Следите за новостями

Цифра дня

10,4 млрд — количество безналичных транзакций в РК в III квартале 2024

    Закон жанра

    Интервью с руководителем холдинга «НУР-Медиа» Кайсаром Джанахановым о внедрении закона «О телерадиовещании» в Казахстане.

    25 января 2011 11:28, Вадим Котов, Литер
    Рубрики: Связь, Общество

    Создание правового поля позволит усилить конкурентоспособность казахстанского телерадиовещания.

    Современное развитие общества уже немыслимо без информации: ее становится все больше, а сама она движется все быстрее. Если 10 лет назад говорили о том, что новость живет три дня, то сегодня речь идет о считанных часах.

    И в этом смысле Казахстан не является исключением — как и остальной мир, он движется навстречу информационному обществу. Буквально в конце 2009 года глава государства подписал закон «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам связи». Следующий этап, а он не за горами, — выход в свет закона «О телерадиовещании». В чем соль перемен? Какие цели преследует перед собой медиасообщество республики? Что необходимо сделать для повышения качества и конкурентоспособности СМИ? С этими вопросами поделился своими мыслями руководитель холдинга «НУР-Медиа» Кайсар Джанаханов.

    В конце прошлого года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам связи». Закон является первым этапом перехода казахстанского телерадиовещания на цифровой формат. А уже 18 января 2011 года глава государства принял участие в церемонии официального запуска в эксплуатацию национальной спутниковой сети телерадиовещания в цифровом стандарте DVB-S2. Следующим этапом в части правового обеспечения должен стать закон «О телерадиовещании». Об этом мы попросили поделиться своими мыслями генерального директора холдинга «НУР-Медиа» Кайсара Джанаханова.

    Генеральный директор холдинга «НУР-Медиа» Кайсар Джанаханов— Что, на ваш взгляд, ждет профессиональное медиасообщество от законопроекта о телерадиовещании?

    — Я думаю, ожидания разные и зависят они от субъективных потребностей и пожеланий субъектов рынка. Кто-то боится ужесточения регулирования, а кто-то, наоборот, ждет от законопроекта государственной поддержки, ведь с внедрением эфирного цифрового телевидения рынок телерадиовещания неизбежно будет меняться, появятся новые игроки. А меняться он будет в соответствии с законом. Поэтому, я считаю, необходимо акцентировать внимание на объективных потребностях. Не секрет, что с момента обретения независимости и построения национального законодательства у нас эту сферу регулируют нормативные правовые акты различных уровней. Нет базового документа, устанавливающего единые «правила игры». Для дальнейшего развития телерадиовещания нужен четкий порядок работы, определенный государством. Самое главное, что все участники рынка телерадиовещания понимают, что закон «О телерадиовещании» нужен.

    — А насколько необходимы единые правила?

    — Без четких правил затруднено развитие любого процесса, применительно к телерадиовещанию особенно. Сколько популярных телепрограмм отечественного производства прошло на телеэкранах за последние двадцать лет? Ответ очевиден. Я убежден, что одной из главных причин этого является отсутствие закона. Основная масса городского населения подключена к кабельному телевидению. В местностях, где нет кабельного ТВ, широко распространены спутниковые антенны. Министерство связи и информации приводило цифры, которые говорят о том, что населением установлено более 900 тысяч спутниковых антенн, то есть даже навскидку можно сказать, что около 60–70 процентов казахстанцев смотрят кабельное и спутниковое ТВ. При этом у нас ни в одном законодательном акте нет понятия «кабельное и спутниковое ТВ», нет критериев к техническим параметрам их работы.

    Теперь вторая сторона данной ситуации. Что население там смотрит? Подавляющее большинство смотрибельных каналов — это российские эфирные каналы, Первый канал, «Россия», НТВ и т.д.  А какие именно телепрограммы там имеют высокий рейтинг? Шоу-программы по зарубежной лицензии, сериалы и кинофильмы, крупные развлекательные и спортивные мероприятия. А есть ли у этих каналов право показа этих телепрограмм за пределами России, в данном случае на территории Казахстана? Казахстанский телеканал, покупая дорогостоящие кинофильмы и сериалы, лицензии на телепрограммы, изначально в проигрышном положении, поскольку население уже привыкло смотреть все это в российском исполнении, качество которого в основном выше. Но ведь и российское телевидение пришло к нынешнему состоянию не за один год. Поэтому необходимо законодательно обеспечить равные права и обязанности, ресурсы и возможности для участников телевизионного рынка.

    — Согласитесь, на российских телеканалах есть и оригинальные телепрограммы, имеющие высокую популярность.

    — Давайте посмотрим историю развития российского телевидения, которая показывает, что эти программы появились не за один день. Еще десять лет назад их количество можно было пересчитать по пальцам. Ключевой и сложный момент не в том, что у них есть что-то такое, что мы не сможем сделать, а в том, что казахстанский зритель развивался вместе с российским ТВ и теперь нашему зрителю трудно переключиться на казахстанский контент. Следует отметить, что российский телевизионный рынок развивался по пути становления крупных зарубежных телевизионных рынков. В первую очередь развиваются эфирные телеканалы. После формирования полноценного пула эфирных каналов на коммерческой основе развиваются другие направления. Самое главное, эфирные каналы являются локомотивами телеиндустрии и основные тренды телевизионного программирования задаются ими. У нас же этого не происходит, население давно ушло от эфира.

    — И какие, на ваш взгляд, должны быть законодательные меры, чтобы как-то исправить ситуацию?

    — В законопроекте есть норма, согласно которой иностранные телеканалы должны регистрироваться в Казахстане. Я считаю, что при регистрации основным требованием должно стать соблюдение авторских и смежных прав. Они должны относиться к Казахстану не как к бесплатной территории распространения, а как к самостоятельному рынку услуг.

    С 2009 года в России проводятся мероприятия по регистрации иностранных телеканалов. Российская федеральная служба по надзору в области массовых коммуникаций основной целью этих мероприятий заявляла формирование в России равных экономических условий для деятельности отечественных и зарубежных телекомпаний. Иностранные телеканалы должны учредить российское юридическое лицо, зарегистрировать его как СМИ и получить лицензию на вещание. В итоге мы видим, что сейчас в кабельных и спутниковых сетях России абсолютное большинство зарубежных телеканалов — это адаптированные версии, имеющие самостоятельное российское программирование.

    Еще один немаловажный момент: в данном случае дорожает себестоимость производства и телеканалы перекладывают часть расходов на своих контрагентов, то есть на операторов кабельного и спутникового телевидения, что, соответственно, приводит к повышению абонентской платы для потребителя. Но это обязательные элементы цивилизованного телевизионного рынка: или ты бесплатно смотришь эфирное телевидение с рекламой, или, единожды купив антенну, смотришь спутниковые каналы, или смотришь платное дорогое телевидение.

    — Вы же понимаете, что повышение абонентской платы, как и любое другое повышение тарифов, будет воспринято населением негативно.

    — У населения есть всегда право выбора. Интернет с его колоссальными возможностями или индивидуальный спутниковый прием. Купите спутниковую тарелку и смотрите любые каналы, имеющиеся в свободном доступе. Тем более что Министерством связи и информации недавно запущено цифровое спутниковое ТВ, покрывающее большую часть территории республики. Есть достаточное количество зарубежных спутниковых систем, сигналы которых доходят до Казахстана.

    Поймите, невозможно принимать более ста каналов за абонентскую плату меньше десяти долларов в месяц. В США абонентская плата за один кабельный телеканал премиум класса (HBO, Showtime) достигает десяти долларов в месяц. Понятно, что сравнение условное и у нас разные условия жизни. Но необходимо понять, что за хороший эксклюзивный контент нужно платить.

    В тех же США имеется 6 сильных эфирных телеканалов национального значения, распространяемых бесплатно. Именно на этих телеканалах выходит основная масса рейтинговых шоу-программ и сериалов. При этом к ним предъявляются определенные требования со стороны Федерального агентства по связи.

    В России аналогичная ситуация — все популярные массовые телепрограммы выходят на эфирных телеканалах. Все остальное идет в эфире кабельных и спутниковых телеканалов, специфика которых заключается в том, что они стараются выбрать определенную целевую аудиторию.

    — Одним словом, в первую очередь необходимо развивать эфирное телевидение. А не получится так, что многие иностранные телеканалы не пойдут на регистрацию и это, по сути, сильно затруднит деятельность кабельных операторов?

    — В России свыше ста неэфирных каналов, транслируемых исключительно в кабельных сетях и спутниковых системах. Емкость русскоязычной среды в Казахстане, где они также распространяются, известна. Поэтому причин для их ухода с рынка республики нет. Не подадут на регистрацию, скорее всего, две категории каналов. Абсолютное большинство телеканалов дальнего зарубежья, сейчас представленных в сетке операторов кабельного телевидения, являются спутниковыми и предназначены для бесплатного распространения посредством спутника. Поэтому кабельные сети изначально не предполагались ими как транспортная среда и их уход будет закономерен.

    Безусловно, риск отказа от регистрации существует в отношении российских эфирных каналов. Я думаю, что зритель от этого нисколько не пострадает, поскольку самые рейтинговые телепрограммы будут закупаться нашими эфирными каналами.

    А для полной версии российских эфирных телеканалов и всех зарубежных телепрограмм всегда остается индивидуальный спутниковый прием. Кроме того, нельзя забывать про собственный контент. Кабельным операторам было предоставлено 20 лет, для того чтобы они его развивали. Если бы оператор кабельного телевидения имел долгосрочную стратегию развития, вопрос создания собственного контента возник бы сам собой. Как я уже говорил, в России более 100 неэфирных каналов, в США их количество более 500. Сколько на сегодняшний день неэфирных каналов в Казахстане? Вряд ли десяток наберется.

    — Да, с приведенными аргументами трудно спорить. У вас, конечно же, есть собственные инициативы по разработке законопроекта, расскажите о них подробнее.

    — Лично я занимаюсь этим вопросом около семи лет. Инициативы по разработке отраслевого закона возникают не в первый раз. Но именно сейчас они приобрели конкретный вид и близки к реализации. Здесь было бы уместнее говорить о холдинге «НУР-Медиа» в целом. Представители холдинга участвуют в деятельности рабочей группы Министерства связи и информации с самого начала, с момента разработки концепции закона. Сейчас уже идет работа непосредственно над текстом.

    Для нас, как одного из субъектов телевизионного рынка, я уже это отметил, важно видеть в законе конструкцию будущего телерадиовещания. Во-первых, это эфирное цифровое телевидение: в законопроекте определяется статус Национального оператора телерадиовещания, предусматриваются меры государственной поддержки в виде распределения цифровых телевизионных приставок для социально защищаемых слоев населения. И самое главное, установлена отдельная статья о переходе на эфирное цифровое вещание, где решены вопросы со сроками перехода, с лицензированием, с формированием первого мультиплекса (приоритетное право вхождения для действующих телекомпаний).

    Во-вторых, разграничение субъектов телерадиовещания, их прав и обязанностей. Кроме операторов кабельного телевидения на сегодняшний день на территории Казахстана распространяется оборудование и карты оплаты отдельных операторов платного спутникового телевидения (НТВ +, Радуга, Триколор), которые в соответствии с законопроектом обретут свой статус и должны будут вести ретрансляцию своих телеканалов согласно нормам казахстанского законодательства.

    В-третьих, защита интересов национального телерадиовещания, предусматривающая в том числе определенную долю отечественных телепрограмм в еженедельной сетке вещания.

    — Насколько эти ограничительные меры будут эффективны? Не проще ли развивать свои программы, и тогда зрители сами потянутся к отечественному телевидению?

    — Как я уже говорил и еще раз повторю: любые меры должны реализовываться в комплексе. Необходимо корректировать структуру в целом. Наши эфирные телеканалы должны задавать тон, программировать лучшие сериалы, телефильмы и передачи. Для этого необходимо создать условия. Кабельное и платное спутниковое телевидение должно занимать свою нишу, со своими специализированными тематическими программами.
    Специфика нашего законодательства заключается в том, что наши законы являются законами прямого действия, где основные регулятивные нормы должны быть прописаны в законе. Поэтому создается впечатление, что зарубежное законодательство менее императивное.

    Однако отдельные инструкции и предписания того же Федерального агентства по связи в США или Роскомнадзора в России содержат достаточно жесткие требования. В странах Европейского союза широко практикуется норма о необходимости предоставления не менее 50 процентов эфира программам, произведенным странами Европейского союза.

    Согласно соглашению «Женева-2006» Казахстан в любом случае до 2015 года должен перейти на эфирное цифровое телерадиовещание. Я глубоко убежден, что к этому времени мы должны иметь классическую телерадиовещательную среду, основанную на принципах равенства субъектов рынка и приоритета национальных интересов государства. А создание соответствующего законодательного поля обусловит и ускорит ее появление.

    В целом о законопроекте можно говорить много, и все его интересные для обсуждения стороны не могут быть затронуты в рамках одного материала. Я надеюсь, что важные аспекты этого документа станут предметом еще не одной дискуссии.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии