Шведский оператор поиграет с тарифами в Казахстане
Спровоцирует ли новый игрок на рынке мобильной связи Казахстана, шведский дискаунтер Tele2, «тарифные войны»?
Новый игрок на рынке мобильной связи Казахстана — шведский дискаунтер Tele2 — может спровоцировать «тарифные войны», — считает глава АИС РК Куанышбек Есекеев. Однако участники рынка скептически относятся к возможности серьезного снижения тарифов в Казахстане.
По словам Куанышбека Есекеева, Tele2 известен применением тактики «выдавливания» конкурентов за счет низкого тарифа при выходе на новые рынки. «Поэтому я думаю, примерно через год пользователи сотовой связи столкнутся с «тарифными войнами», — отметил он.
Более того, по его оценкам, если Tele2 и другие операторы начнут активно двигаться, пользователи получат большие скидки на тарифы уже в этом году.
Напомним, в декабре 2009 года «Казахтелеком» в рамках демонополизации рынка продал одну из своих «дочек» — NEO — шведской компании Tele2. Tele2 приобрел 51% доли в ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» (брэнд Neo) за $77 млн. с обязательством инвестировать в оператора $50,6 млн. Вторым владельцем компании является Asianet Holdings B.V., который входит в инвестгруппу Amun Capital. В случае завершения этой сделки Tele2 получит опцион на выкуп оставшихся 49% «Мобайл Телеком-Сервиса» через 5 лет после покупки контрольного пакета.
Согласно бизнес-плану Tele2, казахстанская компания должна достичь более чем
В беседе с «Къ» источник в отрасли, пожелавший остаться неизвестным, отмечает, что Tele2 интересен рынок Казахстана потому, что в Европе его бизнес-модель терпит крах, а по сравнению с другими странами СНГ, в Казахстане еще есть потенциал роста рынка в сочетании со сравнительно высокими ценами. По его мнению, модель бизнеса Tele2 нельзя назвать однозначно успешной. «Несмотря на позиционирование европейского оператора, Tele2 занимает очень скромное место на европейском рынке, причем довольно быстро с него уходит, все больше концентрируясь на «восточном» направлении. Судя по последним финансовым отчетам Tele2, в ближайшее время можно ожидать уход из Германии, Австрии и стран Балтии, где у оператора дела складываются не лучшим образом», — говорит источник. За последние несколько лет компания ушла из десяти стран Западной Европы, включая Испанию и Италию.
Что касается Казахстана, 90% уровень проникновения сотовой связи в стране не исключает возможности для третьего игрока завоевать за несколько лет 20% рынка. «Это возможно как за счет перетока части базы от других игроков, так и за счет роста рынка в целом: как показывает опыт, рост рынка продолжается до
Между тем, по его мнению, существующий уровень цен на услуги сотовой связи уже достаточно низок. Во всяком случае, стоимость звонка между абонентами разных операторов уже вплотную приблизилась к уровню межоператорских расчетов, а стоимость внутрисетевых звонков на новых тарифных планах операторов снизилась вплоть до пяти-двух тенге или даже нуля при соблюдении абонентом определенных условий.
Также источник считает, что, учитывая очень скромные размеры абонентской базы Neo, приобретаемой Tele2, новый игрок будет вынужден выводить глубоко убыточные для себя тарифы, если будет делать ставку на привлечение абонентов крупных игроков. Уровень снижения тарифов в РК будет зависеть от конкретной стратегии нового оператора. Эксперт напоминает, что в Казахстане уже имелись примеры попыток демпинга со стороны мелких игроков: и Neo, и Pathword пытались играть на позиционировании дискаунтера. Особого успеха эти попытки, в целом, не имели.
Аналитик из Ducat Тимур Тусеев считает, что Tele2 прежде всего важен переток клиентов от других операторов, плюс агрессивная ценовая и маркетинговая политика, не нужно также забывать и о дополнительных услугах, так называемых VAS (value added services). Кроме того, внедрение технологий связи 3G дает широчайшие перспективы для развития и расширения рынка в целом.
По его мнению, вряд ли можно ожидать бурного роста рынка сотовой связи, так как проникновение составляет более 90%. Но на данный момент тарифы весьма высоки, так как конкуренция слабая, и с увеличением количества игроков на рынке можно ожидать изменения ситуации.
Конечно, в качестве резервов роста рынка можно учитывать и переток клиентов из сегмента фиксированной связи в сегмент сотовой, что обусловлено, прежде всего, тарифной политикой операторов связи. «В случае появления новых игроков на рынке и возникновении т. н. ценовых войн, эти темпы могут усилиться. Впрочем, не стоит сбрасывать со счетов операторов фиксированной связи, так как они также проводят гибкую ценовую политику», — считает Тимур Тусеев.
По поводу того, что «Казахтелекому» было невыгодно продавать Neo Tele2, и что ему могут быть невыгодны ценовые войны в целом, аналитик отмечает, что нацоператор владеет лишь долей в компании GSM Kazakhstan, к тому же МТС был не совсем профильным активом для «Казахтелекома». «В принципе, ценовые войны могут привести к росту рынка в целом, так что этот вопрос неоднозначен», — добавил он.
Что касается возможных резервов ответного снижения тарифов казахстанскими операторами, то, как комментирует руководитель
Для Beeline, по его словам, снижение тарифов становится возможным, в частности, благодаря развитию собственной транспортной инфраструктуры в Казахстане. «Благодаря строительству собственной системы волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) мы снижаем затраты за счет отказа от дорогостоящей аренды каналов», — приводит пример глава
КCell пока воздержался от оценки предполагаемых действий нового конкурента и о целесообразности возможного ответного снижения собственных тарифов.
Tele2
Шведская телекомкомпания. Основана в 1993 году Яном Стебеком. Имеет 26 млн. клиентов в 11 странах мира. Tele2 предлагает мобильные услуги, фиксированную широкополосную и телефонную связь, услуги передачи данных, кабельное телевидение и услуги контента. Общая выручка за 2008 год — $5,1 млрд., чистая прибыль — $222 млн.
«МобайлТелеком-Сервис»
Обладает лицензией на оказание услуг сотовой связи в стандарте GSM-900 на всей территории Казахстана. Компания является третьим крупнейшим
Комментарии