Мобильные войны
Под силу ли Tele2 выжить среди мастодонтов сотового рынка Казахстана?
Шведский телекоммуникационный холдинг Tele2 развернул в Казахстане настоящую маркетинговую войну. Речь идет не только об агрессивной рекламе с использованием образа мафии, но и о методах интенсивного привлечения абонентов путем бесплатной раздачи
Уже заработавший имидж дискаунтера, Tele2 еще в августе 2010 года устроил кратковременную акцию по раздаче бесплатных SIMок под прежним брендом Neo. Однако вскоре шведы приняли решение развивать сеть в Казахстане под собственным брендом. Это, видимо, было сделано, чтобы откреститься от всяких ассоциаций с прежней сетью невысокого качества и ограниченной зоной покрытия.
Стоит обратить внимание на интересный факт: Tele2 купил в марте 2010 года у «Казахтелекома» 51% долю в ТОО «Мобайл Телеком-Сервис»/Neo, когда количество активных
До официального запуска Tele2 в Казахстане предполагалось, что под новым брендом оператор сможет дать большую зону покрытия при низких тарифах. Однако на деле получилось, что пока оператор предлагает привлекательную цену и только потом качество связи.
Качество связи Tele2, как полагают некоторые участники рынка, страдает, поскольку оператор использует в качестве основы для развития сети в Казахстане частоты в диапазоне 900 МГц, а не традиционные для страны 1800 и 2100 МГц. Представители Tele2 не скрывают, что решили сэкономить на инвестициях. Ведь использование
На конец июня Tele2 уже присутствует в четырех областях Казахстана: Актюбинской, Западно-Казахстанской, Алматинской, Акмолинской, а также в Алматы и Астане. Во всех этих регионах оператор бесплатно раздавал сертификаты, которые затем можно было обменять на
Результаты халявы налицо: очереди из желающих поменять бесплатные сертификаты на
С учетом того, что сертификаты раздавались практически без ограничений, можно прогнозировать существенный рост абонентской базы Tele2 в Казахстане по итогам второго квартала. Представители оператора не говорят о количестве розданных сертификатов, отмечая, что акция ориентирована на социально уязвимые слои населения.
По умолчанию на розданных
Надо сказать, что Tele2 теряет на интерконнекте (звонки на сети других операторов) при существующем тарифе 19,98 тенге/минуту 12 тенге на каждой минуте. Почему Tele2 идет на такие жертвы? Да потому что уже пообещал своим акционерам завоевать долю на казахстанском рынке в
Стоит отметить, что Tele2 заработал очки, предложив платить одинаковую цену за каждую минуту разговора. Не секрет, что в Казахстане некоторые тарифные планы, позиционирующиеся, как недорогие, предполагают значительно более высокую плату за первую минуту разговора. Почему это происходит, можно понять из статистики Министерства связи и информации, согласно которой, средняя продолжительность разговора по сотовому телефону в Казахстане составляет всего 40 секунд.
Помимо тарифного плана «Зазвони всех», Tele2 предложил казахстанцам тариф «Клан», в котором можно звонить внутри сети по 3 тенге за минуту по Казахстану. В интервью LS председатель правления «Tele2 Казахстан« Андрей Смелков отметил, что даже такой недорогой тариф является прибыльным для оператора. Кстати, в ходе вторжения в регионы РФ Tele2 нередко предлагал тарифные планы по
Интересно, что Tele2, как и Beeline, придерживается российской практики предоставления региональных тарифов, когда абонентам предлагается звонить дешевле внутри региона.
Tele2 пока умалчивает, сколько абонентов приобрел в ходе вторжения в четыре региона Казахстана, обещая опубликовать эти данные только в отчетности по итогам второго квартала. Однако очевидно, что абонентская база оператора может кратно вырасти за счет агрессивного маркетинга уже до конца этого года.
Для достижения своих планов Tele2 инвестирует в казахстанские активы
Сам пирог, большой кусок от которого пытается откусить Tele2, весьма привлекателен — в 2010 году казахстанские сотовые операторы заработали 271,7 млрд. тенге. Львиная доля этих доходов пришлась на Kcell и Beeline.
Причем, отрасль продолжает расти довольно быстрыми темпами. Как отмечается в отчетности, опубликованной на сайте TeliaSonera (акционер GSM Kazakhstan/Kcell), в первом квартале 2011 года количество
Если взглянуть на этом фоне на доходы Tele2 на нашем рынке, то они выглядят просто крохами с барского стола — 29 млн. крон за первый квартал. При таких мизерных доходах и открывающихся перспективах неудивительно, что Tele2 так и брызжет агрессией в захвате новых абонентов в Казахстане.
Менеджмент Tele2 охотно делится планами, акцентируя внимание на том, что оператор удваивает количество базовых станций в регионах присутствия. К концу 2011 года Tele2 планирует утроить, по сравнению с концом 2010 года, количество базовых станций, не раскрывая, впрочем, абсолютных показателей.
Количество базовых станций предшественника Tele2 — Neo — в 2009 году достигало 800. Тогда собственник бренда заявлял о том, что покрывает 251 населенный пункт Казахстана. Для сравнения: Beeline сообщает о 4 тыс. базовых станциях на май текущего года.
Вторжение Tele2 в Казахстан переполошило конкурентов. Заметно забеспокоился
Характерно, что Beeline проводит различные рекламные акции одновременно с Tele2 — сначала в Актобе, потом в Уральске, Алматы и, наконец, в Астане. Если поначалу Beeline просто активно распространял свои
Beeline предложил алматинцам и жителям области бесплатное общение внутри сети при условии пополнения баланса на 300 тенге не реже 1 раза в 25 дней. На все остальные номера по Казахстану «ДОС» предложил платить по 15 тенге за первую минуту и по 5 тенге со второй минуты. О чем говорит эта синхронная активность Beeline, нетрудно догадаться. Beeline видит в Tele2 опасного конкурента.
Кстати, в России были прецеденты запуска суббрендов накануне пришествия Tele2 в тот или иной регион. Так поступил, к примеру, МегаФон, предложивший в Новосибирской области виртуального оператора «Просто для общения» с недорогой платой — 5 копеек (25 тиынов) за минуту. Под виртуального оператора даже выделили собственный федеральный код нумерации — 929, собственный биллинг, офис обслуживания и службу поддержки абонентов. Он позиционировался как ценовой дискаунтер, предоставляя недорогие звонки абонентам. В итоге данный суббренд открылся в нескольких регионах — даже в Москве и Московской области, куда вход Tele2 пока заказан.
Единственным оператором в Казахстане, которому пока, скажем так, фиолетово, является Kcell. Он не провел сколько-нибудь значимых акций по удержанию, а, тем более, по привлечению новых клиентов посредством недорогих тарифов. Мастодонт рынка предпочитает нешумные маркетинговые ходы. Например, в день прихода Tele2 в Астану, где Kcell безраздельно господствует, оператор предложил абонентам Activ «Голосовые пакеты: 30 минут за 150 тенге в день» с платным подключением к акции за 200 тенге.
Все
Помимо тарифов, важно качество связи и зона покрытия, а она у Tele2, мягко говоря, хромает. Многие новые и старые абоненты сети продолжают жаловаться на проблемы с дозвоном и качеством голосовой связи. Они отмечают, что с тех же сотовых телефонов, с помощью которых выходили в интернет через других операторов, невозможно выйти в глобальную сеть через Tele2.
В таком ракурсе ценовой дискаунтер уже не выглядит столь привлекательно. Абоненты, уставшие от дорогой связи, надеялись получить от Tele2 не только привлекательные тарифы, но и такое же качество связи, как и у старых операторов. Однако пока эти ожидания не оправдались.
Несмотря на заявленные планы Tele2 по удвоению количества базовых станций в регионах вторжения, в той же Астане буквально в ближайших крупных пригородах до сих пор нет зоны покрытия оператора.
В регионах, где традиционно доминируют другие операторы, к примеру, Kcell в Астане или Beeline в Западно-Казахстанской области, абонент, подключаясь к Tele2, столкнется с тем, что большинству людей из его контактов станет гораздо дороже звонить ему. Поэтому даже бесплатная раздача
По мнению LS, тренд на усиление тарифной и нетарифной конкуренции между сотовыми операторами продолжится. Впереди конкуренция за интернет трафик. Tele2 в стремлении завоевания локального рынка будет продолжать активно ставить базовые станции и привлекать новых абонентов. А Beeline не останется в долгу, сохраняя с момента своего прихода в республику репутацию активного игрока. Последним, кто неминуемо активизируется, станет довольно пассивный пока Kcell
Лояльность абонентов играет большую роль, но интересные тарифные планы также имеют свою притягательность. Поэтому, скорее всего, Tele2 на первом этапе удастся привлечь на свою сторону часть существующих абонентов лидеров, но сохранит ли пришелец набранную массу, — вопрос остается открытым.
Количество активных
Beeline — 6090887 (на 31 марта 2010 года), 6986979 (на 31 марта 2011 года)
Neo/Tele2 — 265000 (на 31 марта 2010 года), 308000 (на 31 марта 2011 года)
Ист. — AC&M Consulting и TeliaSonera
Доходы казахстанских операторов:
2008 год — 217,5 млрд. тенге
2009 год — 237,9 млрд. тенге
2010 год — 271,7 млрд. тенге
Ист. — Агентство РК по статистике
Комментарии