Места силы
Интервью с креативным директором агентства Megamedia Тиграном Туниянцем о состоянии рынка интернет-рекламы Казахстана.
Креативный директор агентства Megamedia Тигран Туниянц почти 15 лет работает в рекламном бизнесе и владеет особым подходом к креативным и творческим материям: с его именем связаны одни из самых успешных рекламных кампаний в Казахстане. «&» попросил специалиста оценить состояние рынка отечественной интернет-рекламы.
— Как растет интернет-рынок в Казахстане? Можно ли говорить, что маркетинговые бюджеты компаний все больше распределяются не только на главный медийный канал — телевидение, но и на интернет?
— Я могу с уверенностью сказать, что рынок интернет-рекламы растет. Как минимум, растут интерес и актуальность интернет-продвижения для клиентов. К сожалению, этот рост зачастую носит несколько хаотичный и истеричный характер: все вдруг сильно заинтересовались мнением о себе в социальных сетях, продвижением и готовы броситься с головой в интернет, не подготовив фундаментальной базы, касающейся самого бренда. Стоимость телевизионной рекламы не падает, многие клиенты не могут позволить себе такие бюджеты и все больше задумываются о профессиональном комплексном продвижении, в котором участвуют многоканальные медиа, в том числе интернет. Пока я не могу привести пример удачной большой кампании, которая была реализована в Казахстане исключительно на базе интернета. Но расходы маркетинга на интернет увеличиваются, все начинают уделять этому больше внимания, проявлять интерес. Подтвердить этот тезис может тот факт, что холдинг, в котором я работаю, открыл новый департамент, создав внутреннее сервисное агентство, которое занимается только вопросами интернет-продвижения. Мое руководство, а именно учредители холдинга Dasm group, понимает, что бюджеты на интернет растут и нужно развивать это направление.
— Есть идеальная стратегия продвижения в интернете?
— Идеальной стратегии нет, потому что интернет — это канал. Тут важно понять, что это не цель, а средство, хотя, безусловно, средство очень современное. Мое мнение: любая более современная технология требует большего мастерства, чем все средства, которые эволюционно возникли раньше нее. За интернет-продвижение должны браться профессионалы очень высокого уровня, потому что оно требует большего объема знаний и большего объема проработки бренда. Существует иллюзия, что в интернете все просто получается: вот мы сайт сделали, организовали активности, посадили модератора на социальные сети — и все воплотилось и заработало. В виртуальном пространстве этот пузырь надуть очень легко, но если за ним не стоят идея, проработка, стиль, тон сообщения, понимание мотивов целевой аудитории и прочее, то все превращается в профанацию. И это сразу видно, тем более что в интернете люди быстрее принимают решение о том, интересна им эта реклама или нет, насколько она правильна и правдива. Поэтому я считаю, что интернет гораздо требовательнее по креативу, чем все остальные каналы, поскольку он более современный.
— Существует ли
— Увеличение продаж — это вещь абстрактная. Даже если брать аксиомы маркетинга, то промоция стоит на четвертом месте в формуле 4P: product, price, place, promo. Поэтому требовать увеличения продаж только от промоции будет несколько наивно. Если вложен
— Чем отличаются ролики в интернете от телевизионных рекламных роликов?
— Просмотр ролика в интернете более эффективен, потому что в онлайне есть возможность сделать его гораздо более длинным, интерактивным. И если ты сделал правильную хорошую рекламу и вышел к своей интернет-аудитории, то интернет-ролик будет гораздо более эффективным и предоставит больше возможностей.
— Почему отечественные компании не работают с вирусной рекламой?
— Они будут работать, но тут важно учитывать тот факт, что у нас бизнес очень часто связан с государством, и принимать во внимание наш восточный менталитет. Восток — дело тонкое: здесь важен подход, важен стиль, у нас с опаской относятся ко всему, что может выходить за рамки, и поэтому
— С государством в интернете работать сложнее, сами схемы взаимодействия сложнее?
— С государством всегда схема работы сложнее, потому что если в коммерческом секторе клиент заинтересован в конкретных результатах, то в государственном секторе стоит другая цель — сделать целостное мероприятие, интересно его оформить и, главное, реализовать идеологический потенциал. И здесь рисковать вообще не любят. Мой личный рекорд того, что удалось сделать с интернет-продвижением государственного мероприятия, — это ролики, приуроченные к празднованию
— У вас много конкурентов?
— Рекламный бизнес вообще высококонкурентный. Порог входа в него не очень большой, поэтому конкуренция в рекламе очень высокая.
— Наличие большого числа рекламных агентств влияет на стоимость рекламы?
— Да, влияет как в хорошую, так и в плохую сторону. Сейчас, мне кажется, скорее в плохую. Реальность такова, что у нас нет серьезной клиентской конкуренции, Казахстан не насыщен большим объемом хорошего качественного присутствия товаров и услуг, брендов. Если
— Премиальные бренды все больше приходят в интернет?
— Они приходят, но в казахстанском интернете все премиальные бренды — не казахстанские. А мировые премиальные бренды демонстрируют, что между интернетом и дешевизной не стоит знак равенства. Потому что в интернет-проекты и сайты вложены колоссальные бюджеты. Бренды приходят в интернет и доказывают свой статус, свою премиальность, делают невероятные вещи.
Комментарии