Следите за новостями

Цифра дня

10,4 млрд — количество безналичных транзакций в РК в III квартале 2024

    Казнет в цифрах

    Рост количества интернет-пользователей в Казахстане в 2010 году может замедлиться в сравнении с темпами 2009 года.

    4 марта 2010 14:04, Ксения Михайлова, Фокус
    Рубрики: Интернет

    Рост количества интернет-пользователей в 2010 году может замедлиться в сравнении с темпами 2009 года. Но все же в наступившем году казахстанский сегмент всемирной паутины может пополниться еще 1,8–2 млн. новых пользователей, прогнозируют эксперты.

    Реальный уровень интернет-проникновения, а также количество пользователей сети остаются величинами неизвестными. Можно только делать предположения, сравнивая разные данные, — эксперты оперируют порой существенно отличающимися цифрами, которые не совпадают и с официальной статистикой. Не стали исключением и подведенные итоги 2009 года.

    По оценкам интернет-компании PROFIT Online, месячная интернет-аудитория в Казахстане составила 4,3 млн. человек, или 27 проц. населения республики — это показатели, характерные для конца 2009 года. Как пояснил генеральный директор PROFIT Online Александр Васильев, речь в этом случае идет о людях, «которые выходят в интернет хотя бы один раз в месяц».

    — Если говорить о ядре аудитории, то есть о пользователях, выходящих в интернет несколько раз в неделю, то, по нашим оценкам, это 1–1,2 млн. человек, — отметил А. Васильев.

    По подсчетам компании, прирост аудитории за 2009 год составил 72 процента. Такие темпы эксперты связывают со все более привлекательными условиями доступа, в частности, увеличением лимита трафика и безлимитным доступом ко многим казахстанским сайтам.

    Исследовательская компания ICT-Marketing оперирует значительно меньшими цифрами — по ее данным, на конец 2009 года количество пользователей сети интернет составило 3,16 млн. человек, или 19,8 проц. населения. При этом 8 из 10 домохозяйств подключаются к глобальной сети через казахтелекомовский «Мегалайн». За год — с декабря 2008-го по декабрь 2009-го — нтернет-аудитория выросла более чем на 30 проц., кстати, доля пользователей младше 16 лет составила 12 процентов. А 42 проц. взрослых в городах с населением более 70 тыс. человек формируют то самое ядро аудитории.

    Портрет пользователя

    В целом портрет среднего казахстанца, регулярно выходящего во всемирную паутину, остался неизменным — в большинстве это взрослые люди (92 проц.), которые пользуются интернетом дома (61 процент). Кстати, представители ICT-marketing отмечают, что доля взрослых пользователей, использующих интернет на работе, незначительно сократилась — если в октябре 2008 года она составляла 17 проц., то в ноябре 2009-го — уже 14 процентов.

    Возрос и уровень компьютеризации хозяйств. «Если в октябре 2008 года 42 проц. семей городов РК с населением 70 тысяч и более человек имели компьютер, то в ноябре 2009 года этот показатель составил 47 проц.», — говорится в отчете ICT-marketing. Увеличилась и доля семей с подключением к сети интернет — он доступен 26 из 100 домохозяйств.

    — Общее количество домохозяйств с подключением к интернету в городах Казахстана увеличилось за прошедший год более чем на 30 процентов, — отмечают эксперты.

    Кстати, именно в 2009 году окончательно укрепились позиции широкополосного доступа в глобальную сеть. Если в сентябре 2007 года около 70 проц. аудитории пользовались коммутируемым модемом, то спустя два года этот показатель снизился до 20 процентов.

    Ставка на мобильность

    Основным способом выхода во Всемирную паутину остается использование компьютера или ноутбука. А вот доля тех, кто пользуется интернетом с мобильного телефона, по подсчетам ICT-marketing, ограничивается 7 процентами. Причем «аудитории пользователей с мобильного телефона и с компьютера/ноутбука ощутимо пересекаются: 7 из 10 человек, использующих мобильный интернет с мобильного телефона, также пользуются интернетом с помощью компьютера/ноутбука», говорят аналитики компании, отмечая, что этот факт «необходимо учитывать при определении реального размера интернет-аудитории в Казахстане».

    Впрочем, всплеск популярности именно мобильного интернета прогнозируют после запуска услуги 3G. По последним обещаниям главы Агентства по информатизации и связи РК, это долгожданное событие должно произойти уже в марте. Правда, пока от сотовых операторов официальных сообщений на этот счет не было, но предупреждающие меры по захвату аудитории уже нанесли — ТОО «Кар-Тел» осенью начало продажу USB-модемов Beeline с поддержкой 3G. ТОО «GSM Казахстан» тоже активно предлагает аналогичный продукт — USB-модемы Kcell Connect. Рост пользователей мобильного интернета не заставил себя ждать.

    — Количество абонентов, пользующихся мобильным интернетом, выросло более чем на 80 проц. в сравнении с 2008 годом, — отмечает руководитель службы по связям с общественностью ТОО «Кар-Тел» Павел Родин. При этом он отмечает, что опыт развития услуг на базе 3G в Таджикистане, Армении, Узбекистане и Росии позволяет сделать вывод, что «самой популярной услугой на базе связи третьего поколения является высокоскоростной доступ в интернет, в частности, через USB-модемы».

    — К примеру, в России менее чем за полтора года Beeline продал более миллиона таких устройств, и в некоторых регионах до 70 проц. интернет-трафика в сети Beeline приходится именно на пользователей USB-модемов, — приводит статистику П. Родин.

    Директор по корпоративным коммуникациям ТОО «GSM Казахстан» Аида Досаева говорит, что «в 2009 году рост числа пользователей мобильного интернета в сети «GSM Казахстан» составил более 38 проц. по сравнению с 2008 годом».

    — Внедрение 3G, безусловно, откроет большие перспективы перед Казахстаном, в основном в области сокращения цифрового неравенства, — говорит А. Досаева. — Мы ожидаем, что наши абоненты будут пользоваться качественным широкополосным интернетом, что повысит как их персональную эффективность, так и эффективность бизнеса в целом.

    При этом она прогнозирует, что потенциальными пользователями услуг на базе 3G могут стать больше половины абонентов оператора, пользующихся GPRS-услугами.

    Доменная привлекательность

    Kaznet GrafikЕще один сегмент, в котором эксперты зафиксировали достаточно бурный рост, — это доменная зона KZ. По данным PROFIT Online, в 2009 году было подано 16558 заявок на регистрацию доменов в Казнете.

    — Как и раньше, не все поданные заявки оплачиваются, — говорит А. Васильев. — И если в предыдущие годы, по нашей статистике, реально покупалось 65–70 проц. от поданных заявок, то в этом, по нашим оценкам, этот показатель еще ниже — примерно 60–65 процентов.

    Он связывает такое положение с ситуацией, которую наблюдали в середине года, «когда Казахский центр сетевой информации (KazNIC) подавал сотни заявок на регистрацию доменов от своего имени».

    — Все имена состояли из беспорядочного набора символов и, естественно, не были оплачены. Остается загадкой, зачем такие маневры потребовались КазНИКу, но факт остается фактом, — рассказывает А. Васильев.

    Но даже если отбросить данные по таким несостоявшимся покупкам доменных имен, то на 10–11 тыс. имен доменная зона KZ в 2009 году все же пополнилась. И по состоянию на конец года всего было зарегистрировано около 42 тыс. имен. Кстати, в последние месяцы 2009 года эксперты заметили еще одну тенденцию — стали регистрироваться доменные имена на кириллице, даже несмотря на то, что пока вопрос о кириллических доменах еще только на стадии обсуждения.

    — Так, на традиционные домены на латинице в декабре пришлось 1297 заявок, а 327 были поданы в кириллическом виде. Например, в декабре были поданы заявки на такие кириллические домены в зоне KZ, как абонент.kz, автозапчасти.kz, автомобиль.kz, аптека.kz, водка.kz, гаджет.kz, газ.kz, колеса.kz, коммерция.kz, комплектующие.kz, мягкаямебель.kz, пиво.kz и другие, — рассказывает А. Васильев.

    При этом в 2010 году казахстанский сегмент интернета будет только развиваться — и в части увеличения количества пользователей, и в развитии разнообразных сайтов и виртуальных сервисов. В этом эксперты единодушны.

    — По нашим ожиданиям, ряды интернетчиков в Казахстане пополнят еще как минимум 1,8–2 млн. человек. Темпы роста могут несколько сократиться, но в абсолютном значении количество новых пользователей останется примерно на том же уровне, — прогнозирует А. Васильев.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии