Следите за новостями

Цифра дня

Ветроэлектростанцию на 100 мВт построят в Туркестанской области

    Нурлан Саргаскаев, Kcell: держим руку на пульсе

    Интервью с Нурланом Саргаскаевым, директором по развитию бизнеса «GSM Казахстан», о том, как оператор принимает вызовы рынка и каким видит его будущее.

    17 августа 2011 11:46, Марите Любинайте, Profit.kz

    В последние месяцы конкуренция на казахстанском рынке сотовой связи заметно усилилась: вышли новые игроки, значительно снизились тарифы операторов, обострилась борьба за разнообразие и качество сервисов. Редакция Profit.kz предлагает серию интервью с руководителями сотовых компаний Казахстана о том, как операторы воспринимают вызовы рынка и каким видят его будущее. Нашим первым собеседником стал Нурлан Саргаскаев, директор по развитию бизнеса «GSM Казахстан» (брэнды Kcell и Activ).

    Нурлан Саргаскаев— Нурлан, с выходом Tele2 сотовый рынок Казахстана «встряхнулся». Что для вашей компании означает появление нового игрока? Ощущаете ли вы конкуренцию с его стороны?

    — Мы не ощущаем никакой встряски в связи с выходом Tele2. Я считаю, что встряска и оживление в основном происходит на страницах масс-медиа. Конечно, мы видим динамику роста абонентской базы Tele2, поскольку в нашей биллинговой системе регистрируются все входящие и исходящие звонки. Но эта динамика для нас была прогнозируема, катастрофически большого оттока абонентов из нашей сети нет, и то, на что делала ставку Tele2, в частности, понижение тарифов, это стратегия, которой мы следовали на протяжении последних лет. Так, средняя стоимость минуты с 2006 года у нас снизилась более чем в 2 раза. Прогноз средней стоимости на этот год — менее 10 тенге за минуту. Снижаются ежегодно и тарифы на международные звонки и роуминг. В первом случае цены на звонки в страны СНГ снижены до 25 тенге (май 2009 — 49 тенге/минута на 191 страну). В случае с роумингом, в сентябре 2009 года в 20 странах, куда совершается порядка 80% роуминговых поездок, введена единая цена 50 тенге за минуту на входящие звонки при условии соблюдения условий акции. В мае 2011 года количество стран увеличено до 100 и число операторов — до 200. При этом стоимость входящих (по умолчанию) и исходящих (при специальном наборе) звонков — 50 тенге/минута.

    В целом, если говорить об оттоке, то счет идет на десятки тысяч абонентов, но это нормальный процесс. Ведь есть категория абонентов, для которых и имидж Tele2, и их тарифные предложения будут более интересными и привлекательными по сравнению с тем, что сегодня предлагают Kcell или Beeline. Однако подавляющее большинство абонентов является, к нашему счастью, лояльной базой «GSM Казахстан», которая оценила все клиентоориентированные действия компании. Конечно, для тех, кто не может платить за сотовую связь более 500 тенге в месяц, предложение Tele2 более привлекательно, так как наши тарифные предложения имеют некоторые условия. Если абонент не хочет иметь условий, а желает платить 8 тенге за минуту — им Tele2 будет более интересен. Здесь стоит добавить, что мы рассчитываем на активность нашей базы абонентов в потреблении услуг сотовой связи (в частности, наблюдается рост MOU (минут потребления сотовой связи) в два раза за последние 5 лет). И те условия, которые мы вводим в тарифном пакете «Все за 8» вполне оправданы. Мы уверены, что подавляющая часть абонентской базы Kcell их с удовольствием примет и будет экономить на минуте за счет того, что будет потреблять больше услуг. Однако мы никогда не будем допускать существенных ценовых преимуществ со стороны Tele2.

    — То есть специальных ответов Tele2 вы не планируете делать?

    — «Да», мы учитываем их тарифную политику в наших предложениях, но «Нет», мы не будем перестраивать все наши бизнес-процессы. У нас есть долгосрочная программа понижения стоимости звонков, увеличения объемов потребляемых услуг и сетевой емкости и т.д., которой мы будем и в дальнейшем придерживаться. Безусловно, какие-то корректировки будут вноситься рынком и тем же Tele2, например, вместо 12 тенге мы введем 8 тенге, вместо 10 тенге — 6 тенге, но для нас такие изменения не являются катастрофическими.

    — На ваш взгляд, насколько долго Tele2 сможет держать столь низкие цены, учитывая действующие тарифы на интерконнект?

    — На телекоммуникационном рынке для операторов связи существуют объективные ограничители, один из которых — тарифы. Мы все прекрасно понимаем, что такое перегрузка сетей и какие последствия могут быть у оператора в связи с этим. Поэтому мы надеемся, что Tele2 не будет совершать действий, которые могут «убить» индустрию в целом, поскольку Tele2 — это бизнес-структура и их тарифная политика тоже подразумевает определенные возможности возврата инвестиций, вложенных акционерами в развитие сети. Однако если Tele2 может позволить себе низкий тариф, то мы тоже можем себе это позволить, но с несущественной ценовой разницей.

    — Как вы оцениваете перспективы «Доса»? С какой целью выведен этот оператор?

    — Я затрудняюсь прогнозировать перспективы «Доса», который позиционируется как отдельный префикс с довольно дорогим интерконнектом, и то, каким образом Beeline планирует свою долгосрочную стратегию в отношении этого бренда. Скажу одно: мы со своей стороны будем стараться оставаться максимально адекватными в плане тарифов в рамках существующих брендов. Мы могли бы вывести на рынок, в дополнение к Kcell и Activ, третий бренд, не меняя ничего в своей базе, но если в краткосрочной перспективе это спасение, то в долгосрочной — не выход из положения.

    Если рынок будет и дальше двигаться на понижение стоимости минуты, соответственно и мы будем понижать ее стоимость. Будем ли мы это делать условно или безусловно, в любом случае для активной категории абонентов, тех, кому важно покрытие, высокие скорости передачи данных, возможность получать современные модели телефонов и т.д., Kcell по-прежнему будет оставаться приоритетом номер один.

    — По вашему мнению, запуск «Доса» — это ответ Tele2 или может быть «КаР-Телу» нужен второй бренд, чтобы иметь большее поле для маневра в целом? У «GSM Казахстан» в портфеле два брэнда, можно ли воспринимать «Дос» как противопоставление вашему Activ’у?

    — С этим вопросом я перенаправлю вас в Beeline. Я бы не хотел теряться в догадках.

    — Если предположить, что ставка интерконнекта все-таки будет опущена до 5 тенге за минуту, как изменятся ваши тарифы?

    — Между ставкой интерконнекта и тарифом нет прямой зависимости. Об этой взаимосвязи говорит Tele2. Вспомните, когда Beeline выходил на рынок, он не вел речь о ставках на интерконнект, а просто инвестировал в сеть, делал абонентам интересные предложения и постепенно наращивал свою базу. В этом случае я бы с удовольствием задал Tele2 вопрос: «Каковы ваши лицензионные условия?» Давайте опубликуем лицензионные требования к Kcell, Beeline и Tele2 в общей печати и пусть люди посмотрят. Потому что в соответствии с законодательством Казахстана условия работы операторов на одном рынке должны быть одинаковыми. По факту, насколько мне известно, это не так. Tele2 удалось избежать обязательств по покрытию дорог, они получили отсрочку по покрытию населенных пунктов с населением более 1000 человек, по 3G я комментировать не хочу, это отдельный вопрос. Ребята, работайте честно! Полагайтесь на свои силы и на возможности ваших акционеров.

    Что же касается интерконнекта, то на европейских рынках ставки тоже далеко не линейные. Есть развитые страны, где ставка интерконнекта значительно выше нашей, есть где она ниже, чем в Казахстане. Поэтому заявлять о том, что у нас ненормальная ставка интерконнекта, без детального анализа существующих ставок терминации европейских операторов, не совсем корректно.

    — И какова оптимальная цена интерконнекта для оператора?

    — Договорная (смеется).

    — Вы отметили то, как выходил на рынок Beeline, но ведь тогда и ситуация была иной: уровень проникновения был гораздо ниже.

    — 100% — это не предел проникновения сотовой связи в Казахстане. Реальное проникновение в течение 5 лет дойдет до 150–180%, потому что «один человек — одна сим-карта» — это уже в прошлом.

    Tele2 выходит на зрелый рынок. Я понимаю, это сложно. Но это не наша проблема, а акционеров этой компании. И они должны соотносить свои возможности с рыночными реалиями. Вот и все. И стратегия, при которой Tele2 старается максимально лоббировать свои интересы, задействуя госорганы, я считаю, не совсем правильная.

    — Говорят, что на европейских рынках Tele2 тоже активно сотрудничает с госструктурами…

    — Есть такая информация. Но есть рынки, куда Tele2 приходит, и есть рынки, с которых Tele2 уходит.

    — Как вы считаете, сколько операторов сотовой связи может позволить казахстанский рынок или он уже насыщен?

    — Проще будет ответить на этот вопрос через год-два, посмотрев, как будет меняться динамика рынка с приходом Tele2. Есть ли место еще для пятого игрока, учитывая Beeline, Kcell, Dalacom и Tele2? Мне кажется, нет.

    — Какие изменения можно ожидать в структуре рынка в ближнесрочной и долгосрочной перспективах?

    — Безусловно, структура рынка будет меняться за счет стремительного развития технологий. Даже бизнес-план не выдерживает реальной критики, если принять во внимание всю сложность текущих тенденций на рынке. Разрабатываются новые технологии, появляются новые бренды — никто 5 лет назад не мог включить Apple в бизнес-план, зато какое влияние он оказал на рынок смартфонов, то же самое в случае с планшетами. Поэтому прогнозировать что-либо очень сложно. Могу сказать одно — у операторов сотовой связи на рынке появятся новые возможности, например, финансовые, machine-to-machine (M2M), что только добавит удобства абонентам. В этой связи, мы держим уши востро, смотрим зорко и далеко во все направления и стараемся не упустить важных тенденций из вида, для того, чтобы не очутиться в ситуации, когда поздно что-либо менять.

    — Года полтора назад «GSM Казахстан» подписал меморандум с Microsoft — сотрудничество предполагало предоставление услуг «софт как сервис». Есть ли какие-то подвижки в этом вопросе?

    — Проект находится в замороженном состоянии. Дело в том, что сейчас бурное развитие получили облачные технологии, и мы пока не совсем понимаем как то, что мы планировали тогда, будет сосуществовать и конкурировать в свете распространения облачных технологий. Мы ждем развития облачных сервисов, которые, по нашему мнению, будут удобной площадкой для агрессивного внедрения этого проекта.

    — Также «GSM Казахстан» заявлял о намерении выйти на рынок продаж телефонов и компьютеров, поскольку обладает развитой инфраструктурой фирменных центров связи Kcell Connect, которые можно было бы использовать и как магазины. Компания не отказалась от этих планов?

    — Здесь все идет по плану. Количество наших сервисных точек превысило 200, shop-in-shop  — тоже более двухсот. Я думаю, что если мы не номер один, то, по крайней мере, номер два с точки зрения развитой розницы. Первой задачей розницы было обеспечить абонентов всем спектром услуг, которые мы предоставляем в наших абонентских отделах и «экспрессах». Эта задача выполнена как по набору услуг, так и по их качеству. И это был подготовительный этап для выхода на рынок сотовых телефонов. Но мы начали движение в этом направлении не совсем в соответствии с нашими ожиданиями. Есть инерция рынка, есть ошибки, которые мы сами совершили, но сейчас происходит изменение условий в лучшую сторону. И мы имеем серьезные амбиции стать крупным игроком в том числе и на рынке сотовых телефонов.

    — Будете продавать только телефоны или ассортимент будет шире?

    — Шире. Ноутбуки, смартфоны, планшеты, — то есть все, что связано с мобильным образом жизни. На всех этих рынках мы будем активны. Нами уже сделаны первые предложения, которые активно изучаются, улучшаются. В планах «GSM Казахстан» на этот год продажа десятка тысяч телефонов, в следующем году — сотни тысяч телефонов.

    — В начале июля состоялось открытие сети салонов «Азбука связи», которая аффилирована с Beeline. У них планы тоже довольно амбициозные.

    — Это и хорошо. Значит, мы будем не одни на этом поле.

    — Можете ли вы предоставить статистику по входящему/исходящему трафику абонентов « GSM Казахстан » — с какими операторами идет общение? Средняя длительность разговора? А также статистику по использованию неголосовых услуг?

    — Нет, цифры озвучить не могу. Это закрытая информация. Могу сказать только одно: доля звонков внутри нашей сети на сегодняшний день составляет 85%, а 15% приходится на звонки за пределы сети. Такие показатели не могут не радовать.

    — Уже прошло более полугода, как запущена связь третьего поколения. Насколько активно абоненты пользуются 3G? Какие показатели достигнуты? Какие услуги на основе 3G уже действуют для ваших абонентов и какие из них пользуются наибольшей популярностью?

    — Стоит отметить, что до сих пор в масштабах страны отсутствует равномерное покрытие городов сетями третьего поколения, а также имеет место невысокая плотность проникновения телефонов, поддерживающих 3G (порядка 15%). Соответственно, в приоритете нашей компании остаются те регионы, где большинство абонентов пользуются 3G-телефонами. В таких регионах устанавливается большее количество базовых станций. На сегодняшний день сеть третьего поколения развернута в 33 населенных пунктах и установлено более 1000 базовых станций. Через некоторое время мы сможем сказать о 100% покрытии крупных населенных пунктов. Тем не менее, процесс идет в соответствии с нашими планами и неприятных сюрпризов мы не наблюдаем.

    Что касается активности абонентов, то популярна базовая услуга — передача данных и доступ в интернет. Это локомотив потребления мобильного интернета. В этой связи на базе скоростных 3G-сетей мы планируем запуск мобильного телевидения, открыть возможность покупки музыки или прослушивания ее в режиме онлайн и многое другое. Для реализации этого у нас есть хорошие наработки наших партнерских компаний с другими операторами. Я видел эти продукты, они очень зрелые и я верю в их востребованность на местном рынке. Но для этого сеть не соответствует должному техническому уровню. Поэтому сейчас мы ведем техническую подготовку ко вводу новых возможностей использования 3G нашими абонентами. Полагаю, что к концу года нашим абонентам будет доступен более широкий мультимедийный сервис, а уровень использования 3G в качестве доступа к интернету вырастет в разы.

    — В компании отмечали, что в планах развивать направление универсальных услуг, когда телефон может быть одновременно и модемом, и банковской картой, и электронным ключом от двери. Какие шаги предпринимаются или будут сделаны «GSM Казахстан» по данному направлению?

    — Мы изучаем современные тенденции в этой сфере в глобальном масштабе, отслеживаем действия международных операторов в данном направлении. Мы находимся в контакте с крупнейшими банками Казахстана по этой теме, внимательно изучаем законодательство и выходим с предложениями к регуляторам по этой части. У нас есть идеи и задумки, и если программа правительства по развитию электронной коммерции является приоритетной, мы надеемся на поддержку и понимание со стороны регуляторов. Поскольку мы не хотели бы, чтобы опасения банков и их акционеров сорвали возможность сделать доступными эти услуги для операторов.

    В банковский бизнес мы вмешиваться не собираемся. Мы хотим улучшить взаимодействие между пользователями различных банков, упростить их жизнь и открыть новые возможности для самих банков. Ведь этот рынок достаточно эластичный. Объем транзакций между людьми низкий, потому что люди предпочитают давать друг другу наличные, в то время как это можно было делать в безналичной форме. И выгоду от этого получили бы все стороны.

    — При условии, что регулятор утверждает ваши стратегии, в какие сроки это может быть внедрено?

    Какие-то услуги мы уже внедряем, какие-то будем внедрять в ближайший год, какие-то потребуют немного больше времени. Но речь идет о месяцах.

    — План внедрения стандарта 4G на базе «Казахтелекома» уже разрабатывается под контролем правительства. Как вы считаете, когда возможно будет развернуть этот стандарт связи на территории Казахстана? Готов ли рынок?

    — Подготовка должна быть. У нас, к сожалению, очень много времени занял ввод стандарта 3G. Мы положительно оцениваем инициативы министерства в части более скорого внедрения 4G. По крайней мере решатся и вопросы с частотами, и регулятивные моменты до того, когда технология сама по себе будет зрелой к массовому внедрению.

    Когда лучше всего это делать, есть разные мнения. Ведь стандарт 3G эволюционирует, в том числе в части таких важных показателей, как распространенность, стоимость терминального оборудования и т.д.  Пока еще не использованы все возможности, имеющиеся в рамках пакета HSPA+ или 3G. Года через три операторы начнут активно внедрять эту технологию. Текущий вариант LTE, который сейчас внедряется, существенных преимуществ по скорости передачи данных перед HSPA+ последних версий не имеет. Конечно, задержка сигнала меньше, что улучшает качество интернет-серфинга, но в таких сервисах как просмотр видео и прослушивание музыки это роли не играет, поскольку здесь вы не ждете открытия страницы. Учитывая казахстанские реалии говорить о том, что для клиента будет существенно важно открывается у него страница за 0,5 секунды или за 0,2 секунды, не приходится.

    Между тем мы постоянно работаем с вендорами, с которыми сейчас идут дополнительные испытания по LTE. С одним из вендоров мы будем ставить станции и смотреть как это все функционирует. Мы будем держать руку на пульсе, но серьезные деньги начнем инвестировать, когда технология будет готова для этого. Это важно понимать, поскольку сегодня GSM Казахстан/Kcell является сотовым оператором №1 в Казахстане по объему средств, инвестированных в сеть. Так, за 12 лет своей деятельности на рынке компания инвестировала в инфраструктуру около $1,7 млрд. Планируемые инвестиции на 2011 год — $185 млн. Эти деньги будут направлены, в частности, на дальнейшее развертывание сети 3G, а также внедрение новых технологий и расширение спектра услуг.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии