Свидетели e-GOV
Интервью с исполнительным директором фонда «Информационная инициатива» Михаилом Тюниным о будущем отечественного электронного правительства.
Проект электронного правительства в Казахстане, по мнению экспертов, работает в основном ради облегчения трудового процесса самих государственных органов. Однако это не похоже ни на одну модель, принятую в мире, — система
Об этом и о желательном будущем отечественного электронного правительства расскажет Михаил Тюнин, исполнительный директор фонда «Информационная инициатива». Организация специализируется на проектах, связанных с обеспечением доступа граждан к информации и услугам электронного правительства
— Что сегодня тормозит развитие проекта электронного правительства в Казахстане?
— В стране до сих пор чрезвычайно низкий уровень компьютерной грамотности. Согласно данным социологических исследований, всего лишь 20 процентов населения имеют представление о цифровых технологиях и имеют навыки работы с интернетом. Причем в основном, конечно, это молодежь. Которая, как правило, государственными услугами пользуется крайне редко и не в полном объеме. Более взрослое поколение
— Каков, на ваш взгляд, должен быть процент владения цифровыми технологиями в обществе, чтобы система электронного правительства работала эффективнее, в полную силу и развивала новые сервисы?
— Вообще всегда говорилось о задаче достижения порога в 20 процентов. По логике после достижения этого уровня должна была запуститься «цепная реакция». То есть количество пользователей должно было резко возрасти, а следовательно, и существенно увеличиться потребление электронных услуг, предлагаемых государством.
Однако на практике все оказалось иначе. В 2006 году была разработана специальная государственная программа снижения цифрового неравенства, которая была направлена на создание этого
— Вы думаете, что необходимо возродить эту программу?
— Разумеется. Однако это необходимо сделать
По результатам исследования мы предложили сделать следующий акцент — проводить короткие, но практические тренинги, которые бы, в первую очередь, сняли барьер «боязни» информационных технологий. Плюс провести разъяснительную работу — четко объяснить, что информационные технологии ведут к следующему этапу развития нашего общества. Люди сами научатся технологиям, нужно лишь правильно их сориентировать. Это организаторы проекта учли на бумаге, но не сделали практически.
— Порой исполнение продуктов в рамках проекта электронного правительства оставляет желать лучшего. С чем это связано, на ваш взгляд?
— Фактически во время этапа формирования архитектуры электронного правительства во главу угла ставилась задача оптимизации деятельности структур государственного управления. И в меньшей степени программа электронного правительства была ориентирована на предоставление услуг населению.
Часто мы видим, что программные продукты, которые предлагаются потребителю, проходят очень короткий срок тестирования. То есть все ошибки исправляются уже на стадии промышленной эксплуатации. Практически все программные продукты, которые были созданы в рамках проекта электронного правительства, дорабатывались, так сказать, в живую. Этого делать категорически нельзя.
Еще один момент — не всегда технические задания по созданию тех или иных информационных систем разрабатывались грамотно. Это упущение заказчика — ответственного государственного органа. Это порой даже на руку исполнителям заказа — разработчикам. Но от этого, в первую очередь, страдает потребитель.
— Насколько, на ваш взгляд, эффективна работа блог-платформ электронного правительства?
— Это очень интересно с точки зрения получения «качественной» обратной связи. Но в то же время пользователь тоже должен быть готов к диалогу. К сожалению, первый опыт создания персональных страниц руководителей государственных органов показал — блоги превратились в элементарную жалобную книгу. Между тем эта платформа задумывалась как инструмент для получения обратной связи, но не в форме жалоб, а в форме конкретных предложений и пожеланий, в том числе полученных в формате дискуссий.
— То есть вы считаете, что блог-платформа электронного правительства более не актуальна?
— Содержать блог-платформу в том виде, в котором она существует сегодня, уже нецелесообразно. По своему опыту знаю — если тема достаточно скандальная, то на нее реагируют быстро. Но если тема связана с предложениями или с запросами, которые касаются улучшения чего-либо (в чем, собственно, и смысл блог-платформы), то такие, как правило, остаются без внимания. То, что блог «не добился» задуманного и стал иным, понимают и члены правительства. Поэтому сейчас глава правительства ищет новые площадки для общения с интернет-пользователями.
— Опыт внедрения электронного правительства какой страны, схожей по своей специфике с Казахстаном, вы можете привести в пример?
— Эстонии. Эта многонациональная республика «помнит» Советский Союз, несколько схожа ментальность. Однако у них система электронного правительства работает совершенно иначе — эффективнее и доступнее в первую очередь для потребителя.
В их системе 250 баз данных. Они соединены в единую транспортную среду, которая называется
Реклама электронного правительства вещает, что необходимо «бегать» по клавиатуре, а не по кабинетам. Но на деле люди сталкиваются с другой действительностью. Хочу привести реальный пример. Возле акиматов и налоговых органов в прошлом году висели билборды с рекламой
В Казахстане идея создания электронного правительства активно обсуждалась с начала
Комментарии