IT-профессионалы: кадровый голод
Проблема подготовки ИТ-персонала в Казахстане.
Давно прошли времена расцвета командно-административной системы, канули в Лету безработица, дефолты и годы «черной» экономики. Заработную плату надежнее и выгоднее получать
Но рынок соискателей не успевает за развитием рынка труда — это факт, и от него никуда не уйдешь. Вот сегодняшние реалии: вакансий на рынке труда намного больше, чем может предложить рынок соискателей. Сегодня с приятным удивлением (как соискатель) или с досадой (как работодатель) понимаешь: не соискатель борется за право работать в тех или иных компаниях, а компании — за возможность привлечения соискателя.
Средний и крупный бизнес в Казахстане активно развивается — идет вперед семимильными шагами. Компании готовы платить больше за специалистов, но даже четырехзначные оклады в долларовом эквиваленте и прогрессивная система премий не обеспечивают «неожиданного» появления нужного человека.
Сегодня в
Персонал: образование классической формы
Лишь сейчас появился небольшой поток выпускников отечественных вузов, в резюме которых значатся факультеты информационных технологий. Но переломить ситуацию в скором времени это не поможет: ручеек, который впоследствии превратится в поток, лишь насытит рынок соискателей специалистами среднего класса.
В любом случае высшее образование у
Гораздо важнее то, что человек может в реальных, неигровых, ситуациях. Ценится способность быстро учиться и внедрять новые технологии на месте. Важен широкий кругозор и общая образованность. Уже стало нормой для специалиста иметь несколько сертификатов различных компаний (обычно обозначающих определенный уровень квалификации в той или иной сфере/продукте). Причем если на некоторых позициях этого может быть достаточно, то для профессионалов продаж и консалтинга непременным атрибутом станут курсы и тренинги психологического плана: методы разрешения конфликтов и ведения переговоров, эффективные продажи, определение целей и путей достижения.
Требование, уже ставшее повсеместным, — английский язык. Язык презентаций, технической литературы и ведения переговоров. «Технический» английский — давно уже уровень среднего класса. Профессионал не может считаться таковым без свободного владения английским языком. Это вовсе не значит, что знание других языков не ценится — английский является основой, плюсами к которой будет знание других языков.
Персонал: мотивация
Мотивация проста в понимании и сложна в реализации. Ведь сейчас очень сложно «заманить» нужного специалиста только размерами оклада. В ход идет все — от бонусных выплат по итогам работы в определенный период до оплачиваемых компанией питания и средств связи. И в определенных рамках это действительно работает — до тех пор, пока специалист не становится профессионалом и система мотиваций не переходит в несколько иную сферу — в сферу личного и профессионального роста.
Физические потребности удовлетворены, потребности в защищенности — тоже. Есть определенный уровень доходов и приятной во всех отношениях работы. Остаются неудовлетворенными потребности социальные и потребность самореализации, которую компании зачастую не в силах удовлетворить и превратить систему мотивации в систему самомотивации.
В чем причины? Основных — две. Первая — авторитарный стиль руководства (весьма распространенный стиль в казахстанских компаниях), когда решения принимаются единственным человеком, часто меняются и не имеют четко обозначенной модели «цель — средство». Такой стиль редко опирается на здравый смысл и логику, скорее, на личное отношение к проблеме/человеку (чем нередко препятствует удовлетворению потребности в защищенности).
Причина вторая — различное по скорости развитие компании и профессионала. Либо компания развивается быстрее профессионала, либо профессионал идет впереди компании. И в результате либо компания и профессионал «подтягивают» друг друга до приемлемого уровня, либо расстаются на
Нередко бывает такое, что первая причина «гармонично» сочетается со второй. И тогда потенциально сильная, перспективная компания вместо стремительного развития топчется на одном месте (модель «два шага вперед — один назад»).
Менеджмент — самая проблемная зона в организации любой компании. К сожалению, связано она в большинстве случаев с искаженным восприятием понятия «управленческий аппарат». И с искаженными требованиями/результатами работы менеджеров.
Во всяком случае, мы имеем определенный ряд требований к менеджменту на предприятии, общих для любой сферы деятельности: четкое понимание своей миссии, лидерские качества, способность организовать и сплотить команду специалистов, построение четкой системы контроля деятельности и отчетности и многое другое.
Все в разы сложнее в
Любой
Идеальный
Поиск и подбор сегодня
Любой уважающий себя
И ситуация с каждым годом все обостряется: средний и крупный бизнес развивается быстрее, чем рынок соискателей. Компании вынуждены играть в «подтасовку» кадров, довольствоваться тем, что есть сейчас.
Во многих случаях кадровая политика, используемая в львиной доле казахстанских компаний, не позволяет растить собственных профессионалов, обеспечивая тем самым кадровый резерв компании на будущее.
В
Тем не менее, рынок соискателей преображается — спрос рождает предложение. Развивающимся компаниям требуются новые силы — и рынок удовлетворяет требования. В течение нескольких лет рынок труда и соискателей разительно изменится: превратится в цивилизованную систему, где царят партнерские отношения. Конечно, наряду с этим появятся и «цивилизованные» методы поиска, вроде «охоты за головами»… Но «голодовка» уйдет навсегда…
Комментарии