Куанышбек Есекеев: Мы работаем, чтобы клиент получил все виды сервиса
Интервью с председателем правления АО «Казахтелеком» Куанышбеком Есекеевым о том, какие перспективы открываются перед телекомом в стране и о работе компании.
Казахстан — страна со сложным ландшафтом, высокой сейсмоактивностью и большими расстояниями между населенными пунктами. В то же время в этом регионе телефонизированы все перспективные сельские населенные пункты, развит ШПД в интернет. О том, как удалось достичь таких результатов и какие перспективы открываются перед телекомом, рассказал руководитель ведущего оператора связи Казахстана, председатель правления «Казахтелекома» Куанышбек Есекеев.
— Какие тенденции вы наблюдаете на телекоммуникационном рынке Казахстана и других стран СНГ, включая Россию?
— Надо понимать, что как на российском, так и казахстанском рынках мы работаем, по сути дела, с одним и тем же пользователем, у которого одни и те же запросы. И там, и здесь наблюдается переход от голосового трафика к VoIP, развивается широкополосный доступ в сеть интернет.
Сегодня наша компания действует на высококонкурентном рынке, где для любой услуги, которую мы предоставляем, найдется альтернативное предложение. Это говорит о том, что все компании начинают работать более динамично, они больше фокусируются на клиенте, на том, что дает ему услуга, а не на технических аспектах ее реализации. Поэтому наша компания, как и все другие, работает так, чтобы клиент получил все необходимые ему виды сервиса.
Сегодня мы наблюдаем настоящий бум развития широкополосного доступа в интернет, как мобильного, так и проводного. Ожидается, что через
— Один из самых заметных проектов «Казахтелекома» — это национальная информационная супермагистраль (НИСМ). Какие цели и задачи преследовала реализация этого проекта?
— Потребность в хорошей магистральной сети возникает по многим причинам, в том числе
«Казахтелеком» сегодня
«Казахтелеком» — лидер отрасли, обладающий самой широкой телеком-инфраструктурой в Казахстане. На долю компании приходится 37% рынка связи государства.
«Казахтелеком» — миноритарный акционер сотового оператора «GSM Казахстан» (торговая марка Kcell), у которого 33% доли рынка мобильной связи (около 6 млн. абонентов), а также стопроцентный владелец сотовой сети «Алтел», работающей в стандарте CDMA (1,2 млн. абонентов).
«Казахтелеком» предоставляет и развивает такие сервисы, как IPTV, услуги хостинга, дата-центра и т. д.
Поэтому, начиная с 1998 года, «Казахтелеком» занимался строительством колец оптоволоконных магистралей. Естественно, мы постоянно осуществляем модернизацию конечного оборудования, увеличиваем пропускную способность сети. Это происходит
Вторая причина наращивания пропускной способности сети в том, что мы не только оказываем услуги конечным пользователям, физическим и юридическим лицам, но и осуществляем пропуск трафика сторонних операторов связи, предоставляем услуги опорной сети для сотовых операторов. Поэтому для нас очень важно, чтобы пропускная способность была высокой. Мы также проводим достаточно гибкую политику в области предоставления услуг, совершенствуя схемы продаж для операторов связи. Она заключается в том, что с каждым крупным оператором мы работаем индивидуально и изменяем свои условия в зависимости от потребностей клиента.
— Как вы решаете проблему телефонизации сельской местности? Например, в России до сих пор огромное количество населенных пунктов без телефонной связи.
— У «Казахтелекома» есть дочерние компании, которые имеют частотный диапазон специально для развития беспроводной связи на селе. Это диапазон 450 МГц, а используемый стандарт — CDMA. Данная несущая частота имеет свои преимущества. Ведь чем она ниже, тем больше радиус распространения сигнала, а, значит, тем меньше нужно ставить базовых станций.
Мы приняли на себя обязательство перед государством в том, что будем осуществлять телефонизацию сельских населенных пунктов. Нам сначала предоставили одну несущую частоту, а недавно дали еще две. И в течение последних трех лет нам удалось достичь 100% уровня телефонизации перспективных сельских населенных пунктов при помощи радиотелефонов. Поэтому в дальнейшем мы будем решать вопрос развития широкополосного доступа на селе.
— То есть получается, что выгоднее установить радиосвязь, чем тянуть кабель к каждому дому?
— А как же еще при наших расстояниях и невысокой плотности населения? Например, сегодня мы делаем автоматизацию школ. Работа идет в 6,5 тыс. населенных пунктах. При этом только в 2 тыс. из них можно протянуть ШПД, а все оставшиеся находятся на селе. Тянуть к ним кабельную инфраструктуру очень дорого. Поэтому мы заключили договор с оператором радиотелефонии, который позволяет нам обеспечить село связью.
— Как развивается проект сети NGN?
— Сеть NGN необходима для того, чтобы оказывать мультисервисные услуги, такие как, например, IPTV, а для этого требуются хорошие магистральные линии.
Сегодня у нас переведено на NGN около 1 млн. абонентов, главным образом в городской местности. Мы, конечно, инвестируем средства в этот проект, но это процесс небыстрый. Хотелось бы сделать все как можно скорей, но мы ведь тоже коммерческая компания, и денежный пул ограниченный.
— Кого вы видите в качестве главных потребителей услуг сети NGN: корпоративный сектор или частных пользователей?
— На эти услуги хорошо подписываются физические лица. Мы провели тщательное маркетинговое исследование и таргетирование. Его результаты показывают, что благодаря устойчивому росту экономики у людей есть чем платить за данные услуги. И культурный фон весьма положительный: люди привыкли оплачивать то, что потребляют. Поэтому таргетирование направлено на физических лиц, которые хорошо разбираются в новых услугах и технологиях и заинтересованы в них.
— Обширный спектр услуг «Казахтелекома» — это, с одной стороны, хорошо: много услуг — много клиентов. Но, с другой стороны, не мешает ли такая широта интересов развитию глубокой компетенции в отдельных направлениях бизнеса?
— Я согласен: проблемы в вопросах компетенции могут возникать. Но в этом случае помогают сторонние компании. Мы очень много работаем с российскими поставщиками, различными крупными интеграторами. Например, берем софт из России, для создания проекта IPTV используем силы российских интеграторов, таких как AMT Group, NVision. Не стоит гнаться за
— Немного о будущем. Какие направления, по вашему мнению, будут наиболее востребованы лет через пять-десять?
— Сегодня мы делаем ставку на LTE. Если государство даст нам возможность работать на этом рынке, то мы могли бы развивать широкополосный мобильный доступ. На рынок фиксированного ШПД мы вошли первыми, первыми хотим войти и на рынок LTE. Это наше будущее, над которым мы работаем уже сейчас. Но LTE — это большие скорости, это принципиально новые абонентские устройства, поэтому очень важна инфраструктура, которая позволит реализовать данную технологию.
Мы прекрасно понимаем, что наш клиент становится все более образованным, ему нужны новые технологии и сервисы, ему нужны коммуникаторы, которые умеют работать с интернетом. Мы понимаем эти потребности и готовимся предлагать соответствующие услуги.
— Расскажите немного о себе. Как вы пришли в телекоммуникационный бизнес?
— Я пришел в эту отрасль из программирования. До этого работал директором Департамента информационных технологий в Минфине, на железной дороге, в нефтяной промышленности. И везде был связан с ИТ. Затем работал около 3,5 лет заместителем председателя Агентства по информатизации и связи, потом председателем этого агентства, три последних года занимался электронными услугами, связью, и непосредственно телекомом. После этого стал председателем правления «Казахтелекома».
— Какие любимые телеком-гаджеты у руководителя главной компании связи Казахстана?
— iPad, я с ним никогда не расстаюсь. У меня в нем и расписание, и почта. Если говорить в целом, я большой поклонник Apple. Один мой мобильный телефон — Nokia, а другой — iPhone. К нему я всегда беру дополнительную батарею и даже две зарядки, на тот случай, если одна вдруг потеряется, что вполне возможно во время командировок.
Комментарии