововведение скажется на бизнесе владельцев терминалов, отметили в пресс-службе Tele2. «С одной стороны, абоненты получают возможность положить больше денег на счет своего мобильного телефона, и это, безусловно, плюс. С другой стороны, может сложиться ситуация, когда часть точек будет вынуждена прекратить свою работу
«Подобные действия всегда объясняются заботой об абонентах, и именно с этой точки зрения их нужно рассматривать», — подчеркнули в Tele2.
На сегодняшний день все терминалы работают, однако, их владельцы не намерены сдаваться и готовы в любой момент вновь отключить провайдера на терминалах. Единственная просьба с их стороны — это не лишать права голоса при решении таких вопросов, в которых они играют не последнюю роль.
Оператор сотовой связи также непреклонен в своем решении и если ситуация не выправится, то компания готова ответить на действия астанинских предпринимателей. «Все эти саботажи и сговоры подталкивают нас к мысли о необходимости создания собственной независимой платежной системы. Сейчас идет разговор о покупке двух тысяч терминалов для Астаны, чтобы решить эту проблему», — заявил
Как нам пояснили в ТОО «ОСМП», создание собственной независимой платежной системы — это понятная ответная реакция оператора на историю с «восстанием машин». Во всем мире сотовые операторы имеют собственные каналы продаж, и Kcell не является исключением. «Уже сейчас около 10% платежей совершается через кассы оператора. Другое дело, что во всех случаях, которые нам известны (а QIWI работает уже в 17 странах), собственные сети продаж оказываются менее эффективными, чем привлеченные каналы, — пояснили в компании. — Построение собственной платежной системы и терминальной сети — это затратная и долговременная задача. Мы не считаем, что и в этом случае, существует угроза нашему бизнесу в РК в целом». Это связано с тем, что сегодня компания ОСМП с каждым годом стремится повышать долю несотовых платежей, тем самым снижая зависимость от сотовых, «предоставляя пользователям возможность оплаты наиболее востребованных провайдеров, таких как «Казахтелеком», «Алсеко», «Супер Лото», букмекерские конторы, продажа
Что же касается планов Tele2 и ТОО
Комментарии